Исследование, опубликованное в «Трудах Королевского общества биологов», показало, что обезьяны могут обладать метапознанием - умением оценивать достоверность и полноту собственных знаний.
Исследование проводилось Рочестерским университетом. Ученые изучали способность, присущую, как ранее считалось, лишь человеку, отказаться от ответа на вопрос, если ответ не известен. Идея заключалась в том, чтобы определить, насколько легко судить о том, что видишь, слышишь или воспринимаешь.
В исследовании обезьянам показывали символ на экране. Затем их просили распознать этот символ среди множества других и продемонстрировать, насколько они уверены, что это был тот же самый образ.
В данных опытах обезьяна должна была не только выбирать правильную картинку из серии представленных на экране, но и перед этим «делать ставку», рискуя большим или меньшим количеством ранее заработанных «жетонов». Ставка означала уверенность или неуверенность обезьяны в том, что она знает правильный ответ. За определенное количество набранных «жетонов» обезьяна получала угощение.
Было обнаружено, что обезьяны с большей вероятностью делают высокую ставку, когда они уверены, что это именно тот символ. Чаще всего это происходило, когда повторяющийся символ имел высокий контраст. Если контраст был не столь высоким, и символ был менее ясен, тогда обезьяны делали более низкую ставку, демонстрируя этим, что они менее уверены в своем ответе.
«Метапознание - это быстрый способ судить о том, знаете ли вы ответ», - сказал Стивен Ферриньо, ведущий автор исследования, в заявлении.
«Это же касается и обезьян. Если они четко видят изображение, и им проще распознать его, они будут более уверены в своем ответе и сделают высокие ставки».
Считается, что исследование может помочь нам понять, как метапознание развивается у маленьких детей. Это может в конечном итоге привести к пониманию того, будет ли ребенок хорошо учиться или же, как развить детскую эрудицию с помощью метапознания.
«Люди обладают множеством метакогнитивных иллюзий - ошибочной оценки познавательных возможностей человека», - считает Джессика Кэнтон, соавтор исследования.
«Изучение метапознания у обезьян могло бы дать нам основу для изучения метапознания у маленьких детей».
источник