Оригинал взят у
vova6857 в
В царстве кошачьих Читая Замулина по "разгрому" 200-й бригады 8 июля 1943 года у Верхопенья:
- 1. Откуда ноги растут:
- "Через три часа тридцать пять разбитых танков тлели на поле боя. Только 5 Т-34, все серьезно поврежденные, смогли уйти с дымящейся арены, ища укрытие в небольшом лесу. С гордостью майор доложил командиру батальона: «Подбито тридцать пять танков противника. С нашей стороны потерь нет». - это написал "писучий исторег" Карель, как дивизион "штугов" "Гроссдойчланда" враз разделался с дурными "иванами" из 200-й бригады.
- 2. Отсюда произрастают выводы Замулина:
- "Надо признать, дивизион противника одержал существенную победу. Чтобы вывести из строя несколько десятков боевых машин, действительно необходимо мастерство. Но нельзя не отметить, что помогли в этом противнику тактически неграмотные действия наших командиров"
- 3. Изложение данного боя Гетманом - командиром 6тк , куда и входила 200-я танковая бригада:
" Однако в течение 8 июля обстановка на нашем участке обороны оставалась очень сложной, особенно в 200-й танковой бригаде, которой, как видно из всего вышесказанного, пришлось сдерживать натиск многократно превосходящих сил противника в районе Верхопенья.
Весь этот день почти неотлучно я находился в 200-й танковой бригаде...
В первой атаке позиций 200-й танковой бригады участвовало до 60 фашистских танков, в том числе 30 «тигров». Одновременно, как докладывал полковник Леонов, около 30 танков атаковали 112-ю танковую бригаду в районе Сырцево. Удары наносились на узком фронте, что позволяло противнику усиливать и без того значительное численное превосходство, которым он обладал
Свыше 8 часов длился бой...
Не сумев 8 июля прорвать оборону 6-го танкового корпуса, противник на следующий день усилил атаки...
В боях 8-9 июля за Верхопенье 200-я танковая бригада не уступила противнику ни пяди своего участка обороны. Уничтожив несколько десятков фашистских танков и самоходных орудий, она вынудила врага к исходу дня 9 июля отойти на прежние позиции"
- 4. Еще один очевидец и участник этого боя, Меллентин (нач. штаба 48ТК, куда и входил "Гроссдойчланд"):
"8 июля боевая группа в составе разведотряда и дивизиона штурмовых орудий дивизии "Великая Германия" вышла на большак и достигла высоты 260,8; затем эта группа повернула на запад, с тем чтобы оказать поддержку танковому полку дивизии и мотострелковому полку которые обошли Верхопенье с востока. Однако село все еще удерживалось значительными силами противника, поэтому мотострелковый полк атаковал его с юга. На высоте 243,0 севернее села находились русские танки, имевшие прекрасный обзор и обстрел, и перед этой высотой атака танков и мотопехоты захлебнулась. Казалось, повсюду находятся русские танки, наносящие непрерывные удары по передовым частям дивизии "Великая Германия".
За день боевая группа, действовавшая на правом фланге этой дивизии, отбила семь танковых контратак русских и уничтожила двадцать один танк Т-34 (явно поскромнее Карела). Командир 48-го танкового корпуса приказал дивизии "Великая Германия" наступать в западном направлении, с тем чтобы оказать помощь 3-й танковой дивизии, на левом фланге которой создалась очень тяжелая обстановка. Ни высота 243,0, ни западная окраина Верхопенья в этот день не были взяты - больше не оставалось никаких сомнений в том, что наступательный порыв немецких войск иссяк, наступление провалилось. "
Прям конфликт интересов: Карель и Замулин не участвующие в "Цитадели" говорят о разгроме 200-й бригады одной левой, то бишь дивизионом, а Гетман и Меллентин - непосредственные участники сего действа такого "избиения" не заметили - но заметили упорное сопротивление бригады в Верхопенье. Кстати, за этот бой командир 1тб бригады стал ГСС.
Получается что "Гроссдойчланд", при помощи корпусной артиллерии 48ТК (т.к. в районе Алексеевки помогала 3ТД корпусная артиллерия 52АК), при помощи почти всего 8ак - у которого львиная доля вылетов 8-го числа была именно в район 48ТК, таки выбил танки 200-й бригады (46 танков на утро 8-го - на вечер: потеряно 35, в ремонте - 11), а Верхопенье ... не взял.
До кучи (при уничтоженной 200-й бригаде с 11 танками в ремонте): на вечер 8-го июля в 48ТК не осталось ни одной боеспособной "пантеры" - оне все поломались как то, все двести!
Так что упрекать бойцов, да и командиров за, "проигранный по очкам", бой у Верхопенья - я бы не стал. Наоборот: это был весомый вклад в развале "Цитадели"
Вот такая "перемога" 8 июля ... ну и у "кошек" 51 и 52 батальона тоже!