Собака, как известно, один из первых друзей человека, сегодня мы немного поговорим о их военном применении в нашей стране.
В начале прошлого века служебные собаки были во многих армиях западных стран, однако наиболее широкое развитие получили перед первой мировой войной 1914-1918 гг. Наибольшее поголовье состояло на службе в армии Германии - 30 тысяч, во Франции, Англии и США - более 20 тысяч лохматых четвероногих бойцов. В русской же армии в тот период насчитывалось всего-то не более 300 собак. Командование царской армии должного внимания данному аспекту особо не уделяло. После революции поначалу положение не сильно изменилось и только позднее, в виду сложившегося отставания на данном фронте, военное руководство молодой армии принимает практическое решение о развитии военного собаководства в Красной армии.
23 августа 1924 г. издается Приказ Реввоенсовета РККА №1089 о создании в г. Москве Центрального опытного питомника военно-спортивных собак, с расположением у станции Кусково.
Первоначально планировалось оценить применение собак в военном деле в целом, а так же организовать опытные питомники военных и спортивных собак в частях РККА. Основные направления деятельности служебного собаководства предусматривали следующие цели: разведка, связь, сторожевая и санитарная службы а так же окарауливание военных складов в помощь сторожам.
Штат открывшейся школы-питомника включал личного состава -35 человек и общего поголовья - 44 собаки.
Первыми породами были:
немецкая овчарка - шесть (по связи)
доберман - пинчер - четыре (розыскная)
эрдельтерьер - четыре (санитарная)
кавказская овчарка - четыре (караульная)
лайка - шесть (ездовая)
так же были и спортивные собаки:
легавые - пять
гончие - три
Первым начальником школы военных и спортивных собак был назначен полковник Евтушенко Никита Захарович
Вскоре были созданы окружные школы в Смоленске, Тбилиси, Ульяновске, Ташкенте. В начале своего существования школы испытывали большие трудности. Отсутствие в стране поголовья служебных собак затрудняло комплектование школ, а закупаемые в Германии собаки были мало приспособлены к нашему климату, часто болели чумой, в то время особенно опасной из-за отсутствия лечебных средств. Собак закупали не специалисты, поэтому среди хороших экземпляров часто попадались посредственные и даже просто непригодные. О собаках отечественных пород не имелось почти никаких данных. Не было у нас в достаточном количестве и специалистов служебного собаководства.
Одним из первых начинаний секции (1925), способствовавшим ее популяризации, было создание своего печатного органа - журнала "Собаководство и Дрессировка", который издавался до 1933 года. Вскоре после организации секции всех владельцев собак пригласили на совместную прогулку в Петровский парк (понятие выводка тогда еще не бытовало). Присутствовало около пятидесяти владельцев с собаками.Задачу подготовки специалистов решали школы собаководства, но приобретать и далее собак за границей, расходуя валюту, было невоз можно. Быстро развести нужное количество собак в питомниках тоже трудно. Тогда специальная комиссия, состоявшая из начальников школ и госпитомников, пришла к выводу, что создать свое поголовье собак можно лишь при широком участии населения страны. Так были найдены точки соприкосновения интересов государства и владельцев-любителей. Объединение усилий секции и государственных питомников укрепило кадры собаководов, сделало более целеустремленной их работу. Для популяризации дела и привлечения новых средств решили провести в сентябре 1925 года в Москве первую Всесоюзную выставку собак-ищеек и сторожевых пород.
За первые пять лет Центральной школой было подготовлено 124 человека специалистов военного собаководства
4 июля 1931 года Центральная школа военного собаководства реорганизуется в «Научно-испытательный кинологический институт». Начальником научно-испытательного института назначен Широкий Андрей Григорьевич. Преобразование Центральной школы в институт позволило расширить научно-экспериментальную работу с большей эффективностью. Следует отметить, что в период 1930 - 1940 гг. деятельность Центральной школы была наиболее насыщенной и продуктивной. Подготовка кадров специалистов служебного собаководства, подготовка собак по различным службам тесно увязывалась с исследовательской работой научного отдела, дополняя друг друга. Работы научного отдела охватывали все основные направления в области собаководства. Разведение и выращивание собак, теория и практика дрессировки собак, кормление и содержание собак ветеринарное обеспечение собак. Изучая зарубежный опыт в собаководстве, работники научного отдела вносили новое в теорию и практику дрессировки собак, создание совершенно новых видов (служб) применения собак в военном и служебном собаководстве.
1933 год. Получает новое наименование - «Научно-испытательный институт военного собаководства РККА». Как же у нас любят все переименовывать
Научным отделом проведен ряд важных работ в области племенного разведения, разработана инструкция по искусственному осеменению собак, методика определения щенности сук по картине крови, инструкция по выращиванию и воспитанию молодых собак (автор этих работ начальник племенного питомника Калинин Н.Ф.). Проведена работа ветврачом Крючковым В.И. по использованию для кормления собак новых видов продуктов - тюленины и китового мяса, как в свежем виде, так и солонины. Во время экспедиции в Архангельск, при первой даче свежего мяса тюленины собака отказалась его есть, но ознакомившись с запахом мяса ела с большой охотой (делов то пару дней попоститься). В последующие годы до 1958 года продовольственная служба МВО закупала для Центральной школы тюленину и китовину в засоленном состоянии для длительного хранения. В школе была разработана инструкция обработки солонины. Использование китового и тюленьего мяса в корм собакам по своему качеству не уступает мясным продуктам домашних животных. В дальнейшем мясо тюленя и кита, переработанное в консервы, поступало в продажу для населения.
20 апреля 1934 года в состав Научно-экспериментального института военного собаководства включен расформированный ранее существовавший институт военного голубеводства РККА. Приказ начальника управления связи РККА № 015 от 7.04.1934 года Школа получила наименование «Центральная школа связи собаководства и голубеводства».
Завершено строительство главного учебного корпуса в поселке Новогиреево Перовского района Московской области (ныне Перовский район города Москвы).
В главном корпусе были размещены учебные подразделения, учебные кабинеты и учебные классы, столовая, хозяйственные службы разместились в других постройках. Для строевых собак построены специальные постройки. Школа располагала удобно расположенным учебным полигоном для дрессировки собак.
Территория в Кусково, где начинала свою деятельность Центральная школа в 1924 года, главное здание и другие постройки, были использованы под научный отдел и размещение племенного питомника.
Коллективом школы подготовлено и издано 1-е «Наставление по собаководству», «Учебник младшего командира по голубеводству», «Методическое руководство по подготовке вожатых военного собаководства» (автор Мульдевиц В.Г.), «Методика подготовки собак по службе химической разведки». К 1935 году Центральная школа готовила собак по службе связи, караульной, ездово-нартовой, сторожевой службам, велась подготовка голубей (голубиная связь).Разработано в части: Ильин Н.А. «Генетика собак», Калинин «Влияние дегельминтизации на рост щенков», Ляпустин «Ревматические заболевания».
12 февраля 1935 года начальником Центральной школы связи собаководства и голубеводства был назначен Медведев Григорий Пантелеймонович. По его рекомендации в целях повышения эффективности работы окружных школ и Центральной школы военного собаководства было принято решение высшим руководством сократить число окружных школ, из существовавших 12 оставить только пять: в Московском, Ленинградском, Закавказском, Дальневосточном, Белорусском ВО. За счет сократившихся окружных школ расширен штат оставшихся, укрепилась их материально-техническая и учебная база. Вместе с этим было уделено больше внимания развитию Центральной школы, что позволило вести шире научно-экспериментальную работу, подготовку командного состава, подготовку вожатых и собак для войсковых частей армии.
С именем генерал-майора войск связи Медведева Григория Пантелеймоновича (звание генерал-майора ему присвоено в 1944 году) связано не только развитие Центральной школы, военного собаководства в Советской армии, но и служебного собаководства в стране. 35 лет руководства школой (с 1935 по 1970 год) и последующие 10 лет он активно участвовал в работе Федерации служебного собаководства. С приходом Медведева Г.П. Центральная школа из полувоенной организации превращалась в организованную воинскую часть, работающую по воинским законам. Высокая исполнительская дисциплина во всех звеньях работы значительно повысили активность и творческую инициативу коллектива школы.
1937 год. Подготовлено и издано «Наставление по военному собаководству РККА». Наставление было результатом 13-летней работы Центральной школы военного собаководства, практического опыта дрессировки собак по различным службам. Издана серия учебных пособий (плакаты) по использованию собак по службам: караульной, связи, ездово-нартовой, санитарной, авиасигнальной, по уходу и содержанию собак. В сентябре 1937 года были проведены заводские испытания вьюка и замка к нему для собак противотанковой службы. Разработку их и совершенствование осуществляли майор Голиков К.К. и капитан Голубев В.Г.
Для участия в боевых операциях частей РККА в Монгольской Народной республике направлены две роты специального назначения в составе 77 человек начсостава и курсантов и 70 собак под командованием начальника Центральной школы полковника Медведева Г.П. и военкома отряда Олейника. 21 июля 1939 года подразделения школы прибыли в МНР и поступили в распоряжение командующего 1 Армейской группой Красной армии дальневосточного военного округа генерала Жукова К.К., войска которого в соответствии с договором от 1936 г. между СССР и МНР приняли участие в разгроме японских войск, вторгшихся на территорию МНР в районе реки Хал-Хин-Гола.
После подробного доклада полковника Медведева Г.П. генералу Жукову К.К. о назначении подразделений с собаками, в составе были собаки по борьбе с танками противника, собак, связи, сторожевой службы, подразделения школы были приданы 8-й кавалерийской дивизии Монгольской армии. Это было первым участием Центральной школы с собаками в боевых операциях Красной армии, первой проверкой умения командиров организовать работу подчиненных с собаками в боевых порядках войск. Собака связи и сторожевой службы работали надежно. Применить противотанковых собак не пришлось, разрешение на это не было дано командованием.
В том же 1939-ом 7 декабря по заданию Ген штаба РККА сформирована и отправлена в действующую армию Советско-финского фронта под командованием заместителя начальника Центральной школы полковника Мищенко Н.Н. рота ездово-нартовых упряжек собак и взвод собак связи - личного состава - 34 человека, ездовых собак - 31, собак связи - 18. Одновременно с подразделением полковника Мищенко Н.Н. на Кандалакшском участке фронта действовал взвод ездовых упряжек собак, приданный штурмовым отрядам под командованием майора Голубева В.Г.
1940 год. 12 февраля по заданию Генерального штаба Красной армии школой подготовлен и отправлен в Ленинградский военный округ в 15-ю армию сводный батальон в составе 2-х рот ездовых и связных собак под командованием майора Гаврилова С.К., военкома батальона комиссара Валериуса Н.Д., командиров рот капитана Мусийченко Н.И., ст. лейтенанта Лужкова Ф.М.. Личный состав батальона составил: командный состав - 8 человек, курсантов - 171 чел., собак ездовых - 197, связных - 71.
Ездовые упряжки собак использовались для подвоза на передний край боеприпасов, продовольствия, снаряжения, а с переднего края эвакуировали раненых бойцов и командиров до медсанбата. В условиях суровой и снежной зимы 1939 - 1940 гг. в отсутствии дорог, лесистой местности невозможно было использовать автотранспорт и очень ограниченно - лошадей. Собачьи упряжки оказались наиболее эффективным и надежным средством эвакуации раненых с переднего края. Вожатый упряжки был в состоянии подходить с упряжкой непосредственно к раненому без помощи санитаров. Санитарные носилки, укрепленные на специальной установке на лыжах, придавали плавность упряжке по снегу, не причиняли раненому тряски.
Ездовые упряжки собак оказались единственно возможным средством эвакуации раненых из подразделений, оказавшихся отрезанными от своих частей. Группа в составе взвода 10-12 упряжек из роты Мусийченко неоднократно в сопровождении проводников в ночное время проникала через передний край в расположение отрезанного подразделения, доставляя им продовольствие и медикаменты, и снова с наступлением темноты возвращались с ранеными в расположение своих войск. Трудный и опасный маршрут эвакуации раненых из окружения составил 15 км.
Кроме ездово-нартовых собак в финскую кампанию использовались собаки связи в звене полк-батальон. В ходе боевых действий для советских воинов возникла непростая проблема борьбы с финскими снайперами, проникавшими в боевые порядки наших войск, действовавшие вдоль дорог, вблизи командных пунктов, располагаясь на деревьях, со стороны их заметить трудно. Здесь снова была призвана помощь собак. Центральная школа начала готовить собак для обнаружения финских снайперов (их прозвали кукушками).
Для такой работы были пригодны лайки, работающие по белке, которые легко определяли нахождение белки на дереве. Однако подобная идея и подготовка собак велась в Москве в конце финской кампании, применить таких собак в деле не пришлось.
9 сентября снаряжается экспедиция во главе с подполковником Марининым в г. Нальчик. В состав экспедиции входили две упряжки ездово-нартовых собак. Группу сопровождал ветврач майор Крючков В.И. Он должен был вести наблюдения за изменением физического состояния собак при восхождении на Эльбрус. По мере подъема высота сказывалась на поведении животных и людей, дыхание учащалось, скорость движения и активность снижались. Конечным пунктом восхождении был отель для альпинистов на высоте 4200 метров над уровнем моря «Уют». Экспедиция на Эльбрус лишний раз подтвердила универсальность собаки в ее службе человеку. Она быстро приспосабливается к любым условиям, в которые ей приходится попадать, сохраняя работоспособность.
1940 год был последним предвоенным годов деятельности Центральной школы военного собаководства. За 16 лет был заложен хороший фундамент развития военного служебного собаководства в стране. За этот период подготовлен большой отряд специалистов собаководов для армии и клубов служебного собаководства, любительское собаководство приобрело в стране массовый характер, количество служебных собак росло из года в год, что позволило полностью обеспечить потребность в собаках армии, внутренних и пограничных войск, создавался мобилизационный резерв.
Центральная школа к началу 1941 г. располагала возможностью готовить служебных собак по одиннадцати видам служб: караульной, связи, розыскной, санитарной, сторожевой, противотанковой, диверсионной, собак химразведки, авиасигнальной, ездово-нартовой, минно-розыскной.
В приказе начальника Главного управления связи Красной армии №14 от 22 февраля 1940г. было отмечено, что за сравнительно небольшой срок командованию и коллективу Центральной школы удалось создать высокоорганизованный учебный центр подготовки специалистов военного собаководства для армии. Школа стоит в числе передовых частей связи Московского ВО. Центральная школа успешно выполняет возложенные на нее задачи.
Центральная школа военного собаководства в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. Вклад в победу на фашисткой германии собаководов и их питомцем настолько неоценим, что весь список может составить целый труды, поэтому приведу лишь статистику, которая тоже весьма велика.
В результате активного участия Центральной школы военного собаководства в боевых действиях Советских войск в годы ВОВ 1941-1945 гг. была проделана следующая работа:
Было сформировано 168 частей и подразделений от отдельных взводов, рот до отдельных специальных полков:
- 2 отдельных спецполка;
- 21 отдельный батальон;
- 45 отдельных отрядов;
- 100 отдельных взводов и рот.
По специальным службам:
- 13 батальонов (отрядов) собак-истребителей танков;
- 18 батальонов минно-розыскных собак;
- 36 батальонов собак ездово-нартовых упряжек;
- 4 отряда собак связи;
- 2 спецполка;
- 69 отдельных ездово-нартовых упряжек.
Для укомплектования всех формирований школой было подготовлено:
офицеров - 3 тысячи;
сержантов - 8 тысяч;
вожатых - 32 тысячи;
Итого: 43 тысячи человек личного состава.
Заготовлено 68 тысяч собак.
Собаки из различных регионов страны через клубы служебного собаководства и от граждан. Клубы служебного собаководства содействовали мобилизации собак для армии. Только в Центральную школу было передано 20 тысяч собак. Москва и Московская область передали 10000 собак, Свердловский клуб - 5500, Киевский - 2500, Калининский - 1334, Казанский - 1124. Многие любители-собаководы, школьники специально выращивали собак и передавали в армию. Тем любителям собаководам, сдавшим собак в школу безвозмездно, в приемном акте было указано, что владелец собаки получает право после войны получить из племенного питомника школы щенка бесплатно в период 1947-1949 гг. Питомник передавал бесплатно клубам и отдельным гражданам 1200 щенков служебных и охотничьих пород.
Собаками противотанковой службы было уничтожено или подбито 300 танков противника, собаками связи доставлено 200 тысяч донесений, с помощью голубей передано 3745 телеграмм, связными собаками размотано телефонного кабеля 7883 км (для размотки успешно использовались ездовые упряжки, имея особые приспособления).
Собаками ездово-санитарной упряжек (их было подготовлено 4500 упряжек, для их комплектования было задействовано 43% всех собак, поступивших для укомплектования подразделений школы) за весь период боевых действий было эвакуировано с поля боя 500 тысяч бойцов и командиров и их оружие, перевезено различных грузов более 3682 тысяч тонн.
Собаками минно-розыскной службы, составляющими 28%, обнаружено и обезврежено 4 миллиона мин и взрывных устройств, проверено на мины 1223 кв. км площадей, обнаружено минных полей - 394, проверено дорог 15 тысяч км, обнаружено 193 минных полей отечественных, проделано проходов в минных полях 52, разминировано мостов, складов, зданий 3973, разминировано 33 крупных города на территории Советского Союза и Европы (Минск, Харьков, Киев, Одесса, Львов, Варшава, Вена, Дрезден, Берлин, Будапешт, Белград и др.), сторожевыми собаками сделано предупреждений 296 раз.
Часть 2.