(no subject)

May 02, 2016 19:35

Учитывать и более или менее распределять деньги я научилась ещё 4 года назад. С тех пор я всё пытаюсь научиться управлять временем, хотя бы отслеживать его и маневрировать... но могу только резюмировать промежуточный результат долгих наблюдений. В будущем мне бы хотелось учитывать и распределять ещё и силы, но это, кажется, уж совсем сложно.
Дальше простыня о наблюдениях за временем, она нудна.
Начиналось всё с уверенности, что ежедневно в моём распоряжении есть 16 часов. Могло бы, думала я, быть и больше, но я отстаиваю восьмичасовой сон. Это значит, что в неделе 16*7, что можно половину времени отдать работе, а ещё 8 часов самым разным хобби и учёбе... Как только я стала считать реально потраченное время, стало дико смешно. Восьмичасовой сон - это не 8 часов, а 9+ (и не уснёшь сразу, и не проснёшься). А гигиена и питание занимают часа так три, не меньше. Учитывать их бессмысленно, они не приносят интеллектуального и социального капитала. Так я пришла к выводу, что в распоряжении у меня 12-13 часов.
За несколько лет наблюдений у меня, пожалуй, было не более десяти дней, когда осмысленной деятельностью были заняты хотя бы 10-11 часов. Это были, как правило, понедельники, когда я начинала новую жизнь. И это значило, что деятельность продолжалась с подъёма до отбоя. Заканчивалось это обычно в среду - полным нежеланием вообще вставать с кровати до вечера пятницы и непреодолимой прокрастинацией. То ли у меня слабая нервная система (вообще или временно как симптом депрессии), то ли я развращена фрилансерским образом жизни, то ли это норма, а люди, работающие сутками, просто не считают, сколько они работают реально, а сколько курят, тупят и пьют чай. Это неважно, а важно, что с этим надо считаться и что никаких 12 часов в день тоже нет.
Переходим к казусу свободного графика (фрилансом называть это не совсем правильно, я бы назвала фритаймом). Недисциплинированный фритаймер работает слишком мало и слишком много, одновременно и без всякой иронии.
Свободный график даёт массу преимуществ-соблазнов. Поскольку рабочего дня нет, то можно с 9 до 18 заниматься чем угодно, кроме работы: ходить в поликлинику, в магазины, встречаться с друзьями, посещать суды (в том числе если это не имеет отношения к работе), даже загорать на пляже, смотреть в небо и мысленно писать мемуары. Но, девочка-девочка, дедлайн твой город нашёл, улицу ищет... Здесь приходится работать на пределах психофизических возможностей. Даже если удастся справиться в срок с минимальными потерями качества, страдает и здоровье, и количество сделанной работы, если есть возможность сделать и заработать за тот же срок больше, и любовь к работе, и планы... Но не факт, что удастся справиться. В минусе репутация, самоуважение, в плюсе постоянный страх увольнения.
Обратная сторона очевидна: конечно, можно где-то в разгар вторника ехать в Серебряный бор и читать в метро художественную книгу. Но о работе вы думаете при этом 24/7. Мальчик был настолько ленив, что специально вставал пораньше, чтобы подольше нихуя не делать. Встаю пораньше, ночами смотрю в монитор дебильным взглядом, уехать не могу, мнеработатьнадо вместо мантры. Кстати, все окружающие при этом бывают уверены, что я трудоголик. Я же всё время с кислой физиономией помню про работу. Вечер - и надо выбирать между друзьями-любимыми и работой... Моим личным кошмаром стал свободный график в сочетании с окладом и большим простором для «творчества»: когда конкретных заданий вроде как и нет, а надо во многом самой управлять процессом (а проект придуман не мной и мотивация примерно равно нулю).
В 2013 году я работала в компании, где в декабре-мае было достаточно работы, а всё остальное время, по меткому выражению одной сотрудницы, мы искали смысл жизни. При этом оклад продолжали платить, и предполагалось, что поиски смысла жизни будут плотными, активными и продуктивными. Ты такой руководишь проектом и стесняешься сказать, что он тебе нахуй не нужен, а все тоже стесняются сказать, что он им нахуй не нужен. И надо что-то делать. Конкретных заданий нет, дедлайна нет, с чего начать, непонятно. Желания сдаться начальству и попросить вместе обсудить план действий тоже нет, потому что именно среди недели круче всего ездить в Серебряный бор на пляж. После нескольких недель пинания болта и хочется взяться за дело, но по-прежнему ничего не понятно, а спрашивать уже совсем страшно: ведь тебя спросят, что ты делала всё это время. А оклад есть... В Гранях на окладе история повторилась: мне надо было фонтанировать идеями интервью и статей, а я ими не фонтанировала и не рвалась зафонтанировать. С одной стороны, всё это могло показаться халявой, но сопровождалось диким стрессом.
Так вот, вернёмся ко времени. Идея назначить себе минимальное количество рабочих часов в неделю (например, 40) и максимальное (60, типа 6 дней по 10 часов) была хороша ровно до тех пор, пока на мне висела редактура ста страниц. Да и то, сомнительная была идея. Минимум я, кажется, тогда целую одну неделю набирала. Но максимум был призван остановить работу в разумное время и позволить заняться чем-то другим. А, как уже было выше сказано, 10 рабочих часов у меня почему-то заканчиваются ровно с отбоем...
Когда же я перешла к поискам смысла жизни, то есть «руководству проектом», эта система стала ловушкой. Никаких 40 часов там не было. Там были «сеты» по 2-5 часов раз в пару недель. Или встречи в офисе, тоже раз в пару недель на 2-3 часа, а реже - несколько дней по 9 часов. Но коль скоро я искренне видела проблему в своём распиздяйстве и только, я не пыталась адаптировать себя к задачам, а задачи к себе, вообще как-то качественно поменять ситуацию, а пыталась заставить себя больше времени уделять работе. Типа не сойти мне с этого места, пока 8 часов не пройдут. Но считаю я не просто часы, а часы работы, а работу, скажем, ну как-то не получалось начать... Получалось час работы и 15 часов хождений вокруг неё. Оно бы и не жалко, но пропадал целый день, а до учёбы и хобби тем временем руки не доходили: я же не сделала основное.
Я вздохнула полной грудью, когда перешла на гонорары в Гранях, а оклад в Мемориале стал включать конкретное количество готовых материалов. Денег, впрочем, тоже не стало, но не о них, презренных, речь. Главное, что необязательно было работать приличное время... Тогда же я стала считать и поняла, что не то что 40 часов в неделю, у меня в месяц-то столько не получается со всеми работами вместе взятыми. Причём это не нужно скрывать от работодателя! На волонтёрское преподавание РКИ я стала тратить сопоставимое время, а на учёбу и побольше.
(Наверное, именно в этом скурпулёзном учёте кроется моя сильная неприязнь к митингам под лозунгом «Надо же что-то делать». И так, блядь, жизнь короткая).
В Пост я решила-таки включить дисциплину по максимуму и понаблюдать за временем. Систему обязательного 40-часового минимума я взяла за основу, только оптимизировала: теперь в минимум включаются все работы, учёба и преподавание РКИ сразу. С учёбой самое то: как раз госами и дипломом можно было заниматься от забора и до ужина без боязни, что вот быстро закончу и что потом делать. Ну и как: преодолела я 40-часовой минимум? :) Ага, щаз. Максимумы были на 3й и 5й неделе и составили 31 и 29 часов соответственно. На Страстной я рухнула и стала адово прокрастинировать. Дефицит в итоге перевалил за 120 часов, то есть из 7 недель я полноценно занималась делом 4. И это я старалась! И соцсети ограничивала. Кстати, опытным путём поняла, что это не помогает. Можно запретить себе ходить в соцсети, но это не значит, что освободившееся время я буду заниматься работой. Я буду скучать, мучаться и просто раньше лягу спать.
Может, повторюсь, я избалована домашним образом жизни, но коридор 40-60 часов в неделю на дело у меня не работает. По-видимому, следует перейти на 30-40, а то и 25-40. По крайней мере, если я буду в дальнейшем рассчитывать, сколько мне нужно времени на то или иное большое дело, больше 25 часов в неделю закладывать безответственно.
А вот сейчас, в Светлую неделю я решила работать в день от 3 до 5 часов. Это своеобразная тренировка. С одной стороны, заставить себя работать всего 3 часа легче, отлынивать не хочется, как в случае с «сегодня мне надо работать много, очень много, желательно часов 10» - что в итоге приводит к 1-2 часам просвета в плену прокрастинации. С другой стороны, приходится успокаивать обоснованную тревогу вида «дел так много, а я...». А успокоить её можно только ощущением, что я работаю хоть мало, но последовательно.
В дальнейшем мне хочется собрать статистику: сколько и на что уходит времени.
Previous post Next post
Up