Много лет я собиралась резюмировать, как я провожу Великий пост, и каждый раз стеснялась, вспоминая, что поститься нужно тайно. Но, поскольку я пощусь не для того, чтобы Отец мой воздавал мне явно, не считаю, что эта практика возвышает меня над толпой, а значит и не хвастаюсь, то пора, думаю, закрыть этот гештальт.
Главное для меня - полная добровольность Поста. Это не обязанность, не благодеяние, это не делает меня лучше и праведнее, я могу в любой момент перестать это делать, если сочту ненужным и неполезным для себя. Поэтому мне сильно режут уши вопросы типа: "А еду вида x тебе можно/нельзя?" Как будто я не сама придумала, от чего воздерживаться. Каждый раз я пытаюсь успокоиться и подумать, что, мол, фигня, ну пусть я и субъект запретов, но я же и объект тоже - но это вызывает у меня шизофреническое видение мира. Ещё более нелепы обоснования, почему Пост нужно ослабить: "А я читала/слышал, что в наших широтах/путешествующим можно еду вида х. Да расслабься, сам священник говорил". Часто люди не понимают, что в наших широтах есть супермаркеты, набитые бананами, орехами и финиками, а не то, что бы мы на Валааме зимовали. Когда делаешь что-то для себя и по своей инициативе, обычно не приходит в голову, как половчее обойти собственные правила и себя же успокоить. Не хочешь - не делай.
Конечно, Пост не должен быть опасен для здоровья и психики. Это примерно, как БДСМ. Если плоть кричит: "Жёлтый!" - надо прислушаться и по обстоятельствам - пожрать побольше, купить продуктов подороже и поразнообразнее, налить масла пол-литра, достать из-под земли волосатый фрукт рамбутан, пожалеть себя. Если "Красный!" - прекратить. Но аналогов "красного" у меня пока за 8 примерно постов не было, а "жёлтый" бывает 2-3 раза за пост.
Три основных пищевых правила я сформулировала ещё в 2008 году и с тех пор их не меняла:
1) веганство;
2) отказ от кондитерских изделий, за исключением халвы по субботам и воскресеньям не более 1 пачки в день (для меня это самый жестокий пункт и основной смысл поста);
3) отказ от алкоголя.
Никакими сухоядениями и пищами без растительного масла я не балуюсь. Мне без масла адово холодно, хоть в трёх шубах сиди. Зато есть масса способов сделать рацион более аскетическим. Это уже не обязательные правила, а некие ориентиры, от которых можно отступать: меньше жарить - больше тушить, меньше приправ, иногда и соли, не пользоваться кетчупом, не жрать чипсы и не щелкать жареные семечки (вот сейчас этим занималась), накладывать меньшие порции. Или вот на схему с сухоядением - горячей пищей без масла - с маслом хорошо ложится: кипячёная вода - чай - кофе. В смысле кофе по выходным, а чай по вторникам, четвергам и выходным. Публично я эти вторичные правила-ориентиры стараюсь не демонстрировать, дабы избежать подозрений в религиозном фанатизме. Или там не надо отказываться от чая во время болезни, или от картошки фри, если дикий голод, а по дороге только Макдак.
Как ни удивительно, соблюдать пищевые ограничения оказалось довольно просто. Поначалу ещё и весело, но потом быстро дошло до автоматизма. И можно тысячу раз говорить, что Пост не должен быть только пищевым, что обязательна духовная составляющая - даже чисто пищевые ограничения дают массу интересных эффектов.
Ну например, можно ужасно повеселиться, пытаясь "отказаться от удовольствий", как предписывает штамп. Но юмор в том, что удовольствий становится только больше. Каждый компонент овощного рагу доставляет удовольствие своим неповторимым вкусом и ароматом. И несолёные тоже. Каждый сорт яблок в отдельности. О грушах не говорим, но желание отказаться от удовольствий может привести к запрету и на груши, и на яблоки - ибо это удовольствия. И если есть поменьше, чтобы не чревоугодничать, хлеб - тающее во рту пирожное. И воду лучше брать не холодную - это слишком вкусно. Но, в общем, и комнатной температуры вода - это счастье и жизнь... Вот примерно, чтобы это почувствовать, и проводится Пост. Это восприятие перекидывается и на другие сферы жизни.
Тут, правда, важно остановиться вовремя - я не зря писала про безопасность для психики. Увеличение степени аскезы может доставлять огромную радость и расширять сознание, но может и крыша поехать. Поэтому нужно балансировать. Приходится прислушиваться к себе, чтобы отличать, что сейчас более полезно: миска риса три раза в день или праздничное блюдо с грецкими орехами, которое поможет всё это не возненавидеть. Первые пару-тройку раз это состояние непрерывной рефлексии особенно удивительно и даёт почувствовать единение с телом.
Ну а потом уже неинтересно просто так, только с едой :) Левел-ап - это зависимость от информации и развлечений. Много раз я пыталась придумать правила (то есть самое смешное, что даже в 2007 году с модемным интернетом я пыталась решать эту проблему) и ни разу их до конца не исполнила. Но попытки уже интересны! :)
Вот здесь упомянутая градация с сухоядением - пищей без масла - с маслом совершенно уместна. Например, в дни сухоядения можно не слушать никакую музыку кроме той тошнотворной, что крутит семилетняя девочка за стеной, а в дни без масла - только классическую. Или в дни сухоядения не записывать никаких мыслей в соцсетях: если мысль важна, можно пару дней потерпеть. Или табу - влезать в любой спор, не говоря уж о заведомых срачах. Можно лишь в выходные радовать себя кино и совсем не смотреть сериалы... ну если только на английском.
Вообще тут всё очень тонко и зависит от обстоятельств. С одной работой можно отказаться не только от соцсетей, но и от новостей. Кому-то нужно непрерывно читать ленты Твиттера и Фейсбука. Системы ограничений очень индивидуальны, но эффект, опять же, бывает чудесный.
Прежде всего, это оказывается намного тяжелее, чем мне (мне!!) отказаться от сладостей. Хрен с ними сладостями, а вот так и лечь спать, не обновив ленту ЖЖ... и пусть она вся сводится к тому, как кто из 10 человек пожрал да посрал... но надо, надо. Если в этот момент смотреть на себя со стороны, можно изумиться. Боязнь тишины, пустоты, фоновый телевизор, листание малоинформативных текстов... - от чего бегу? Даже если я этого и не пойму и не научусь управлять вниманием, по крайней мере, я увижу масштаб проблемы. Правда, эта ломка стоит того, чтобы за ней понаблюдать и постоянно задавать себе вопросы: а зачем мне этот контент? Что я хочу прочесть и как употребить?
Общий смысл этих ограничений в том, что, если текст по ссылке действительно нужен, его можно прочитать в субботу или хотя бы отложить до завтра. И вспомнить. А если не вспомнил, фигня и была.