Рефлексия о забитых совках, воспоминания молодости

Jan 18, 2014 12:28

Сдавала вчера менеджмент. С менеджментом у меня как-то сразу не сложилось. Когда первая лекция началась с цитат из Лао-Цзы, я всячески постаралась хмыкать молча и утихомирить свой академический снобизм. Но потом была вода, куча спорных и бесполезных утверждений, тесты с несколькими правильными вариантами ответа, в которых нужно отметить сразу и бузину в огороде, и дядьку в Киеве. Потом была лекция об отличиях лидера от менеджера, обнажившая всю бредовость и стеретипность курса. Я класса с 10го знаю, что лидер может быть формальным и неформальным, да и у неформального лидерства куча типов, предполагающих абсолютно разные стили характера и поведения. Здесь же основная мысль лекции, выраженная в околонаучном формате противопоставления, заключалась в том, что лидер - это такой сангвинический живенький балабол, душа компании, а менеджер - унылый начальник, который не справляется со своей должностью, но его все жалеют и игнорируют. А, ещё там было, что либеральный (синоним: раздолбайский) стиль руководства свойствен меланхоликам (...и велосипедистам?). Но закончилось всё, когда в качестве примера харизматического лидера нам привели Жириновского. Тогда я просто сбежала и забыла дорогу на лекции по менеджменту.
Нет, вы не подумайте, Вышка - весьма себе солидное и разумное учебное заведение, а большинство курсов содержателны и полезны. Просто вот так иногда случается.
И вот прихожу я сдавать, а препод и говорит: "50% пропусков, на балл ниже". То есть ругаться бы я тут, конечно, не стала. Оценки меня в последний раз интересовали лет так 10 назад, когда я претендовала на стипендию в Томском государственном университете. Просто в голове никак не укадывалось: её лекции невозможно слушать, а на балл ниже мне - это как? Следующая фраза взорвала мне мозг: "Но вы не волнуйтесь, тройки я не ставлю, это же ваш первый экзамен". То есть тест можно было не писать?...
Порефлексировав, я поняла, насколько серьёзно изменилось моё сознание, что подобные выпады я воспринимаю как дикость. А ведь это общепринятая норма нашей системы образования. Считать пропуски. И ведь в прежних вузах мне бы даже не пришло в голову считать себя правой, если я не хожу на занятия. Пропускаешь - сам виноват. Кто-то на это не обратит внимание, а кто-то обратит. Не надо было пропускать. Иди теперь умоляй, плачь, винись.
Ну то есть меня до сих пор трясёт от введения в библиотековедение, которое полагается всем первокурсникам на дневном отделении. В Томске на первом первом курсе я его ещё как-то сдала, хотя пропустила 2 занятия из 4 (тоже уши вяли от бреда). Опустила глаза долу, выслушала ворчания, получила допуск к финальному заданию (найти книгу в каталоге, о как же это сделать, как...?!). А вот в ГУКиТе я уже честно пропустила все 4 занятия и на зачёт тоже не пришла - не до того мне было. Так вот введение в библиотековедение стало самым моим большим кошмаром на той сессии. Не физика, не матанализ, не начертательная геометрия... Введение в библиотековедение - где мне надо было проплатить отработки, отстояв безумную очередь в кассу, слушать бессмысленные лекции тет-а-тет (хотя меня бы уже устроило просто заплатить) - и всё ради того, чтобы на выходе выполнить сложнейшее задание: сделать библиографическое описание трёх книг.
Сейчас мне даже в голову не придёт считать пропуски показателем моего плохого поведения. Если я много и невынужденно пропускаю, значит, либо курс хреновый, либо препод хреновый, либо и то, и другое вместе. Может, дело в том, что я плачу кучу денег. Скорее всего. В этом смысле максимальная платность высшего образования в России - это в натуре единственное, что его может оживить. К тому же, после каждого курса мы ставим оценки преподавателю и как-то уже привыкли, что это он, преподаватель, должен перед нами ходить навытяжку. Так и должно быть. Мы же ему зарплату платим.
Ну то есть в самом деле, как должен реагировать человек, который из зарплаты за 4 месяца отдаёт половину заработанного, когда ему тыкают на пропуски? Это ещё, слава Богу, не предлагают объясняться. Ну то есть сделать в вузах 80-90% платников - и всё это советское нравоучительное хамло, которое вместо того, чтобы интересно читать лекции, считает посещаемость, проверяет конспекты и строго хмурит брови, требуя объяснительные, исчезнет, как вурдалаки на кладбище с рассветом.
Я иногда отчётливо вижу, как оттаиваю. Мне бывает ужасно страшно переспросить, особенно если я в предыдущие 5 минут улетела в облака. Я делаю это с ужасно виноватым видом и всё время сжимаюсь в ожидании, что препод зарычит: "Я что вам, два раза повторять буду? Вы где были? Слушать надо было!" Но преподы спокойно и доброжелательно повторяют и 2, и 3 раза, и столько, сколько спросят, не выясняя вовсе, почему вы не поняли или прослушали.
...рефлексия привела меня к ещё более глубоким воспоминаниям. В 6м, кажется, классе музычка поставила мне четвёрку в четверти (а четвёрка по музыке - это нонсенс и форсмажор) в наказание за то, что я не успела прожевать булочку к её приходу. Она бы и не узнала про это страшное неуважение к её персоне, но я была слегка не от мира сего и про булочку во рту забыла. А когда училка спросила, что мы пели на прошлом уроке, я как готовый к общению ребёнок тут же ей ответила, да ещё и нараспев. Она орала, что я над ней издеваюсь, что она такого не потерпит, что после этого она не может мне поставить пятёрку в четверти (это, как назло, был последний урок), она увлечённо мстила. Пришло ли мне в голову, что учительница нуждается в срочной психиатрической госпитализации? Нет, конечно, я грызлась и терзалась, что, если четвёрок будет слишком много, мне дома съедят мозг ложкой. А тем более за музыку. А невиноватой я быть просто не могу, мне же оценку снизили. Пришло ли маме в голову, что учительница нуждается в срочной психиатрической госпитализации? Наверное, да. Сказала ли она мне об этом? Ну да щас. Это непедагогично. Поэтому она, давя смех железными тисками, вяло читала мне нотации о том, что булочки надо всегда дожёвывать на перемене. А я так вообще считаю, что со звонком надо всё проглатывать, не жуя, дабы не смущать музычку. Хрипеть при этом тоже нельзя...
Тут надо сказать, что с приветом у нас была вовсе не одна училка, а целый пантеон - благо, периферийных. И мы к их дури приспосабливались, куда деваться, интуитивно стараясь обходить стороной (ну или повесить соплю на потолок на открытом уроке:-). Но без сознания правоты, с пониманием, что в случае чего ты сам будешь во всём виноват.
Вспомнилась вот тоже англичанка, которая выращивала в кабинете на подоконнике рассаду помидоров. Я протянула руку к растениям, чтобы понюхать (ужасно люблю запах помидорной ботвы), а она стала истерически орать и выяснять, что я делаю. Возможно, у неё ёкнуло сердце, что я сейчас переломаю стебли... Ну и что, пришла ли мне в голову мысль: "Дура ты облезлая, ты зачем в школу притащила помидоры?! У тебя тут 13-летние лоси со специфическим чувством юмора, мало мы тебе жвачки в замок напихали?, да и вообще кабинет тесный, случайно можно и рюкзаком по ботве стукнуть. Мало нам проблем, чтобы ещё твои помидоры на цыпочках обходить. А ты ведь реально думаешь, что мы тут все должны отвечать за сохранность твоих помидоров? Или ты намекаешь, что нюхать помидоры - это странно? Ну не менее странно, чем их выращивать в школе..." Да не пришло мне это, конечно, в голову, я дико перепугалась, гнобила себя за лишнее непродуманное движение.
И, конечно, сумасшедшие кадры работали не в одной и не в двух школах. Тут вся страна с прививкой безропотной адаптации к наделённым властью сумасшедшим.
Вот такими отморозками мы в большинстве своём и попадали в лицей, где внезапно не было дневников (а значит негде было поставить грозное "Вертится на уроке!"), более того, вертеться почти никто не запрещал, а Ольга Михайловна сразу же говорила: "Вы ешьте на уроке, если хотите, мне это нисколько не мешает, пейте чай (особенно стеснительным она его сама наливала), чайник в лаборантской, а можете вообще не ходить, вот вам учебный план, распоряжайтесь своим временем, как считаете нужным". И что, вы-таки думаете, что половина не ходила, а половина жевала, не прекращая? Да нет же... Также большинство учителей просили не вставать, когда они входят в класс, в туалет выходить молча (в моей предыдущей школе русичка могла уточнить у девятиклассника: "А может, у тебя энурез?").
Всего полгода в атмосфере адеквата и раскрепощённости бывает достаточным, чтобы дикость, ранее казавшаяся нормой, начинала казаться дикостью. Но средних школ большинство, и, следовательно, эта страна безнадёжна.
Previous post Next post
Up