В последнее время когда я слышу слова "эффективный менеджмент", представляю картину.
Налоговая, отдел ввода деклараций. Главный специалист отдела ввода (ГС) и ведущий специалист отдела ввода (ВС).
Показатель - количество введенных деклараций.
Результаты:
ГС - 70-89 штук
ВС - 95-110 штук
Руководство недоумевает. Кажется ГС менее эффективен, чем ВС. Возникает разумное желание его того уволить и нанять еще одного ВС, но мы на госслужбе, тут не особо озабочены "эффективностью (russian version)". И это хорошо ибо попытка копать привела бы к интересным результатам.
Я же сидя с ГС и ВС в одном кабинете и регулярно общаясь с ГС и ВС, вижу, что увольнять скорее нужно ВС, либо проводить с ним соответствующую работу.
А в чем причина?
Всё просто, ГС курирует работу ВС. ВС скидывает все самые сложные декларации ВС. Грубо говоря ВС напротачил, разбираться не охота, т.к. требуется мозг и трата времени, он скидывает работу на ГС, у ГС нет выхода, кроме него никто разбираться не будет. Отсюда и более низкие показатели у ГС и понятно, что он делает очень необходимую и нужную работу для всей конторы, грубо говоря зарабатывает статус.
Однако с точки зрения эффективности (russian version) - ВС эффективен, а ГС нужно уволить.
Увы, имея этот простой пример вижу кучу контор работающих таким образом, к примеру контроль качества уже априори лежит на покупателе, даже в случае контор, которые пиарятся слоганами "Многолетние традиции качества!". Оно понятно, человек при произодстве допустил косяк, увидел его. Далее два выхода - "брак", тогда падает эффективность работы либо отдать покупателю - "на авось сожрет и так". При этом часть компаний имеет сертификат ISO9001 - но и это не спасает. Помню как купив электронные кухонные весы - начал их тестировать на пакетах молока, производитель которого по своему недомыслию продавал молоко/кефир в килограммах, а не литрах. Т.е дал мне возможность себя контролировать. В общем я начал взвешивать пакеты молока/кефира, дабы проверить как у меня работают кухонные весы. Оказалось весы работают замечательно, а вот производитель не очень. Ну не может пакет молока на котором написано 1кг весить 975 грамм, а один раз натолкнулся на пакет 870 гр (тут я совершеннно офигел), в итоге позвонил туда пару раз, обещали разобраться, жаловались мне на мастера-настройщика (я им что штатный психолог?) затем плюнул на эту затею. :) Другая известная контора, которая содержит команду КВН с одноименным названием делала мне шкаф, на угловой двери я насчитал 7 сколов (!), которые при мне были замазаны пластиковым карандашом, мастер еще даже повозмущался над моей "дотошностью" - их ответ на мой вопрос, "А почему так плохо работаете?" был феноменальным и типичным для России - "У нас пила так пилит!". Я понимаю, что "плохой работник винит инструмент, особо плохой гвозди" (c) не русская, а английская поговорка. И что у них эффективность и что не эффективно менять пилу если всё и так работает, никто не жалуется (или не видит или не в курсе или устраивает всё?).
Другая интересная тема - чистая вода, раньше я думал, что вся вода у нас продается минерализованная, как Aкваминераль, то есть сначала дистилируется, затем туда добавляются минералы. В общем не особо задумывался о качестве, раз её продают - значит качество хорошее. В итоге, дома почувствовав странный привкус воды приобретаемой в розлив, а также заметив, уже на работе, что простояв на солнце вода, та что с доставкой в офис, в 19,2 литровой бутылке зацвела (это значит, что в воде есть водоросли, если они есть значит очистка неэффективна)- начал изучать эту тему. Для начала обратился к производителю, оказалось - для них это нормально, просто не надо ставить бутылку на солнечный свет (sic!), типа мы сами в виноваты в том что вода зацвела. Но простите, я биологию изучал, вода сама по себе не зацветет. Я понимаю, им невыгодно тратить деньги на фильтр, лучше вбухать деньги в рекламу и переложить всё на покупателя - так эффективнее (russian version). В итоге этой темы, я узнал, что все водовозы используют воду из скважин и пропускают её в последствии через фильтр, чем глубже скважина - тем проще фильтр. После чего купил себе домой Осмос, в конце концов качество этой воды я всегда могу проверить по накипи в чайнике, и по баку в увлажнителе.
В итоге я понимаю и осознаю, раз в сфере производства у нас всё так запущено, любая более или менее технологичная компания легко может предложить более качественный товар т.к. банально не будут экономить на качестве и на инструментах, тем самым просто выбьют всех мелких производителей. При этом последние будут бегать и орать, караул, душат отечественного производителя, при этом для полного колорита - ездить на LC200 или x5.
К слову сказать в сфере купли продажи эффективность, недавно жене предложили компьютер, я посмотрел взгрустнул по поводу работы менеджера, накидал конфмгурацию, взял весьма жлобские на мой взгляд цены, дабы проверить на сколько сильно этот менеджер будет навариваться, думал если будет 12% от моей цены - хорошо. Сказал жене, отправь ему файл без цен. Но она меня не послушала - итог, менеджер долго и упорно матерился, что-то там считал, взял тайм-аут и выдал сумму на 200 рублей дешевле моей. Разница по 4-м позициям составила 1000 рублей, т.е. примерно 12% от первоначальной цены. При этом он не подозревал, что он бодался не с мифическим конкурентом, а с моим жлобским списком, который он мог спокойно превысить на 12% При наличии стандартной гарантии - это я называю эффективность, как способ быть конкурентоспособным. ;-)
Однако и тут бывают исключения, есть две тороговые сети, сеть 1 - продает продукты, сеть 2 продает свежие продукты производства своего холдинга. При этом продукты в сети 1 производства сети 2 дешевле чем в сети 2!! К примеру яйца на 50 копеек, творог на 4 рубля. При этом, продукты в сети 1 более свежие, т.к. у них оборот выше. Сеть №2 умудряется устраивать акции продавая продукцию конкурирующую с той которую они производят. К примеру те же яйца - собственное производство 3'20 (1-й сорт), чужое производство (1 рубль, 2-й сорт). Итог, работы виден на кассе. В сети 1 очереди, толкучка, 4-е кассы, несмотря на то что магазин сети 2 примерно в 2-а раза меньше магазина сети 1, в сети 2 очереди нет, довольно часто бывает свободная касса, это при том, что магазин сети 2 расположен более удобно. И естественно компания производитель из сети 2-а одна из просит и ждет решения о поддежке их бизнеса из фед.бюджета, даже не задумываясь над тем, что можно работать более эффективно. Впрочем, сеть 2 скорее имеет отношение к производству, нежели к купле-продаже;-)
Резюмируя, жалко, что у нас всеобщая незрелость бизнеса - отсюда неправильное понимание эффективностью. К слову, наткнулся на один из забугорных отчетов, согласно которому наш гос.аппарат работает эффективнее нашего бизнеса в целом. Для тех, кто приводил этот отчет - это было шоком, меня же это ничуть не удивляет. По настоящему эффективных контор в России мало, что печалит.
p.s. Всё таки каждая работа откладывает свой отпечаток. Часть моего времени по работе занимают закупки (94-ФЗ и не только ;-). Глядя на всё это порой хочется бросить госслужбу и заняться своим бизнесом. Т.к. куда ни глянь - везде поле непаханное. Были бы средства для стартового капитала. Впрочем с этим проблем нет, мне ба только что-нибудь инновационное придумать... :))