Акварельная история с Александром Воцмушем

Jan 28, 2015 11:51

Большой репортаж с мастер класса от Елены Власовой.

Оригинал взят у eva_2014new в Акварельная история с Александром Воцмушем

Друзья, предоставляю вашему вниманию обещанный отчет о мастер классе с Александром Воцмушем, который только что посетила. Расскажу как смогу, постараюсь с подробностями.
О мк я узнала из анонсов школы «Братец Лис» http://www.bl-school.com/events/akvarelnye-istorii-s-aleksandrom-votsmushem-yan2015.html , у них часто бывают приглашенными разные интересные личности, проводятся необычные курсы, а так же выездные мастер классы. Насчет АВ говорилось, что мк с ним планируются и в будущем, в том числе и выездной куда-то в Европу. Так что, кому интересно, можно подписаться на рассылку, чтобы быть в курсе. Итак, приступим.



День 1.
После недолгого представления АВ сразу поразил: водрузил на мольберт здоровый кусок пенокартона и сказал, что сейчас будет пробовать на нем писать, демонстрируя нам свои приемы. Что получится, не знает сам. Мы затаили дыхание и вытаращили глаза, т.к. не предполагали такого, а культурно прикреили малярным скотчем листики бумаги на свои планшеты. Как потом оказалось, все следующие работы приклеивать было некогда, т.к. работали с неимоверной быстротой, кое-как поспевая за ним. Но пока, на затравку, был только показ.

О мк я узнала из анонсов школы «Братец Лис» http://www.bl-school.com/events/akvarelnye-istorii-s-aleksandrom-votsmushem-yan2015.html , у них часто бывают приглашенными разные интересные личности, проводятся необычные курсы, а так же выездные мастер классы. Насчет АВ говорилось, что мк с ним планируются и в будущем, в том числе и выездной куда-то в Европу. Так что, кому интересно, можно подписаться на рассылку, чтобы быть в курсе. Итак, приступим.
День 1.
После недолгого представления АВ сразу поразил: водрузил на мольберт здоровый кусок пенокартона и сказал, что сейчас будет пробовать на нем писать, демонстрируя нам свои приемы. Что получится, не знает сам. Мы затаили дыхание и вытаращили глаза, т.к. не предполагали такого, а культурно прикреили малярным скотчем листики бумаги на свои планшеты. Как потом оказалось, все следующие работы приклеивать было некогда, т.к. работали с неимоверной быстротой, кое-как поспевая за ним. Но пока, на затравку, был только показ. В процессе посыпались вопросы, сразу буду тут перечислять его ответы. Итак, он любит писать на гладкой (нефактурной) акварельной бумаге хорошего качества, не обязательно трехсотграммовой. На гладкой бумаге лучше растекается вода и не застревает краска в кавернах. Палитра ограниченная ну по крайней мере три дня была таковой и никак не изменилась, вот она:



На сайте перечень был такой: охра, сиена, сепия, кобальт синий, ультрамарин, алая, черная - основные цвета. Так же у него там есть неаполитанские краски (неаполитанская желтая и розовая), он их любит. Заметьте, нет зеленого. Зеленый намешивает из синего и охры или желтой. Краски использует от Shminke (Германия) в тубах, выдавливает в эти баночки и разводит водой, довольно густо. Воды добавляет на палитре. После работы баночки плотно закрываются и в том же виде остаются до следующего раза. На палитре намешивает все подряд, иной раз страшно смотреть, - до эффекта «грязючки», как сам выражается. Делает теплее-холоднее и т.п. и вообще выглядит как алхимик))). Работает ОЧЕНЬ быстро!
Итак. Кусок пенокартона был щедро смочен водой с помощью широкого флейца. Ни секунды не задумываясь, намешал и нанес светлосерой краской задний план, щедро и быстро, чуть поцарапал что-то акварельным карандашом.



Кстати сказать, акварельные карандаши всегда при нем, довольно щедро их использует, т.к. они «отлично вплавляются в фактуру». Затем он сделал «грязючку» темнее и размашисто нанес мост. Все текло, АВ: «Надо хулиганить! А все красивые потеки надо использовать, придумывать, что это и зачем. Краска сама много подсказывает». И опять кстати: придумывает он на ходу, рисует и одновременно рассказывает историю, все остроумно, с юмором, и видно что не старые замыленные заготовки, а все рождается тотчас, оживает на глазах, вытекает из момента. Стиль его такой и сам он такой, а нам всем этого не хватает - жизни и спонтанности. Недаром один из присутствующих на мк, Виталий, сказал потом, что смотрел на него как на фокусника. Да мы все на него так смотрели. Хотя АВ человек на самом деле обаятельный и очень простой.
Итак, показательное выступление было очень стремительным, успели только спросить, рисовал ли он раньше подобный мотив. Сказал, что не этот конкретно, но подобные - да. Когда начинает работать, в голове уже сидит то, что он хочет показать, образ сформирован. В блокнот постоянно делаются зарисовки, которые в итоге могут стать сюжетами новых работ.
Затем на мосту были расставлены яркие человечки, держащие лодку. Обратил внимание, на сочетание расплывчатости и конкретности, темных и ярких цветов, поддержание ритма. На ритм обращал внимание в каждой работе - это важно. Поддерживает его чередованием каких-то элементов, фигурок, а так же цветом - ярким или черным. И в общем, должна чувствоваться гармония. Ну естессно..
Вот итог показа первых приемов:



Итак, главный прием его работы - работа «от пятна». Накладывается живое стремительное пятно, иногда по замыслу, иногда (как в далее идущих упражнениях) от балды, никогда не исправляется, а только дополняется следующими элементами.
Следующим был показ упражнения опять же «от пятна» на развитие фантазии, нового взгляда, ну и умения с этим пятном работать. «Помните, мы в детстве играли в такую игру? Вот подхожу я к бумаге и отключаю голову. Очень важно отключать голову! Я еще не знаю, что будет, но это кайфовое состояние, ловите его!»
«Вот я ставлю красной краской два пятна и всматриваюсь в них. Я уже что-то вижу. Я вижу мотоциклистов в красных развевающихся плащах! А вы что увидели?»
И дорисовывает детали, рассказывая что это за мотоциклисты, куда они едут и почему один стоит на голове у другого. Потеки краски его не смущают.



Предложил нам наляпать пятна и придумать, что это такое. Мы наляпали, но ничего не придумали, он сказал, что это рыбы выглядывающие из моря и докидал несколько деталей карандашом:



«А теперь делаем быстрые упражнения!» И начался взлом нашего мозга. Дает тему, надо быстро сделать зарисовку «от пятна», выложить, обсудить, АВ акцентирует, что в какой работе ему нравится, чего следует избегать, начинать следующую. Ну трудно было, ребята, скажу я вам. В объяснениях все понятно, но когда дело доходит до того, чтобы что-то сделать, чувствуешь себя полным бараном. Понимаешь, что по-старому уже вроде как не надо рисовать, но по-новому еще не знаешь как. Выходил полный бред. Кое-кое-как на сто двадцать пятый раз начинается прояснение.
АВ дает тему и рисует вместе со всеми. (Он сделал столько же работ-зарисовок, как и все, плюс несколько больших картин. Темы всякие-разные, тоже подходящие для взлома мозга. А главное, надо смочь показать ХАРАКТЕР и НАСТРОЕНИЕ. А может, и ИСТОРИЮ. Покажу, что успела пофоткать.
Тема «Автопортрет»:



Из тактичных пояснений АВ мы поняли, что все это полная фигня.
«Домашнее животное»:



«Идеальный человек»



«Кем я хотел быть в детстве»



Свое не показываю, т.к. там полный бред.
Тема «Снег». За пять минут Воцмуш нарисовал две картинки (извиняюсь за качество фото):



Мы продолжаем вымучивать свои, но наконец-то во второй половине дня я услышала, что это «то, что надо»:


Ну да, пятно есть…

Тема «Вода» тоже принесла мне надежду, что надежда есть)). АВ сказал, что «несколько открыточно, но в общем то, что надо»:



Не все темы перечисляю, а те, что вспомнила и какие фото остались. Но суть, наверное, ясна.
Ближе к завершению дня, чтобы обобщить материал и продемонстрировать действие техники на практике, АВ написал перед нами картину на тему «Снег», попутно объясняя свои действия и отвечая на вопросы.



Смоченная водой акварельная бумага натягивается на планшет или подрамник с помощью мебельного степлера, высыхает и в таком виде готова для работы. У АВ заготовлены предварительные эскизы (покажу ниже), один из них он использовал для написания картины.
Большие работы он предварительно размечает карандашом, но это очень легкая разметка, ничего тщательно не прорисовывается. Далее нужные места смачиваются водой, в данном случае это небо - поверхность была смочена и на ней была сделана растяжка. Далее была смочена часть горы и в несколько стремительных приемов была нанесена краска, которая красиво растеклась. Для усиления эффекта он добавляет водички сверху, что бы она текла и делала красивые потеки и разводы.
Затем тонкой кисточкой, но все в один слой (!), одна за другой наносятся фигурки. Воцмуш еще раз акцентирует внимание, как важен ритм, как хороша гармоничная композиция, как все должно быть уравновешено в картине, сколько должно быть воздуха и т.п. Ну и просто наблюдать за его работой, за уверенными движениями кисти - одно удовольствие!
Неоднократно АВ акцентирует внимание на том, как важно постоянно делать зарисовки, вести блокнот, в котором могут быть и натурные скетчи, и зарисовки идей. Продемонстрировал свой блокнот, вот несколько страничек оттуда. Среди них можно увидеть те зарисовки, с которых рождались картины и на наших глазах:





















Вечером - домашнее задание: разработать эскиз и композицию для завтрашней большой работы на тему «Приключение».
По впечатлениям первого дня народ был выдохшийся, неудовлетворенный собой, впечатленный легкостью Воцмуша, но все же надеющийся на лучшее). Мы ж знаем, что надежда умирает последней..

День 2.
Сразу в бой, начали в таком же интенсивном темпе, как и в предыдущий день. По просьбам трудящихся АВ показал, как он пишет и придумывает персонажей на заданную тему. Попробовали написать мальчиков, дам в наряде, животных, потом сделали наброски людей с натуры. АВ показал способы с предварительным рисунком карандашом и без. Но «предварительный рисунок» - это громко сказано, у него это просто несколько выразительных линий акварельным карандашом. В основном он рисует сразу краской «от пятна», в конце доводя что-то карандашом, ставя какие-то акценты. Чтобы акварель была живая, предварительно смачивает нужную область водой внутри контура.
Вот два его мальчика:



Первый способ:
1. Рисунок карандашом
2. Смачивает нужный участок водой, красит
3. Добавляет детали акварельным же карандашом
Второй способ:
1. Рисует сразу краской. «Пятно подсказывает нам, как сделать выразительную позу или передать характер. Поставишь пятно, и видно, как, например, пойдет рука»
2. Детали карандашом
Ничего не исправляет, использует то, что получилось. «Надо сразу увидеть характер, историю, держать в голове и стараться это передать». Работая, рассказывает целую историю - кто куда пошел, почему герой такой, что он делал до и после и что он чувствует).
Работы Воцмуша:















А вот мои мальчики, которых он одобрил:



Другие мои рисунки были неинтересными, посему не засоряю инет).
Затем таким же способом сделали наброски фигуры человека (позировали желающие из группы):
Работы Воцмуша





У всех у нас была практически одна главная ошибка - сильно ударяемся в детали. АВ акцентировал на том, что характер схватывается не количеством деталей, а выразительностью линии или пятна. Короче говоря, все нужно делать проще и выразительней)…
Вторая половина дня у нас пошла на написание картины. Сначала АВ написал свою картину при нас, затем, когда мы работали, он написал еще одну.



Опять алгоритм такой же:
1. предварительная разметка карандашом,
2. маскировка резервом мест, которые должны остаться белыми или под яркие краски,
3. смачивание листа водой,
4. заливки-растяжки,
5. написание по мокрому деталей, которые должны иметь мягкие края
6. высушивание (можно феном)
7. снятие резерва
8. прописывание четких деталей и фигур

Алгоритм перечислить можно, легкость и виртуозность передать нельзя))
Вот результат:



А вот вторая:



Мою работу я уже выкладывала в Инстаграм http://instagram.com/eva_vla/ , вот она:



АВ похвалил эту работу, чему я несказанно рада, хотя сюжет взяла предельно простой - только для того, чтобы опробовать технические приемы.

Домашнее задание - придумать сюжет картины на тему «Цирк» и сделать несколько набросков.

День 3.

Начали с быстрых упражнений на цирковую тематику. Надо было придумывать и быстро изображать цирковых героев, по возможности в каких-то взаимоотношениях, чтобы сквозила история, ну и максимально выразительно, по возможности. Народ уже не охал откровенно, а пыхтел, трудясь изо всех сил. К третьему дню задачи уже казались все более ясными, понятие как это делать, тоже. И хоть результат не всегда удовлетворял, стало ясно, что в этом направлении нужно просто трудиться, трудиться и трудиться.
Вот работы АВ:









Вы видите, что все образы просты и предельно выразительны, и еще он в своей манере каждую работу подписывает, и все это как-то остроумно и с юмором. Короче, обзавидуешься!))

Ну а потом тоже - АВ написал большую картину на тему «Цирк», после чего мы пытались сделать то же самое.



И вот вторая его работа:



А это мой результат, который так же был одобрен:



Так проходили просмотры и обсуждения:



Ну и в конце - фото на память! АВ раздарил нам свои рисунки, а когда стали выбирать место для фотографирования, кто-то сказал «там бутылки мешаются». АВ: «Ну почему мешаются? Мы будем с ними фотографироваться! Это наша среда». Так вот - фото в среде)..



А в общем - впечатление от МК и от АВ конкретно самое благоприятное! Я реально получала удовольствие. Александру все-таки удалось заставить нас по-новому взглянуть на многие вещи, встряхнуть, растрясти, заставить делать то, что никогда раньше не делали. Ну и люди подобрались увлеченные, интересные. А с единомышленниками всегда комфортно!
Короче говоря, было здорово. Рекомендую!
Previous post Next post
Up