Nov 23, 2010 19:41
"А теперь, внученька, я расскажу тебе сказку об искажении реальности, но не таком, когда ее сравниваешь с эталоном и понимаешь что искажение произошло, а тогда, когда сам эталон искажается, а реальность таким образом вроде бы остается неизмененной" - такими или примерно таким словами я бы начал свой рассказ, если бы у меня была внучка. Но внучки у меня нет, а место для предисловия оказалось занятым. Поэтому начну рассказывать без него.
То, о чем НЛП говорит как о системе опознавания реальности, гештальт описывает в терминах осознавания потребностей и границ. Можно сказать, что реальность кодируется в бинарном ключе - нравится/не нравится, нужно/не нужно. Это первичный уровень выделения себя из окружающего мира. Затем происходит дальнейшая дифференциация по количественному критерию - больше чем/меньше чем. Точка, относительно которой происходит сравнение образов, является центром идентичности, именно она позволяет ориентироваться и выбирать направление для развития.
НЛП более точно в описании объектов материального мира, которые картируются через аналоговые характеристики - желтое и продолговатое отличается от красного и круглого. Это статичное описание реальности (карта территории). Но на зеленое и треугольное у меня может быть аллергия, и тогда на неподвижной карте уже появляется некий динамический вектор.
Границы необходимы в том числе и для того, что бы сохранять центр идентичности в некоем стабильном состоянии относительно собственного процесса развития. То есть стабильна не сама идентичность (это предполагает ригидности и косность), а ее близость и аутентичность тому процессу, который ее поддерживает. Потому что, зачастую идентичности угрожают другие внешние факторы, например, близость и слияние с чем либо, или тревога и угрозы. И тогда получается такая ситуация, в которой навигатор лжет - ты находишься не там, где твое местоположение.
В модели НЛП невозможность осознавания является результатом парадоксальной шизо-коммуникации, тогда как для гештальта это сопровождается процессом прерывания контакта и действием защитных механизмов. То есть, если в первом случае причина разотождествления экстернализована и внешне детерминирована (“виноват тот, кто запускает двойное послание”), то во втором - целиком определяется ответственностью индивида и, в качестве противоположных посланий, в этом формате, выступают потребность и сопротивление ей как результат невротической расщепленности. Другими словами, в ситуации, в которой происходит потеря осознавания, можно обойтись без излишних сущностей в виде присутствия в поле восприятия одной или более коммуницирующих персоны, поскольку такой феномен часто происходит и при манипуляциях с неживой природой, но ожившими “внутренними объектами”.
Заслуга НЛП в том числе заключается и в том, что признавая за человеком способность игнорировать реальность, они описали способ эту способность усилить через манипуляцию в коммуникации. Поэтому смысл НЛПерской мета-модели можно выразить через представление о том, что любое оценочное высказывание имеет отношение только к опыту говорящего, а не к тому, кому оно адресовано. Потому что, в противном случае адекватность моего стандарта бытия подвергается сомнению и кто-то иной в этот момент становится экспертом по моей жизни. Гештальт же напрямую побуждает к спрямлению коммуникации через Я-высказывания, тем самым отпадает необходимость проверять эти высказывания на экологичность. “Ты это ты, а я это я”.
Потеря осознавания происходит и тогда, когда начинает свою работу программа под названием монитор отклонения. Здесь механизм ее действия и залог успеха связаны с тем, что она реализуется на организменном уровне и просто не может восприниматься как нечто чужеродное, то есть критика к монитору отклонения взаимоисключает саму возможность продолжать существование. Это самая глубокая кроличья нора, как мне кажется. Рубаха, которая врастает в тело, абсолютная кофлюэнция.
Грустно наблюдать, как подобные манипулятивные технологии действуют в рамках системы и системой же легитимизируются. Например, адекватность плановой медицины может быть признана как минимум экстрасенсом или шаманом, любой другой здравомыслящий человек к прогнозированию будущего относится с изрядным скепсисом. Однако, поставленные планы всегда выполняются. Если задаться вопросом о том, каким чудесным образом это происходит, можно наступить одновременно сразу на пару грабель - признаться в собственной нечистоплотности и подвергнуть сомнению логичность системе, которой принадлежишь. И после этого ничего не останется, как только ее покинуть. Поэтому, первое правило бойцовского клуба - никому не говорить о бойцовском клубе.
НЛП,
онтопсихология,
гештальт-терапия,
матрица как она есть