В последнее время что ни пост, так про 4ГПЗ, но что поделать.
После публичных слушаний по 4ГПЗ у меня возникло несколько вопросов к министерству культуры, которые я изложил в своем обращении, отправленном через Общественную приемную.
Обычно время ответа 30 дней со дня обращения, минкульт же ответил достаточно быстро уже 11.06.2013г. Ниже ответ будет целиком, а пока я разобью его на части и прокомментирую по отдельным вопросам, которые задавал.
Вопросы 1 и 2. Почему на публичных слушаниях, когда вопрос касается объектов культурного наследия нет сотрудников из минкульта, которые бы могли разъяснить ситуацию. [Как вопросы звучали в запросе...]1. Почему министерство культуры Самарской области не следит за подобными мероприятиями, которые непосредственно затрагивают памятники архитектуры, и не направляет своих специалистов на публичные слушания. Жителям города необходимы комментарии от органа охраны памятников по рассматриваемым вопросам, а не только заявления заинтересованной стороны, которые могут быть искажены или не отражать действительное положение дел. В ответе прошу не ссылаться на отсутствие официального приглашения на мероприятие, т.к. если бы министерство культуры было бы заинтересовано в участии в публичных слушаниях, то могло бы следить за мероприятиями самостоятельно. Ведь очевидно, что застройщику не выгодно приглашать специалистов подобных ведомств, т.к. это может повлиять на исход слушаний.
2. Будут ли представители министерства культуры Самарской области на других подобных мероприятиях.
Ответ МК СО: Мы не обязаны, а сам то ты вообще зачем туда пошел, ты что, живешь на территории 4ГПЗ? Если же есть какие-то вопросы, то пишите письма.
[Развернутый ответ...]По вопросу №1 и вопросу №2. Механизм реализации полномочий государственных органов охраны объектов культурного наследия, установленный законодательством Российской Федерации, не предусматривает их непосредственного участия в публичных слушаниях, проводимых в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе в публичных слушаниях по проекту планировки территории. В соответствии пунктом 7 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации публичные слушания по проекту планировки территории проводятся в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов. Государственные органы охраны объектов культурного наследия в соответствии с подпунктами 5, 6, 9 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» осуществляют: согласование в случаях и порядке, установленных названным Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима; контроль за разработкой градостроительных регламентов, в которых должны предусматриваться меры, обеспечивающие содержание и использование объекта культурного наследия в соответствии с требованиями названного Федерального закона; согласование в случаях и порядке, установленных названным Федеральным законом, проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов указанных работ. Граждане за получением ответа на любые интересующие их вопросы, входящие в компетенцию и полномочия министерства культуры Самарской области, всегда могут обратиться в министерство культуры Самарской области лично, в письменном виде либо в электронном виде - в раздел Общественная приемная Интернет-сайта министерства культуры Самарской области.
Комментарий: Выражу свою точку зрения, но мне кажется, что когда на публичных слушаниях поднимаются вопросы, затрагивающие в том числе объекты культурного наследия, а результатом слушаний является голосование, то гражданам необходимы комментарии со стороны соответствующего органа охраны памятников.
Вообще, идя на публичные слушания я могу не знать, что там находятся памятники и мне, как участнику слушаний, необходимо больше информации. Я же не обязан разбираться в тонкостях 73-ФЗ об объектах культурного наследия.
Почему-то например Баранников из министерства строительства идет и защищает конкретный проект, хотя его участие тоже не обязательно.
Наверно МК СО считает, что у них все схвачено, но не трудно представить такое развитие событий, когда застройщик будет разрабатывать документацию основываясь на результатах публичных слушаний и на них опираться для получения дальнейших согласований. А потом МК СО будет только разводить руками, что они ничего поделать не могут, с юридической точки зрения все чисто. А граждане лишний раз кинут в минкульт камень, видя как очередной памятник архитектуры сносит бульдозер.
Я конечно понимаю, что у них там два с половиной юриста, которые разрываются в своих делах. Но о чем это говорит? Это говорит о том, что надо больше юристов, надо обосновать их необходимость. И ответ, который я получил, должен писать не архитектор-реставратор, а юрист, это их работа.
Вопрос 3 Есть ли охранные обязательства у собственников зданий артиллерийских казарм. Если есть, проведите проверку выполнения условий охранного обязательства.
Ответ: Да, охранные обязательства есть, оформлены в 2009г. на ООО “Самара-Центр”
[Развернутый ответ...]В отношении объектов государственной охраны, расположенных по адресу: г. Самара, Московское шоссе, литера «Д», корпус 6-7 «Двухэтажный корпус солдатских казарм в составе комплекса Артиллерийских казарм инженерного управления Казанского военного округа. 1909-1911 гг.», корпус 8 «Трехэтажный корпус солдатских казарм в составе комплекса Артиллерийских казарм инженерного управления Казанского военного округа. 1909-1911 гг.» оформлено охранное обязательство собственника объекта культурного наследия №122-09/1262 от 22.07.2009 г. на ООО «САМАРА-ЦЕНТР»
Комментарий: Я не просто спросил о наличии охранных обязательств, я попросил проверить выполняет ли собственник условия этого охранного обязательства. Потому что если собственник подписал охранное обязательство, то он подписался например под этим: Обеспечивать неизменность облика, материальной структуры и интерьеров объекта культурного наследия, являющихся предметом охраны данного объекта. Содержать памятник и все связанное с ним имущество в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке.
Это то, что собственник обязан делать с 2009г., что он делает сейчас мы видим. Сейчас собственник говорит, что все плохо, единственный вариант, это снести и заново построить в другом месте.
Отсутствие в ответе информации о том, будет ли проводится проверка условий выполнения охранного обязательства на основании обращения может натолкнуть на самые странные мысли.
Думаю придется повторно писать обращение, для уточнения по этому вопросу.
Вопрос 4 Проводился ли мониторинг технического состояния указанных выше ОКН. Если да, то какое было заключение. Если нет, то прошу его провести, а результат сообщить дополнительно.
Ответ: Мониторинг технического состояния указанных объектов государственной охраны проводился министерством культуры Самарской области 22.04.2010 г. с составлением Акта контроля состояния объекта культурного наследия №70-10/444 М. Состояние указанных объектов признано неудовлетворительным.
Комментарий: Тоже непонятная ситуация, у них под носом собираются сносить здание, застройщик заявляет что там все совсем плохо, а минкульт ни слова не пишет, что будет проводить повторный мониторинг, был в 2010 году и хватит.
Вопрос 5 Была ли с министерством культуры Самарской области согласована какая-либо документация, касающаяся данных ОКН. Если да, то какая и какое было ваше заключение.
Ответ: В 2012 году в составе документации по ППТ были согласованы границы объектов культурного наследия. В 2009г. была согласована документация по обследованию ОКН.
[Развернутый ответ...]Рассмотрев запрос ООО «САМАРА-ЦЕНТР» от 06.07.2012 г. №429/03, министерство культуры Самарской области, согласовало представленную с ним Схему границ территорий объектов культурного наследия в составе документации по планировке территории в границах улиц Мичурина, Луначарского, Московского шоссе в Октябрьском районе города Самары, разрабатываемой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на основании распоряжения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 27.06.2012 г. №РД-369. В согласовании министерства культуры Самарской области было указано, что при дальнейшем проектировании землеустроительных, земляных, строительных и иных работ на территории в границах улиц Мичурина, Луначарского, Московского шоссе в Октябрьском районе города Самары (проект застройки территории) в составе проекта указанных работ ООО «САМАРА-ЦЕНТР» надлежит разработать разделы об обеспечении сохранности указанных выше объектов культурного наследия и с положительным заключением государственной экспертизы проектной документации представить указанные разделы на согласование с министерством культуры Самарской области. Указанные выше разделы проектной документации до настоящего времени в министерство культуры Самарской области на согласование не представлялись. Ранее, в 2009 г., министерством культуры Самарской области была согласована представленная ООО «САМАРА-ЦЕНТР» научно-проектная документация в составе разделов «Предварительные работы» (Том 1) и «Научно-изыскательские работы. Обмерочные чертежи» (Том 2) по каждому из указанных выше корпусов: №6-7 и №8.
Комментарий: Позже я уточнил, действительно в составе ППТ была документация с существующими границами ОКН, а не какими-то другими, перенесенными в другое место. То что было представлено на ПС заставляло сомневаться в их существовании.
Вопрос 6. Что думает министерство по поводу сноса зданий и их строительстве на новом месте.
Ответ: Законодательсвом предусмотрена такая штука, как перемещение ОКН. За это отвечает минкульт РФ, а не минкульт СО. Что они согласуют, то и мы согласуем, не глядя. Сносить памятники нельзя, но на всякий случай почитайте статью 47 73-ФЗ, там про воссоздание утраченного.
[Развернутый ответ]В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения, в том числе, нарушения установленного порядка их перемещения. Подпунктом 10 статьи 9 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отнесено принятие в случаях, установленных названным Федеральным законом, решения, в том числе, о перемещении объекта культурного наследия. Таким образом, положениями вышеназванного Федерального закона перемещение объекта культурного наследия в определенных случаях допускается на основании решения, принятого федеральными органами государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, и с соблюдением установленного порядка перемещения данного объекта культурного наследия. Министерство культуры Самарской области не уполномочено комментировать решения, принятие которых не входит в его компетенцию. В случае принятия федеральными органами государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия решения о перемещении объекта культурного наследия министерство культуры Самарской области в рамках полномочий по государственной охране объектов культурного наследия будет осуществлять контроль за соблюдением установленного порядка перемещения данного объекта культурного наследия. Статьей 47 вышеназванного Федерального закона регулируется воссоздание утраченного объекта культурного наследия. Снос (разрушение) объекта культурного наследия законодательством Российской Федерации запрещен.
Комментарий: Министерство культуры СО заранее дистанцируется от подобного рода ситуаций. А если минкульт РФ согласует снос всей улицы Куйбышева для 8 полосной автомагистрали, минкульт СО просто пожмет плечами?
Интересно посмотреть как будет осуществляться перемещение казарм на новое место без их сноса и разрушения. А лучше конечно до этого не доводить, но минкульт обращает внимание на статью, в которой написано: “Воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется посредством его реставрации в исключительных случаях при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной значимости указанного объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания.”
Я конечно могу не правильно понять намек, но похоже тут написано, что если они его вдруг “случайно” потеряют, то может получиться так, что восстанавливать-то и не обязательно, главное получить заключение, что здание конечно были ничего, но не такие уж и важные.
Рассмотрев Ваше обращение, министерство культуры Самарской области сообщает следующее. По вопросу №1 и вопросу №2. Механизм реализации полномочий государственных органов охраны объектов культурного наследия, установленный законодательством Российской Федерации, не предусматривает их непосредственного участия в публичных слушаниях, проводимых в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе в публичных слушаниях по проекту планировки территории. В соответствии пунктом 7 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации публичные слушания по проекту планировки территории проводятся в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов. Государственные органы охраны объектов культурного наследия в соответствии с подпунктами 5, 6, 9 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» осуществляют: согласование в случаях и порядке, установленных названным Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима; контроль за разработкой градостроительных регламентов, в которых должны предусматриваться меры, обеспечивающие содержание и использование объекта культурного наследия в соответствии с требованиями названного Федерального закона; согласование в случаях и порядке, установленных названным Федеральным законом, проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов указанных работ. Граждане за получением ответа на любые интересующие их вопросы, входящие в компетенцию и полномочия министерства культуры Самарской области, всегда могут обратиться в министерство культуры Самарской области лично, в письменном виде либо в электронном виде - в раздел Общественная приемная Интернет-сайта министерства культуры Самарской области. По вопросу №3. В отношении объектов государственной охраны, расположенных по адресу: г. Самара, Московское шоссе, литера «Д», корпус 6-7 «Двухэтажный корпус солдатских казарм в составе комплекса Артиллерийских казарм инженерного управления Казанского военного округа. 1909-1911 гг.», корпус 8 «Трехэтажный корпус солдатских казарм в составе комплекса Артиллерийских казарм инженерного управления Казанского военного округа. 1909-1911 гг.» оформлено охранное обязательство собственника объекта культурного наследия №122-09/1262 от 22.07.2009 г. на ООО «САМАРА-ЦЕНТР». По вопросу №4. Мониторинг технического состояния указанных объектов государственной охраны проводился министерством культуры Самарской области 22.04.2010 г. с составлением Акта контроля состояния объекта культурного наследия №70-10/444 М. Состояние указанных объектов признано неудовлетворительным. По вопросу №5. Рассмотрев запрос ООО «САМАРА-ЦЕНТР» от 06.07.2012 г. №429/03, министерство культуры Самарской области, согласовало представленную с ним Схему границ территорий объектов культурного наследия в составе документации по планировке территории в границах улиц Мичурина, Луначарского, Московского шоссе в Октябрьском районе города Самары, разрабатываемой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на основании распоряжения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 27.06.2012 г. №РД-369. В согласовании министерства культуры Самарской области было указано, что при дальнейшем проектировании землеустроительных, земляных, строительных и иных работ на территории в границах улиц Мичурина, Луначарского, Московского шоссе в Октябрьском районе города Самары (проект застройки территории) в составе проекта указанных работ ООО «САМАРА-ЦЕНТР» надлежит разработать разделы об обеспечении сохранности указанных выше объектов культурного наследия и с положительным заключением государственной экспертизы проектной документации представить указанные разделы на согласование с министерством культуры Самарской области. Указанные выше разделы проектной документации до настоящего времени в министерство культуры Самарской области на согласование не представлялись. Ранее, в 2009 г., министерством культуры Самарской области была согласована представленная ООО «САМАРА-ЦЕНТР» научно-проектная документация в составе разделов «Предварительные работы» (Том 1) и «Научно-изыскательские работы. Обмерочные чертежи» (Том 2) по каждому из указанных выше корпусов: №6-7 и №8. По вопросу №6. В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения, в том числе, нарушения установленного порядка их перемещения. Подпунктом 10 статьи 9 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отнесено принятие в случаях, установленных названным Федеральным законом, решения, в том числе, о перемещении объекта культурного наследия. Таким образом, положениями вышеназванного Федерального закона перемещение объекта культурного наследия в определенных случаях допускается на основании решения, принятого федеральными органами государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, и с соблюдением установленного порядка перемещения данного объекта культурного наследия. Министерство культуры Самарской области не уполномочено комментировать решения, принятие которых не входит в его компетенцию. В случае принятия федеральными органами государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия решения о перемещении объекта культурного наследия министерство культуры Самарской области в рамках полномочий по государственной охране объектов культурного наследия будет осуществлять контроль за соблюдением установленного порядка перемещения данного объекта культурного наследия. Статьей 47 вышеназванного Федерального закона регулируется воссоздание утраченного объекта культурного наследия. Снос (разрушение) объекта культурного наследия законодательством Российской Федерации запрещен.
P.S. Последние несколько дней богаты на события, связанные с 4ГПЗ, тут и совещание при минстрое, и письмо союза архитекторов и мнение Вагана Каркарьяна по данному вопросу. Похоже шумихи поднялось больше, чем рассчитывал застройщик. Триста ботов с публичных слушаний уже не помогут.