Согласно утверждению моего коллеги и на раннем этапе учителя Максима Калашникова, мы, то есть гражданская оппозиция, ныне дислоцируемся в Пизе. Что ж, всегда мечтал побывать в Италии не проездом, как в 2006-м, а обстоятельно. Тут стоит осмотреться. И тут чертовски красиво! Надо будет узнать у Ильи Федосеева, недавно посетившего город, куда ведут все дороги, и его соседей - как там вообще... А у нас-то всё интереснее. Потихоньку, будто кликаньем на соседние объекты в гугл-мэпс, разрастается карта Москвы в плане политической напряжённости и гражданских противостояний: от ХХС занялся уже и Дом на набережной.
Вот же, век живи - век дивись: почему до молитвенной (согласно последним поправкам верующих феминисток) песни Пуссек никого не волновал вопрос, где обретается, где досуг свой проводит первоиерарх Гундяев? Мотивированность познания - первейшее условие в политике. Ибо тут, как учили древние, всё познаётся в сравнении (точнее - сравнением) и, как учил некий назаретянин, не судите да не судимы... Сочетание этих формул даёт интереснейшую картину, комментарий к которой, для исторического её понимания, я предпошлю аж из 1917-го года.
Уж не знаю, доведётся ли (хотя все статьи пишу именно чтоб довелось) мне как Лютеру приколотить к ХХС эту табличку, но факт исторический имеется: в 1917-м году с колоколен ХХС, как из очень удобных бойниц, юнкера вели пулемётный обстрел Остоженки, когда красногвардейцы наступали от Павелецкой на Кремль (кстати, именно в тамошней, павелецкой первичке РСДРП(б) числился некто Ленин после переезда революционной власти из Петрограда). Интересно, кто же пустил в обитель святую с пулемётами системы "Максим" братоубийц? А попы и пустили, ибо их исторический выбор был сделан уже тогда. Попы выполняли пожелание Нечарли, способствовали "достойному, нравственному делу".
Ещё факт из того самого революционного времени, которое православные реваншисты считают началом многих бед России: в боях на Остоженке был убит молодой красногвардеец, рабочий Добрынин, именем которого названа площадь и станция метро. Видите, как столица наша богата топографическим отображением ныне вновь затеплившейся гражданской, классовой войны? Кстати, до недавнего времени белая табличка в переулке близ Остоженки рассказывала о Добрынине, но её уничтожили вместе с домом, там теперь элитный квартал, наступила Остоженка-хиллс. Не нужна буржуям такая табличка в рамках их комфортного бытия, диссонанс...
История - это выбор массовый, выбор классовый, выбор информации, выбор языка и общих тем да позиций, взаимопонимание именно в них скрыто. Посему, раздувая в девяностых страсти вокруг "варварского" сноса ХХС, новые хозева Москвы и, в частности, та самая лужковская строительная мафия, которая стёрла напоминание о Добрынине со стены этого района - всё прекрасно понимала. Новая власть создавала старые святыни, ибо сознавала свою генетическую и экономическую связь со свергнутой в 1917-м властью. Тот нюанс, что старая власть путём мутаций произросла из советской, то есть типологически-то новой (что Троцкий из тридцатых прогнозировал на конец сороковых) - ничего хорошего не говорит о них обеих, и я адвокатом поздней номенклатурной системы не выступаю. Она лишь достигла предела порочного варианта развития, упразднив социалистический базис и экономическое равноправие граждан СССР, то есть возобновила классовую борьбу и... направила общество к новой социалистической революции.
Так вот, я немного отвлёкся от дома Иофана на набережной и ХХС: когда дом-коммуна для большевистского руководства страны строился, ХХС уже стал персоной нон-грата. Громоздкое и никчёмное на тот момент сооружение буквально закрывало свет, закрывало прекрасный московский закат.
Представляете себе утро в Доме на набережной? Выходит на общий балкон красный маршал, разминается, здоровается с товарищами, радуется яркому отражению неба в Москве-реке, а его собственный-то сынишка и спрашивает: "Пап, а что это за дом такой большой напротив?". Что ответить прославленному победителю беляков и попов (беляков не только благословлявших, но и собственноручно помогавших "достойному, нравственному делу")?
- Это не дом, а церковь.
- А что такое церковь?
- Помещение такое, где люди молились.
- А зачем?
- Чтоб бог сделал за них то, чего они не могут...
- А кто такой бог и что мы не можем?..
(И так далее - всего-то здание, а как давит на мысли! Стыдный получался разговор поколений, ибо в силах отцов было сделать так, чтобы вопросы такие не возникли вообще. "Человек проходит как хозяин". Проще было ответить сразу:)
- Эх, сынок, в семнадцатом из этих колоколен, видишь, на четыре стороны глядят, нас юнкера убивали...
Диссонанс, всё тот же, что и с мемориальной доской Добрынина на Метростроевской (Остоженке). Вот и не надо удивляться тому, что не просто символ одурманенности народа религией, а непосредственная огневая точка - была снесена, так как на её месте планировалась стройка века, Дворец Советов (фундамент его и стал основой бассейна "Москва"), метро даже так назвали сперва, "Дворец Советов", оно потому и белое такое и просторное, как бы предсказывает масштабы самого грандиозного постамента для памятника Ленину. Однако, как в природе - если на вырубленном месте не вырастает новое, новые высоты не берутся, то прорастает сорняками-волчками старое карликовое, кривое.
Но вот историческая несправедливость была устранена: проклятых большевиков выселили из Дома на набережной (кого воронкИ вывозили в 30-х, кого боевые машины братвы в 90-х), сообщающие коммуну корридоры и общие балконы порубили на частные владения, и, после артиллерийского добивания советской власти в 1993-м, правительство Лужкова дарит (!) Гундяеву квартиру в этой "обители зла". Удивительным образом согласуется тут непротивление РПЦ расстрелу защитников Верховного Совета СССР и получение иерархом РПЦ такого скромного, посильного дара от Лужкова, который, в свою очередь, наряду с Ельциным, Гайдаром и Коржаковым несёт ответственность за кровавое подавление "мятежа" защитников советской конституции. Надо полагать, перед тем, как въехать в элитные апартаменты, Гундяев окропил немалыми литрами святой воды насквозь пропитанные коммунизмом комнаты - ведь, спроектированный инородцем Иофаном (недалеко от Ельцина на Новодевичьем похоронен), дом этот воплощал идеи равенства и сообщения всех частей дома меж собой, так что зимой можно было жить в нём, заимать в кружках детишкам, ходить в театр, столовую, библиотеку, не выходя на улицу. Во изгнание бесов из большевистских стен был построен для первоиерарха личный лифт, дабы пережитки конструктивизма миновать в личном субпространстве...
И вот теперь-то нникаких нелепиц и неувязок меж домов-соглядатаев у Москвы-реки. Ведь с одной стороны поп, а с другой - приход. И выходя уже не на общественный, а на личный балкон некто агент Михайлов видит храм стабильности насупротив, а не уходящего под облака гиганта-Ленина, коего тут планировали поставить строители жилплощади, занимаемой первоиерархом. Чувствуете историческую симметрию? Большевики снесли ХХС и построили дом-коммуну, а позже напротив неё подчёркнуто общественный бассейн - храм неземного равенства, в который был открыт вход каждому до середины девяностых... Попы пережили большевиков вековой своей хитростью, на месте первородной стихии воздвигли твердь и рационально напичкали её автомойкой, рестораном, заодно поставили рядом памятник взорванному и уже однажды сброшенному народом с трона в Александровском саду царю... Но главное - территория сия стала полузакрытой. Мы с подругой как-то летом подошли к одному из бортиков-портиков ХХС, так нас оттуда взашей погнали чернорубашечники из ФСО. Дорога к храму вип-персонам охранялась, со стороны Кремля ожидался кортеж. Вдруг мы сверху на них, как вон в того взорванного царь-памятника, кинем бонбу?
Во тогда-то впервые я и подумал, что всё обязательно повторится - и бомбы будут изобретены, и Вторая социалистическая революця свершится, так как путь вспять не всем в обществе выгоден. Настанет день, год, период развенчания Регресса, Реставрации и Абсурда. А абсурд в том,что если храм вырос из воды, то попы вместе с новой олигархической (лужковской, в частности) элитой выросли из поздней КПСС, то есть из большевиков при дальнем рассмотрении. Нет, лично никто не бежал из ЦК КПСС в монастыри, но жилплощадь в доме Иофана овободилась тогда, когда власть окончательно перестала быть советской - освободилась моральная ниша. В ходе перестройки самоусомнившись, социализм и его конструкторское бюро в виде большевизма и в теле компартии - были поэтапно демонизировны (выражаясь поповским языком, у меня это наследственное по линии Успенских) настолько, что на месте полных жизни и славы военачальников и идеологов в доме-коммуне завелись даже не клопы, а хуже - попы. Вот уж этого архитектор дома Иофан точно не мог запланировать...
И если храм оказалось не так сложно воссоздать по чертежам и фотографиям, то социалзим придётся собирать с самых низов - его директивно, как попы и Лужков с Ельциным назначили быть ХХС, не объявишь. Да, для возрождения социализма нужны и чертежи, и фотографии, но важнее всего высвобождение той самой моральной ниши, ныне залитой чернорясным и золотым жиром. Необходимо сорвать их маски-ряски, развеять моральный авторитет. Где злейшие враги марксизма, социализма и рабочего движения? Где лучшие друзья кремлядей-силовигархов? В ХХС, в РПЦ. Олигархи да буржуи им - пожертвования да храмы, благодарные батюшки тем - моральную проповедничекую поддержку в среде эксплуатируемых и обворованных. Так было веками! Но кто-то до сих пор мнётся между верой и знанием, между религией и революцией, путая их и плутая от реального коллективного изменения мира в сторону личного духовного "самоизменения"... Мышеловка религии захлопывается церковным алтарём, приманивая золотишком и благостными иконами.
Чем был по проекту новой власти (которая, ещё ельцинская, даровала попам табачные и водочные преференции) ХХС? Вспомним 1995-й год: уверен, Гундяеву дарил квартиру Лужков с обещанием, что скоро будет храм, глаз да душа обрадуется. Вот же гармония какая намечалась уже в мутном 1994-м: на работу по мостику ходить... Но именно тогда наш советский народ, после принуждения к капитализму, после кровавого 1993-го - и потянулся разрозненно и скорбно в убогие чертоги молельных домов. Не важно, какая религия, ровно бацилла царила, и на каких островках СССР, добиваемого военными схватками - факт в том, что Реакция овладела всеми руинами. Власть и создавала место для прихода народа к религии покаяния, к религии слабости и обездоленности- стоит только вспомнить, с какими соплями и жмурясь как грешно актриса Екатерина Васильева уговаривала жертвовать на ХХС нищих своих соплеменников. Мол, бог дал нам шанс покаяться... Ну, кто с актёрским азартом грешил - тому виднее. Но захват и удержание власти - это уже не грех, это посерьёзнее преступление. А я о 1993-м и Ельцине с Лужковым.
Они и создали храм для покаяния "за грехи большевизма", "храм на водах прегрешений аспидских". Он несёт вовсе не кличку "новодел", он - подлинный символ Регресса, фантастичееского возврата в прошлое, когда не только вместо спорта вырастает религия, но и вместо олимпийских спортсменов, проносивших тут огонь в 1980-м к храму тянутся от Лужников (обратное направление, регресс) толпы смердящих калек к "поясу богородицы"... Был очаг здоровья, спортивного воспитания, стал - очаг болезней и власти, вип-зал... Так что здание и для антипутинских флагелляций FEMEN и для панк-молебна было выбрано точно: власть реставраторов капитализма и расхитителей соцсобственности не создала в Москве более целостного памятника себе родимой.
Я вижу в ХХС иную акцию, в более советском, прогрессистском стиле - без примеси комедиантства. Нужно показать мнимость навязанных буржуями ценностей. Храмы вместо заводов, колокола вместо нефти - нам не подходят! Эти тезисы прозвучат только многоголосо... Пусськам это удалось только отчасти, на уровне эсэрских акций одиночек, и то ценой собственного косвенного покаяния - ведь ничто так не шокирует в этой акции и её объяснении ими, как искренняя вера феминисток (!), которые во всём мире генетически связаны с эмансипацией и атеизмом. Ладно, до отального атеизма сейчас, вогнанное местами в феодализм и рабство, наше общество не доросло, согласен, надо начать с антиклерикализма. Но какие ещё есть аргументы к подобных панкушек, кроме детских обвинений попов,этих профессиональных демагогов, в неискренности и корыстолюбии?
Выше я показал, что исторически никакой искренностью в апартаментах этих фарисеев не пахло - они просто вытеснили прежнюю советскую, светскую мораль в корыстных целях. И ныне пока железо общественного сознания горячо, они куют свои серебряники - они проводят реституцию, они уверены, что лишь возвращают своё после неудачной попытки в ходе Гражданской свершить над нами, большевиками свой суд "достойный и нравственный". Общенародное, социалистическое они гребут себе с чистой поповской совестью - ведь этот народ разделён антисоветчиной, религией и ещё много чем, он не возродит Советы и не станет советским, не заявит прав социалистической собственности...
Так что же это за нравственность, не просо позволявшая, а поныне требующая убивать восставший против буржуев, царей и попов трудовой народ? Вправе ли профессиональные проповедники такой нравственности кого-то судить сегодня и притворяться пострадавшими в начале ХХ большевистского века? Да, мы, большевики, посылали их и на Беломорканал или куда подальше, как Бруни - но мы не называли перевоспитание этих питекантропов духа нравственным. Мы не призывали убивать, мыдавали шанс прижиться в советском обществе на равных правах, без паразитизма. Это было трудовое перевоспитание тех, кто всю жизнь паразитировал на податях и заблуждениях тёмных масс - но им мало было и мало сейчас приходов, поэтому в Москве сотнями строят гундяевки, презрев экологию, мнение жителей районов... Это - не просто бизнес, это ещё и пропаганда, причём агрессивная и чреватая дальнейшим регрессом, ростом ксенофобии, антсоветчины, самоедства исторического, самоотрицания, антикоммунизма и фашизма, наконец, который всегда обретался поблизости от подобных Нечарли демагогов с больными глазами.
Ровно год назад я вёл ожесточённый спор с моим товарищем Николаем Барабановым о том, что революции не по пути с православием. Моим тезисом были фактически куплеты песни Пуссек, и я рад, что сама жизнь и общественное развитие вопреки навязанному попами и буржуями регрессу - доказала актуальность нашего спора. Увы, в тот момент у меня не было под рукой документа, благодаря которому (стилю которого) РПЦ и переживает режимы, формации и века.
Почитав нижеследующее несложно понять, какой моральный аторитет сегодня пытается взобраться на трибуну прокурора, чтобы осудить панкушек из Pussy. Я уже писал, что по мне их идейность- малохольна. И я не адокат малохольным, я адвокат бойцам, таким как Армен Бениаминов, поднявший красный флаг над Госдумой в 2003-м - однако они сдвинули общество с мёртвой точки примирения с регрессом.
Далее придётся признать очень многое - мораль вообще в обществе повернётся радикально, ведь выдавать десятилетия прозябания и простоя за прогресс и модернизацию долго не получится: не средние века, чай. Признавать строительство церквей на фоне потери индустриального и просто даже демографического, культурного, интеллектуального потенциала - чем-то нравственным и закономерным, тоже долго не получится в здравом уме. И ум этот общественный потому пытаются подзаразить разого рода религиозным смирением и шизой, что понимают обворовавшие советский народ олигархи и иерархи: революция-расплата грядёт. Её можно отсрочить, но остановить невозможно.
А теперь почитайте их елей, поучитесь их раскалывать! Возможно, это придётся делать именно вам на допросах тех, кто ныне мнит себя пилатами. Иначе направить их на стройки восстановления социализма не получится - важно доказать их враждебную советскому народу и дружественную его грабителям сущность. А таким - лопата в руки и - петь псалмы на восстановлении набережных Беломорканала. От Дома на набережной - до тамошних набережных маршрут пролёг. Обветшал за век-то уникальный объект, но коли они нас вернули ровно на век назад - пусть сами и вытягивают обратно! Это вам не гундяевки строить...
МОСКВА. КРЕМЛЬ.
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА МИНИСТРОВ, ГЕНЕРАЛИССИМУСУ
ИОСИФУ ВИССАРИОНОВИЧУ СТАЛИНУ.
"Приветственный адрес от духовенства и мирян Русской
Православной Церкви Вождю народов СССР, генералиссимусу
Иосифу Виссарионовичу Сталину в день семидесятилетия со
дня рождения"
21 декабря 1949 г.
ГЛУБОКОЧТИМЫЙ И ДОРОГОЙ ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ!
В день Вашего семидесятилетия, когда всенародное чувство
любви и благодарности к Вам - Вождю, Учителю и Другу
трудящихся - достигло особой силы и подъёма, мы,
церковные люди, ощущаем нравственную потребность
присоединить свой голос к мощному хору поздравлений и
выразить Вам те мысли и пожелания, которые составляют
особенно драгоценную часть нашего духовного достояния.
Как граждане великой Советской страны и верные чада своего
народа, мы прежде всего глубоко чтим подвиг Вашей
многоплодной жизни, без остатка отданной борьбе за свободу
и счастье людей, и усматриваем в этом подвиге
исключительную силу и самоотверженность Вашего духа. Нам
особенно дорого то, что в деяниях Ваших, направленных к
осуществлению общего блага и справедливости, весь мир
видит торжество нравственных начал в противовес злобе,
жестокости и угнетению, господствующим в отживающей
системе общественных отношений.
Так, торжество справедливости раскрывается для нас в Вашем
мудром и твёрдом руководстве благодетельными
преобразованиями внутри страны, а стремление к общему
благу одушевляет дальновидную внешнюю политику нашего
Государства, направленную к установлению длительного и
прочного мира между народами. Ваша последовательная борьба
за равноправие больших и малых народов свидетельствует о
глубокой вере в достоинство человека, независимо от расы,
национальности и религии, а неустанная забота о человеке,
проявляющаяся в государственных мероприятиях по охране
народного здоровья, по воспитанию детей и обеспечению
немощной старости, постоянно оживляет горячую к Вам любовь
трудящихся.
Ощущая на каждом шагу Ваши благородные усилия,
направленные к тому, чтобы сделать жизнь людей мирной и
счастливой, мы видим в Вашем лице не только великого
государственного человека и Вождя, направляющего жизнь
народов в новое русло истории, но и отечески заботливого
попечителя всех сторон нашего человеческого существования
со всеми его разнообразными нуждами. Близость последних
Вашему сердцу сделало Ваше имя близким и дорогим всем
простым людям на свете, всему передовому человечеству.
Как и все вообще интересы трудящихся, близки Вам и нужды
верующих русских людей, составляющих Русскую Православную
Церковь. Свидетельствуя о Вашем отношении к этим нуждам,
мы прежде всего с чувством глубокого удовлетворения
воздаём должное правам и обязанностям граждан Советского
Государства, закреплённым Сталинской Конституцией. В ряду
этих прав нам, церковным людям, особенно дорога ничем не
стесняемая свобода и возможность исповедовать свою
православную веру, как и полное гражданское равноправие
нашего православного духовенства. Благодаря Сталинской
Конституции церковные люди нашей страны могут не только
свободно осуществлять свои церковные идеалы, но и
принимать участие в общественной и государственной жизни.
Обязанные Вашей государственной мудрости полнотой и
свободой своей церковной жизнедеятельности, русские
православные люди ещё твёрже встали на страже интересов
своей великой Родины, и тем самым заслужили ещё большее
внимание с Вашей стороны к нуждам Православной
Церкви. Когда для неё созрел вопрос о каноническом
возглавлении Патриаршей властью, Вы, несмотря на
бесчисленные заботы и тревоги военного времени, лично
приняли в сентябре 1943 года трёх высших иерархов нашей
Церкви и благосклонно отнеслись к их планам благоустроения
церковной жизни. Благожелательным содействием встретили Вы
и их намерение созвать Собор епископов в 1943 году, на
котором состоялось избрание Митрополита Сергия Патриархом
Московским и всея Руси.
Дальнейшие шаги нашей Церкви, направляемые к укреплению
своего внутреннего строя, встречают с Вашей стороны такое
же неизменное сочувствие. После кончины Патриарха Сергия,
так верно определившего направление церковной жизни, Ваше
внимание к нуждам Русской Православной Церкви сказалось в
широком содействии созыву Поместного Собора 1945 года, на
который были приглашены восточные патриархи и
представители других Православных Церквей. Как известно,
этот Собор, избравший на место почившего Патриарха Сергия
нового Патриарха, принял "Положение об управлении Русской
Православной Церкви" и положил начало целому ряду
мероприятий по укреплению её правового положения.
С чувством глубокой признательности должны мы вспомнить и
о Вашем содействии историческому путешествию
представителей русского православного духовенства во главе
с Патриархом в Святую Землю, как и поездкам многих
патриарших делегаций за границу с целью укрепления связей
Русской Церкви с православным миром зарубежных
стран. Благодаря этим путешествиям и связям, наша Церковь
не только укрепила общение с другими Православными
Церквами, но и собрала под своё крыло многих своих чад,
рассеянных по всему миру.
Навсегда останется памятным и Ваше внимание к
патриотической деятельности православного духовенства и
верующих во время Великой Отечественной войны, когда
решались судьбы нашего Отечества. В то трудное время на
всякую жертву Церкви, приносимую на алтарь победы, Вы
отвечали отеческой благодарностью, запечатлённой Вашими
многочисленными телеграммами на имя Патриарха,
епархиальных архиереев, настоятелей храмов и верующих.
В 1948 году Русская Православная Церковь вновь ощутила
Ваше содействие в деле проведения церковных торжеств по
случаю 500-летия её автокефалии и приуроченного к ним
Совещания Глав и Представителей Автокефальных Православных
Церквей. Это событие, ставшее достоянием мирового
общественного мнения, показало всему миру какие отношения
возможны между Церковью и Государством, когда они
построены на началах взаимного уважения и свободы.
И теперь, ощущая на каждом шагу своей церковной и
гражданской жизни благие результаты Вашего мудрого
государственного руководства, мы не можем таить своих
чувств, и от лица Русской Православной Церкви приносим
Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, в день Вашего
семидесятилетия, глубокую признательность и, горячо
приветствуя Вас с этим знаменательным для всех нас,
любящих Вас, днём, молимся об укреплении Ваших сил и шлём
Вам молитвенное пожелание многих лет жизни на радость и
счастье нашей великой Родины, благословляя Ваш подвиг
служения ей и сами вдохновляясь этим подвигом Вашим."
Подписано епископатом тогдашней РПЦ - патриархом, 5
митрополитами, 21 архиепископом и 47 епископами (все С с
указанием занимаемых кафедр).
(Журнал Московской патриархии. М., 1949. ж 12. С. 5С11.)
* * *
Ваше Высокопревосходительство!
Высокочтимый Господин Рейхсканцлер!
Когда мы взираем на наш Берлинский соборный храм, ныне
нами освящаемый и воздвигнутый благодаря готовности и
щедрости Вашего Правительства после предоставления нашей
Святой Церкви прав юридического лица, наша мысль
обращается с искренней и сердечной благодарностью, прежде
всего, к Вам, как к действительному его создателю.
Мы видим особое действие Божьего Промысла в том, что
именно теперь, когда на нашей Родине храмы и народные
святыни попираются и разрушаются, в деле Вашего
строительства имеет место и создание сего храма. Наряду со
многими другими предзнаменованиями этот храм укрепляет
нашу надежду на то, что и для нашей многострадальной
Родины ещё не наступил конец истории, что Повелевающий
историей пошлёт и нам вождя, и этот вождь, воскресив нашу
Родину, возвратит ей вновь национальное величие, подобно
тому, как Он послал Вас германскому народу.
Кроме молитв, возносимых постоянно за главу государства, у
нас в конце каждой Божественной Литургии произносится ещё
и следующая молитва: "Господи, освяти любящих благолепие
дому Твоего, Ты тех воспрослави Божественною Твоею
силою...". Сегодня мы особенно глубоко чувствуем, что и Вы
включены в эту молитву. Моления о Вас будут возноситься не
только в сём новопостроенном храме и в пределах Германии,
но и во всех православных церквах. Ибо не один только
германский народ поминает Вас с горячей любовью и
преданностью перед Престолом Всевышнего: лучшие люди всех
народов, желающие мира и справедливости, видят в Вас вождя
в мировой борьбе за мир и правду.
Мы знаем из достоверных источников, что верующий русский
народ, стонущий под игом рабства и ожидающий своего
освободителя, постоянно возносит к Богу молитвы о том,
чтобы Он сохранил Вас, руководил Вами и даровал Вам свою
всесильную помощь. Ваш подвиг за германский народ и
величие германской Империи сделал Вас примером, достойным
подражания, и образцом того, как надо любить свой народ и
свою родину, как надо стоять за свои национальные
сокровища и вечные ценности. Ибо и эти последние находят в
нашей Церкви своё освящение и увековечение.
Национальные ценности составляют честь и славу каждого
народа и посему находят место и в Вечном Божием
Царстве. Мы никогда не забываем слов Священного Писания о
том, что цари земные принесут в Небесный Божий Град славу
и честь свою и славу своих народов (Откр. 21,24,26). Таким
образом, создание сего храма является укреплением нашей
веры в Вашу историческую миссию.
Вы воздвигли дом Небесному Владыке. Да пошлёт же Он Своё
благословение и на дело Вашего государственного
строительства, на создание Вашей народной империи. Бог да
укрепит Вас и германский народ в борьбе с враждебными
силами, желающими гибели и нашего народа. Да подаст Он
Вам, Вашей стране, Вашему Правительству и воинству
здравие, благоденствие и во всём благое поспешение на
многая лета.
Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей,
Митрополит Анастасий. 12 июня 1938 года
forum-msk.org