На фоне роста протестной гражданской активности и приближения президентских выборов на первый план в общественной дискуссии неожиданно для многих вышла тема изменения российской Конституции. Причем заговорили об этом именно в тот момент, когда в российском обществе не осталось, наверное, ни одного человека (как среди представителей власти, так и в стане оппозиции), который бы верил, что действующий Основной закон еще хоть как-то влияет на жизнь в стране.
На митингах на Болотной площади и проспекте Сахарова никто особенно не кричал, что надо менять Основной закон. Всех волновали итоги выборов, намерение Владимира Путина вновь избираться в президенты, говорили о необходимости отставки главы Центризбиркома Владимира Чурова.
Не говорили до последнего момента о возможности пересмотра Основного закона и власти. Дмитрий Медведев упоминал, правда, некоторые условные реформы, но они не требует переписывания Конституции. Да у власти, к слову, в Госдуме уже нет необходимого большинства, чтоб менять даже конституционные законы, не говоря уже о самой Конституции.
Однако после Нового года одна за другой в блогах стали появляться записи, касающиеся возможного внесения изменений в Конституцию России. В частности, говорилось и о возможности перехода страны к парламентской форме правления. Из блогов эта тема весьма быстро перекочевала с печатные публикации. Однако там идея трансформировалась в свою полную противоположность. В частности, такие известные аналитики, как Лилия Шевцова, Михаил Краснов и Игорь Клямкин, раскритиковав возможность перехода к парламентской форме правления, в статье в "Новой газете" достаточно неожиданно вернулись к теме суперпрезидентской республики. По их мнению, именно российский Основной закон, соблюдать который большинство оппозиционеров пыталось в последнее время призвать власти, и является основой для нарушения прав граждан, ликвидации демократических институтов и формирования существующей сегодня системы "ручного управления", во главе которой стоит один человек.
В итоге, сознательно или нет, но власти также подключились к этой дискуссии. Во-первых, стало известно, что подготовленный в президентской администрации закон о выборах губернаторов, который Дмитрий Медведев в понедельник внес в Госдуму, фактически возвращает прямую выборность глав регионов. Впрочем, возможно, этот закон еще радикально перепишут в процессе парламентского обсуждения - на это намекнул пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков, по словам которого, в тексте документа может появиться пресловутый "президентский фильтр", о необходимости которого заявил Владимир Путин.
Премьер-министр и основной кандидат в президенты подключился к дискуссии о будущем страны в рамках своей предвыборной кампании. В понедельник в "Известиях" была опубликована статья, которая, вероятно, призвана стать одним из программных документов Путина, если он победит на выборах 4 марта. А в этом, заметим, мало кто сегодня сомневается, несмотря на рост гражданской протестной активности.
В статье премьера явно делается намек на "конституционные" предложения последних недель. "Сегодня говорят о разных формах обновления политического процесса. Но о чем предлагается договариваться? О том, как устроить власть? Передать ее "лучшим людям"? А дальше-то что? Что делать-то будем?", - спрашивает Путин, явно намекая, что авторами этих предложений является та самая часть элиты, которая, по его словам, стремится "к рывку, к революции вместо последовательного развития".
Обсуждать по существу проблему перемен Путин (или коллектив авторов, помогавший писать статью) явно не готов. Дальше следуют два огромных, не сопоставимых по размерам с первым, раздела, посвященных экономическому развитию страны, преодолению бедности и потенциальной роли России в мире. Иначе говоря, все скатывается от, безусловно, необходимого обсуждения внутренних системных проблем страны к более понятному нынешним властям обсуждению проблем экономических. А далее к еще более понятному и близкому им обсуждению международных проблем и общего экономического кризиса. Российская система власти остается за скобками - то ли по недомыслию, то ли в связи с решительным нежеланием окружения Владимира Путина обсуждать эту проблему с обществом.
Однако так просто властям "отмазаться" вряд ли удастся. Запрос на перемены заметен даже в самых лояльных Владимиру Путину группах населения. Про гражданских активистов и политических оппозиционеров, которые вышли на митинги на Болотной и проспекте Сахарова, и речи нет. Россия в последние годы президентства Бориса Ельцина и в период правления Владимира Путина (а отчасти и Дмитрия Медведева) прошла период радикального изменения конституционной системы.
В 1999 год она вошла как страна, быть может, даже с излишней степенью состязательности внутри политической системы. Выборы происходили на всех уровнях власти, избирались все - от президента страны до глав сельсоветов. Причем из числа депутатов большинство избиралось по мажоритарной системе, то есть, по одномандатным округам. Так что они несли хоть какую-то личную, репутационную ответственность за свою работу и принимаемые решения.
Какой Россия вошла в 2012 год? Депутаты Госдумы избираются только по партийным спискам (заявленный Дмитрием Медведевым переход к частично мажоритарной, то есть смешанной избирательной системе - не счет, там все равно остаются списки). По партийным спискам избирается и большинство депутатов региональных законодательных собраний, и даже члены многих муниципальных собраний. Члены Совета Федерации фактически назначаются. Что касается исполнительной власти, то там, по сути, никто не избирается. Что касается президента, то он, как известно, у нас "гарант конституции", а не часть исполнительной власти и, как недавно напомнил ЦИК, даже не госслужащий. Зато губернаторы и большинство мэров не проходят процедуру прямых выборов. Назначается даже глава Конституционного суда (точнее, его кандидатура вносится президентом для утверждения, что в нынешней системе практически одно и то же).
Трудно спорить с тем, что это стало возможным именно благодаря "суперпрезидентской" республике. Однако в том, что решить эти проблемы можно исключительно путем трансформации Конституции, есть сомнения. Вначале, все же, неплохо было бы заставить власть не толковать чересчур уж расширительно свои права в рамках того Основного закона, который уже есть.
Тем не менее, задача, заключающаяся в том, чтобы трансформировать систему власти в России таким образом, чтобы исключить саму возможность появления какого-либо "национального лидера", - это весьма привлекательная глобальная цель для нашего общества. Она как раз из разряда тех задач, ради решения которых, по словам Путина, во власть нужно приводить "достойных людей".
Иван Преображенский
www.rosbalt.ru