Основной закон не писан

Jan 16, 2012 19:39

На фоне роста протестной гражданской активности и приближения президентских выборов на первый план в общественной дискуссии неожиданно для многих вышла тема изменения российской Конституции. Причем заговорили об этом именно в тот момент, когда в российском обществе не осталось, наверное, ни одного человека (как среди представителей власти, так и в стане оппозиции), который бы верил, что действующий Основной закон еще хоть как-то влияет на жизнь в стране.

На митингах на Болотной площади и проспекте Сахарова никто особенно не кричал, что надо менять Основной закон. Всех волновали итоги выборов, намерение Владимира Путина вновь избираться в президенты, говорили о необходимости отставки главы Центризбиркома Владимира Чурова.

Не говорили до последнего момента о возможности пересмотра Основного закона и власти. Дмитрий Медведев упоминал, правда, некоторые условные реформы, но они не требует переписывания Конституции. Да у власти, к слову, в Госдуме уже нет необходимого большинства, чтоб менять даже конституционные законы, не говоря уже о самой Конституции.

Однако после Нового года одна за другой в блогах стали появляться записи, касающиеся возможного внесения изменений в Конституцию России. В частности, говорилось и о возможности перехода страны к парламентской форме правления. Из блогов эта тема весьма быстро перекочевала с печатные публикации. Однако там идея трансформировалась в свою полную противоположность. В частности, такие известные аналитики, как Лилия Шевцова, Михаил Краснов и Игорь Клямкин, раскритиковав возможность перехода к парламентской форме правления, в статье в "Новой газете" достаточно неожиданно вернулись к теме суперпрезидентской республики. По их мнению, именно российский Основной закон, соблюдать который большинство оппозиционеров пыталось в последнее время призвать власти, и является основой для нарушения прав граждан, ликвидации демократических институтов и формирования существующей сегодня системы "ручного управления", во главе которой стоит один человек.

В итоге, сознательно или нет, но власти также подключились к этой дискуссии. Во-первых, стало известно, что подготовленный в президентской администрации закон о выборах губернаторов, который Дмитрий Медведев в понедельник внес в Госдуму, фактически возвращает прямую выборность глав регионов. Впрочем, возможно, этот закон еще радикально перепишут в процессе парламентского обсуждения - на это намекнул пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков, по словам которого, в тексте документа может появиться пресловутый "президентский фильтр", о необходимости которого заявил Владимир Путин.

Премьер-министр и основной кандидат в президенты подключился к дискуссии о будущем страны в рамках своей предвыборной кампании. В понедельник в "Известиях" была опубликована статья, которая, вероятно, призвана стать одним из программных документов Путина, если он победит на выборах 4 марта. А в этом, заметим, мало кто сегодня сомневается, несмотря на рост гражданской протестной активности.

В статье премьера явно делается намек на "конституционные" предложения последних недель. "Сегодня говорят о разных формах обновления политического процесса. Но о чем предлагается договариваться? О том, как устроить власть? Передать ее "лучшим людям"? А дальше-то что? Что делать-то будем?", - спрашивает Путин, явно намекая, что авторами этих предложений является та самая часть элиты, которая, по его словам, стремится "к рывку, к революции вместо последовательного развития".

Обсуждать по существу проблему перемен Путин (или коллектив авторов, помогавший писать статью) явно не готов. Дальше следуют два огромных, не сопоставимых по размерам с первым, раздела, посвященных экономическому развитию страны, преодолению бедности и потенциальной роли России в мире. Иначе говоря, все скатывается от, безусловно, необходимого обсуждения внутренних системных проблем страны к более понятному нынешним властям обсуждению проблем экономических. А далее к еще более понятному и близкому им обсуждению международных проблем и общего экономического кризиса. Российская система власти остается за скобками - то ли по недомыслию, то ли в связи с решительным нежеланием окружения Владимира Путина обсуждать эту проблему с обществом.

Однако так просто властям "отмазаться" вряд ли удастся. Запрос на перемены заметен даже в самых лояльных Владимиру Путину группах населения. Про гражданских активистов и политических оппозиционеров, которые вышли на митинги на Болотной и проспекте Сахарова, и речи нет. Россия в последние годы президентства Бориса Ельцина и в период правления Владимира Путина (а отчасти и Дмитрия Медведева) прошла период радикального изменения конституционной системы.

В 1999 год она вошла как страна, быть может, даже с излишней степенью состязательности внутри политической системы. Выборы происходили на всех уровнях власти, избирались все - от президента страны до глав сельсоветов. Причем из числа депутатов большинство избиралось по мажоритарной системе, то есть, по одномандатным округам. Так что они несли хоть какую-то личную, репутационную ответственность за свою работу и принимаемые решения.

Какой Россия вошла в 2012 год? Депутаты Госдумы избираются только по партийным спискам (заявленный Дмитрием Медведевым переход к частично мажоритарной, то есть смешанной избирательной системе - не счет, там все равно остаются списки). По партийным спискам избирается и большинство депутатов региональных законодательных собраний, и даже члены многих муниципальных собраний. Члены Совета Федерации фактически назначаются. Что касается исполнительной власти, то там, по сути, никто не избирается. Что касается президента, то он, как известно, у нас "гарант конституции", а не часть исполнительной власти и, как недавно напомнил ЦИК, даже не госслужащий. Зато губернаторы и большинство мэров не проходят процедуру прямых выборов. Назначается даже глава Конституционного суда (точнее, его кандидатура вносится президентом для утверждения, что в нынешней системе практически одно и то же).

Трудно спорить с тем, что это стало возможным именно благодаря "суперпрезидентской" республике. Однако в том, что решить эти проблемы можно исключительно путем трансформации Конституции, есть сомнения. Вначале, все же, неплохо было бы заставить власть не толковать чересчур уж расширительно свои права в рамках того Основного закона, который уже есть.

Тем не менее, задача, заключающаяся в том, чтобы трансформировать систему власти в России таким образом, чтобы исключить саму возможность появления какого-либо "национального лидера", - это весьма привлекательная глобальная цель для нашего общества. Она как раз из разряда тех задач, ради решения которых, по словам Путина, во власть нужно приводить "достойных людей".

Иван Преображенский
www.rosbalt.ru

выборы, конституция

Up