Мифы о «еврейском дворянстве» в России часть 2

Nov 30, 2011 08:17

«Потемкинские евреи»

В чем тут было дело?Оба названных были евреями именно из Шклова, представителями самого еврейского из всех еврейских локусов на вновь приобретенных Россией землях польской короны. Это был в полном смысле слова национальный еврейский центр на белорусской земле, со своим традициями и порядками и со своими взаимоотношениями с польским королевским двором. Еще Георг Корб, секретарь австрийского посольства при дворе Петра I, в записке, относящейся к 1699 г., отмечал, что шкловские евреи составляли в «городе богатейшее и влиятельнейшее сословие»[18].

И Цейтлин, и Ноткин, богатые купцы, получили от польского короля чин надворного советника еще до раздела Польши. Затем польская власть поменялась на русскую, но чин у оных евреев, формально дававший российское дворянство и с ним право приобретать земли, остался.

Как понимает читатель, для крестьян Могилевской губернии, присоединенной к России именно в царствие Екатерины, никаких перемен в положении не произошло. Традиционная власть и влияние евреев в этом специфическом регионе, отделенном от всей России чертой оседлости, учрежденной Екатериною, не изменилась, не усилилась. Она просто несколько поменяла формат. И Ноткин, и Цейтлин действительно владели здесь поместьями и крестьянами, преуспев в этом благодаря, во-первых, заблаговременно сделанной карьере, а во-вторых - особым отношениям со светлейшим князем Григорием Потемкиным-Таврическим. Подобные отношения, однако, распространялись вовсе не на всех знакомых Потемкину евреев[19]: оба названных коммерсанта так и остались почти единственным исключением как среди российских дворян, так и среди новоприобретенных еврейских жителей России.

В чем состояли эти отношения? И Ноткин, и Цейтлин были крупными подрядчиками, сильно разбогатевшими на поставках в армию, на закладке и строительстве Херсона и вообще обустройстве Новороссии. Все это относилось к прямому ведению Потемкина и способствовало росту его личного состояния, чем и объясняется его сверхестественная близость с имярек.

Вот что пишет еврейский историк Б. Клейн в тексте с характерным названием «Потемкинские евреи»: «Ключевую роль при потемкинском дворе играла личность, отмеченная исследователями давно, но значение которой, по-видимому, еще предстоит полностью оценить. Иошуа Цейтлин, крупный купец и ученый гебраист, путешествовал с князем, управлял его имениями, строил города, заключал займы для снабжения армии, и даже управлял монетным двором в Крыму. По описаниям современников, он “расхаживал вместе с Потемкиным как его брат и друг”, с гордостью сохраняя традиционную одежду, набожность, и на глазах у окружающих вел беседы с раввинами. В талмудических дискуссиях иногда участвовал и лично Светлейший. При нем, правда, находились также поп и мулла. Такое зрелище было поразительным не только для России, но и для Европы, получавшей от осведомителей отчеты о происходившем вокруг одного из самых непредсказуемых властителей»[20].

Во время пребывания Екатерины Второй на Юге России, Потемкин добился даже аудиенции для своего еврея, по ходатайству которого императрица распорядилась о повсеместном использовании слова «евреи» вместо слова «жиды». Впрочем, его предложения о расширении прав евреев она оставила без удовлетворения.

Обладая титулом надворного советника, Цейтлин в 1791 году вступил во владение имением Устье (900 душ крепостных) там же, откуда был сам, в Могилевской губернии. По соседству, на Могилевщине, былоогромное поместье самого Потемкина Кричев - Дубровна. Понятно, что при таком соседстве российские законы были писаны не для Цейтлина.«Некрещеный еврей по воле своего покровителя стал владельцем крепостных»[21]. Формально он отчасти имел на это право как российский дворянин, но вероисповедный вопрос путал карты, и протекция светлейшего сыграла тут, конечно же, свою роль. Цейтлину повезло: Потемкин умер в октябре того же 1991 года, успев облагодетельствовать своего протеже, а российское дворянское сообщество было вынуждено стерпеть очередную причуду всесильного фаворита. Умри Потемкин годом раньше, не факт, что все сложилось бы так же. Исключительность судьбы Цейтлина очевидна.

Исключительной была и судьба Ноты Хаимовича Ноткина, который был одним из основателей еврейской общины Петербурга[22]. Как и Цейтлин, он был связан с Потемкиным особыми отношениями, с 1788 года поставляя для армии провиант и фураж и активно помогая «осваивать» Новороссию. В связи с чем приобрел в 1794 году у генерал-майора Б. Б. Леццано имение в 10 тыс. десятин земли (10.900 га) в Екатеринославской губернии «при Столбовой балке, по обеим сторонам речки Чичиклей со всем на оных строениями, поселенными людьми и всего, что есть по реестрам, при сем приложенным, за 100 тысяч 500 рублей»[23]. Но вскоре Ноткин разорился (после смерти Потемкина казна пересмотрела свое к нему отношение и перестала щедро расплачиваться), обанкротился и удалился в свой родной Шклов.

Своими поставками государству Ноткин, однако, заслужил особое благорасположение Павла I, который подарил-таки ему имение, но… все в той же Могилевской губернии, в черте оседлости[24].

Черта оседлости, на которую столько жалоб поступало во все времена от евреев, на деле обозначала для них не столько гетто, сколько заповедник-эдем, особую зону их эксклюзивных прав и возможностей. Где евреям было позволено очень многое и где ослабевало действие законов, ограничивавших еврейские права на любой другой территории России[25]. Второй такой зоной еврейской свободы стала, по прагматическим соображениям, Новороссия, требовавшая незамедлительного и активного заселения и освоения. Поэтому именно во вновь образованных Екатеринославской и Херсонской губерниях, равно как и в Белоруссии, мы можем обнаружить по документам рубежа XVIII-XIX веков примеры еврейского земле- и душевладения.

Так, пресловутому Иошуа Цейтлину помимо могилевского имения принадлежало сельцо Софиевка в Херсонской губернии, купцу Ицке Кашновичу там же - деревня Катериновка[26]. В 1813 году в официальном издании «Северная почта» упоминается купец первой гильдии Шевель Левин, «владеющий имением в Телеханах»[27] под Пинском. Известный историк еврейства Шимон Дубнов рассказал о своем прапрапрадедушке Бенционе Хацкелевиче, владевшем имением «с массою крепостных крестьян»[28]. Велижский купец Копель Шмеерович владел имением, в котором работало полторы тысяч крестьян[29] (Велиж вошел в состав России по первому разделу Польши в 1772 году, был включен в состав Витебской провинции и находился также в черте оседлости.)

Что можно сказать в завершение темы еврейского владения русскими (уточню: белорусскими, малоросскими) крепостными душами? Читатель, наверное, уже убедился, что в черте оседлости для евреев российский закон искони был не писан. Это уже само по себе позволяет отнестись скептически к попыткам наших современников драматизировать малочисленные факты еврейского душевладения в России и придавать этим фактам широкий обобщающий смысл. Эксплуатация евреями славянского крестьянства на бывших землях польской короны - вовсе не шокирующая новость для историка.

Сказывалась ли как-то эта исключительная ситуация на традициях российского дворянства, вообще на российском (и собственно русском) дворянстве как особой корпорации? Смогло ли еврейство крепостной эпохи влиться в эту корпорацию? Вовсе нет. Доверю сделать ответственный вывод еврейской исследовательнице.Ольга Минкина в специальной статье «”Еврейское дворянство” на рубеже эпох»[30] отмечает:

«В смене власти и административного устройства еврейское население Польско-Литовского королевства и прежде всего верхние слои еврейского общества увидели реальную возможность повышения своего статуса…

Стремление еврейских лидеров к интеграции в высшее общество выражалось не только в выдвигаемых ими проектах социальных преобразований, но и в деятельности, направленной на укрепление своего влияния в новых условиях. В действиях еврейской элиты в первые десятилетия после разделов Польши проявлялись претензии на прерогативы аристократии, такие, как участие в государственном управлении, владение землей и крепостными крестьянами и особые модели поведения…».

Претензии были, кто бы в этом сомневался! Но можно ли преувеличивать значение этих претензий?

В разделе «Евреи и помещичье землевладение» Минкина справедливо, на мой взгляд, подытоживает:

«При соприкосновении с еврейской верхушкой, не имевшей многих характерных признаков элит дворянского типа, российская власть столкнулась с трудностями, оказавшимися в данной ситуации непреодолимыми. В первую очередь это было связано с тем, что в рамках сословной монархии было необходимо, чтобы сословие согласилось включить в себя новую, к тому же иноверческую, группу. Российское дворянство никоим образом не могло включить в себя евреев, хотя определенные перспективы для повышения статуса еврейской элиты и обретения ею собственной ниши в рамках имперской административной системы были все же достаточно серьезны. Характеризуя период 1772-1825 годов, Лейба Невахович в 1829 году отмечал: “Евреи желали быть счастливыми, и сие их бытие виделось часто перед ними, но, верно, счастие существ скоропреходяще”»[31].

Этим стоном еврейского разочарования я и хотел бы завершить тему.

Вода и масло

Несколько слов необходимо добавить о еврейском дворянстве более позднего XIXвека. До реформ Александра Второго дворянином мог стать только крещеный еврей, а такие случаи были сверхредки. К числу их можно отнести единственного еврея-декабриста Григория Перетца, внука того самого банкира Иошуа Цейтлина, а также Александра (Израиля) Бланка, дедушку Владимира Ульянова-Ленина.

Упомянутый царь (памятник ему недаром поставлен в Москве иждивением Бориса Немцова и Альфреда Коха) нарушил эту традицию, и некрещеные евреи получили возможность получать российское дворянство обычным для всех способом, через медицинское или другое высшее университетское образование, службу, чины и некоторые награды. Но через службу исключительно гражданскую, т. к. в доступ в офицерский корпус был закрыт для евреев вплоть до 1917 г.

Тем временем крепостное право было отменено, и русскими душами владеть новоиспеченным дворянам-евреям уже не довелось. А вот земли они покупали. Судьба этих земель сильно беспокоила, к примеру, писателя Федора Достоевского, который отозвался о еврейском землевладении так: «Вон жиды становятся помещиками, - и вот, повсеместно, кричат и пишут, что они умерщвляют почву России, что жид, затратив капитал на покупку поместья, тот час же, чтобы воротить капитал и проценты, иссушает все силы и средства купленной земли… Тут не только истощение почвы, но и грядущее истощение мужика нашего, который, освободясь от помещиков, несомненно и очень скоро попадёт теперь, всей своей общиной, в гораздо худшее рабство и к гораздо худшим помещикам, которые высосали соки западнорусского мужика, и тем самым которые не только поместья и мужиков теперь закупают, но и мнение либеральное начали уже закупать и продолжают это весьма успешно»[32].

Всего по переписи 1897 г. в 50 губерниях Европейской России насчитывается 108 потомственных дворян (обоего пола и всех возрастов) еврейского происхождения; еще 88 - в других частях Империи. Еще 2905 евреев имело личное дворянство. Всего в России того времени было примерно 200 тысяч дворянских семей, на этом фоне процент евреев нельзя назвать значительным.

Но и те, что имелись, дворяне-евреи были поражены в правах по сравнению с дворянами-неевреями. Согласно постановлениям Сената 1898 и 1901 гг., дворяне еврейского происхождения не имели, в отличие от всех других, безусловного права поступления на государственную службу, но только при наличии высшего образования.

Формальная сторона не исчерпывала суть проблемы. Российская дворянская корпорация упорно отторгала новоиспеченных еврейских товарищей по сословию, не желала с ними знаться. Характерна история некоего Гринкруга, обратившегося в Сенат с жалобой на отказ депутатского собрания о приеме его в члены дворянского общества Санкт-Петербурга. Такие отказы бывали, как видно, в известном количестве и ранее, и они также обжаловались. При Александре Третьем официальная позиция была твердой: известно решение министра юстиции H. A. Манасеина по одной из таких жалоб, разъяснившее, что Московское дворянское общество никоим образом не обязано принимать в свой состав евреев. Но при Николае Втором, в декабре 1898 г., Сенат постановил, что Гринкруг как дворянин имеет законное право на прием. Однако этим дело не кончилось. Несмотря на это официальное решение, Петербургское дворянское общество, придравшись к техническим деталям, вторично отказало Гринкругу. Полноправным членом корпорации ему стать так и не удалось.

Прецедент имел серьезные последствия, настроив непримиримо и последовательно против еврейских парвеню весь дворянский корпус. В следующем же 1899 году общегосударственное Совещание губернских предводителей дворянства заявило о необходимости дать дворянским обществам право исключать евреев. Министр юстиции Н. В. Муравьев, сменивший Манасеина, поддержал это решение. В итоге в начале 1900 г. Особое совещание по делам дворянского сословия предложило, чтобы в будущем «евреи не могут приобретать потомственное дворянство чинами на службе и пожалованием орденов».

Исследователь Сеймур Беккер так охарактеризовал этот вердикт: «Если участники Совещания смотрели на бюрократов из недворянских сословий как на элемент, чуждый драгоценным традициям первого сословия по своему воспитанию и особенностям, то бюрократы из иудеев воспринимались ими ни больше ни меньше как смертельная угроза дворянству. Члены религиозного сообщества, сумевшие, живя в христианском обществе, сохранить в течение полутора тысячелетий свою самобытность, евреи так и остались в теле дворянства чужеродным элементом»[33].

Государственный Совет в этой связи посчитал, что не следует позволять евреям проникать в дворянские общества. Губернские дворянские собрания следовало оградить так же, как земства и городские Думы, участие в деятельности которых было евреям запрещено еще с 1890 г. Указ Николая II от 28 мая 1900 г. узаконил рекомендацию Государственного совета и запретил включение дворян-евреев в губернские родословные книги.

Сказанного достаточно, чтобы утверждать: место и роль евреев в корпусе российского дворянства не стоит преувеличивать. А единичные исключительные случаи еврейского обладания крепостными душами не дают добросовестному историку возможности для каких-либо обобщений. Предположение о том, что многочисленные русские крестьяне «легко могли стать» собственностью помещиков-евреев, не имеет под собой оснований.

[1] Миллер А. К Империя Романовых и национализм. М., 2006. С. 102.

[2] http://www.polit.ru/article/2006/06/06/miller3/

[3] Соловей В. Д., Соловей Т. Д. Несостоявшаяся революция. Исторические смыслы русского национализма. - М., Феория, 2009. С. 42.

[4] Сергеев С. М. Пришествие нации? - М., Скименъ, 2010. С. 184. Впервые статья «Нация в русской истории», где приводятся указанные сведения, опубликована в 2009 г. в ж-ле «Москва» со ссылкой на книгу В. и Т. Соловей, а также в ж-ле «Золотой лев» № 235-236.

[5] В. С. Мандель. Консервативные и разрушительные элементы в еврействе. - Россия и евреи. - М., Азъ, 2007. Здесь и далее этот текст цитирую по интернет-ресурсу. Ср. также: «В течении всего 18 века и в первой половине 19 века оседлое проживание евреев в Риге было невозможно или же сильно затруднено. Немцы, основавшие Ригу в 1201 году, ревностно относились к своему статусу “хозяев города” и не желали, чтобы здесь селились конкуренты-чужаки. В то же время евреи-посредники были важным элементом рижской торговли, обеспечивая доставку товаров из Польши и России в Ригу, где они продавались рижским фирмам, которые затем перепродавали эти товары в страны Западной Европы. Постоянное проживание евреев в Риге было запрещено, но евреям разрешалось приезжать в Ригу на короткий период с целью продажи товара и заключения контрактов на поставку товаров. Проживать евреи могли только в Юденхерберге (еврейской корчме), разновидности еврейского гетто. Официально Рижская еврейская община была основана только в 1841 году, только тогда около 500 евреев получили право на приписку и постоянное проживание в Риге» (Еврейская конкуренция в Риге: исторический взгляд Александра Фейгманиса. http://shul.lv/2011/02/07/jewish-riga/).

[6] Е. Белов. Екатерина Вторая. - Энциклопедический словарь. - СПб., Брокгауз и Ефрон, 1894. Т. XI-А Евреиновы - Жилон, С. 271.

[7] В. С. Мандель. Указ. соч.

[8] Клиер Дж. Д. Россия собирает своих евреев. Происхождение еврейского вопроса в России: 1772-1825. М.-Иерусалим, 2000. С. 99.

[9] Исраэль Шахак. Еврейская история, еврейская религия: тяжесть трех тысячелетий. (Впервые издана на англ. яз. в 1994). http://www.left.ru/bib/shahak/shahak1.html

[10]Wischnitzer M. A History of Jewish Crafts and Guilds. N.Y., 1965. Р.223. См. такжевкн.: Economic History of the Jews. N.-Y., 1975. P. 125-128, 132-138.

[11]Rawita-Gawronski Fr. Zydzi w historji i literaturze ludowei na Rusi. Warszawa, 1924. A.237-266; Антонович В., Драгоманов M. Исторические песни малорусского народа. Т.2. 4.1. Киев, 1875. С.20-32.

[12] Меньшиков Н. О. Еврейское иго. - В кн. М.: Национальная империя. - М., 2004. - С. 113.

[13] Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1 (ПСЗ 1). Т. XXII, № 15936.

[14] Центральный государственный исторический архив Украины [ЦГИАУ]. Ф. 533. Оп. 1. Д. 1690). Л. 19-19 об.

[15] Ольга Минкина. «Еврейское дворянство» на рубеже эпох. Ж-л «Лехаим». Февраль 2008, шват 5768 - 2(190).

[16] Фельдман Д. З. Страницы истории евреев в России XVIII-XIX вв. М., 2005. С. 286-288

[17] В их сочинениях фигурирует Иосиф Цейтлин, но это ошибка, поскольку Иосиф был лишь потомком первого помещика Цейтлина - Иошуа.

[18]Шклов. КЕЭ, том 10, кол. 224-227.

[19] Как отмечают историки еврейства, Потемкин резко выделялся своей открытой юдофилией среди русского вельможества. Он нередко покровительствовал богатым евреям и много способствовал заселению евреями Екатеринослава и Херсона, вообще Юга России.

[20]Б. Клейн. Потемкинские евреи. Международный интернет-журнал «Русский Глобус» (http://www.russian-globe.com/N61/Klein.PotemkinskieEvrei.htm).

[21] Там же.

[22] Краткая еврейская энциклопедия, том 5, кол. 771-772.

[23] CAHJP. HM 2/9470.6 (оригинал: Российский государственный архив Военно-морского флота [РГА ВМФ]. Ф. 243. Оп. 1. Д. 222). Л. 13.

[24]Лев Бердников (США). Хотя и еврей, но преблагородный человек! - Ежемесячный международный еврейский журнал «Алеф» № 972. http://www.alefmagazine.com/pub1414.html

[25] Интересно, что когда в 1794 году в Польше вспыхнуло восстание Тадеуша Костюшко, в нем принял участие еврейский конный полк под командованием Берека Иоселевича,- около 500 всадников. Это говорит о том, что евреи вряд ли воспринимали переход под российское владычество как расширение своих прав и интересов.

[26] Фельдман Д. З. Страницы истории евреев в России XVIII-XIX вв. Опыт архивного исследования. М., 2005. С. 336.

[27] Северная почта. 1813. № 38.

[28] Дубнов С. М. Книга жизни. М.-Иерусалим, 2004. С. 29.

[29]Феликс Кандель. Очерки времен и событий из истории российских евреев (До второй половины восемнадцатого века). Иерусалим, Ассоциация Тарбут, 1988. http://samlib.ru/z/zigmas_k_w/ocherki.shtml

[30]Ольга Минкина. «Еврейское дворянство» на рубеже эпох. Ж-л «Лехаим». Февраль 2008, шват 5768 - 2(190). http://www.lechaim.ru/ARHIV/190/minkina.htm

[31] CAHJP. F/811 A (оригинал: ГАРФ. Ф. 109.° CА. Оп. 3. Д. 2312). Л. 6.

[32] Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Л., 1983. Т. 23. С. 42.

[33]Seymur Becker. Nobility and Privilege in Late Imperial Russia. - Northern Illinois Uniersity Press, 2011. В русском переводе: Сеймур Беккер. Миф о русском дворянстве. Дворянство и привилегии последнего периода императорской России. Пер. Б. Пинскер. - М., Новое литературное обозрение, 2004. Характерно: в оригинале заглавия отсутствуют слова «Миф о русском дворянстве», добавленные либо переводчиком, либо издателями.

sevastianov.ru

дворянство, мнение, евреи, публицистика

Up