Русская блогосфера чрезвычайно политизирована, этакая глобальная кухня, настоящее место для дискуссий со свободных входом для всех желающих. До последнего момента эта кухня звучала в унисон -- и основным ее мотивом была практически единодушная критика власти. Заявив 24 сентября о выдвижении своей кандидатуры на президентских выборах 2012 года, В. Путин нанес единству блогосферы чудовищный удар: кухня притихла почти на месяц, пытаясь осмыслить случившиеся, а потом, ожив, вновь загудела, но уже на разный мотив. Заявление Путина не только углубило раскол в монолите блогосферы, но и породило идеологические трещины, которые, расползаясь, образуют все больше новых фракций.
Действительно, до громкого заявления В. Путина на съезде ЕР блогосфера дружно ругала власть, особенно доставалось Д. Медведеву, а попытки встать на ее защиту мгеровцев и прочих нашистов, мягко говоря, только раззадоривали протестующую публику.
Эта единая блогосфера состояла из активистов, производящих в промышленных масштабах соответствующий контент и из сочувствующих, поддерживающих его своими «лайками». Блогокухня походила на один гигантский демотиватор, в котором слились все мнимые и реальные претензии к нынешней власти, а блогеры соревновались в том, кто хлеще и ярче ее ударит, кто сорвет больше аплодисментов. Демонизация власти попросту перегрела блогосферу, создав предпосылки к ее расколу, а решение Путина стало его началом.
Большая часть активистов продолжила критику власти, правда, упреки Медведеву отошли на второй план, он резко стал неактуален. Примерно как работник в преддверии выхода на пенсию, ругать которого уже как-то неудобно или просто лень. Активисты переключились на Путина, а многие сочувствующие вдруг встали на его защиту. Сочувствующие, приняв неизбежность, решили, что Путин в сложившейся ситуации -- меньшее из возможных зол и ругать его почем зря, разжигая протестные настроения в обществе, по меньшей мере, непродуктивно. В принципе нормальная ситуация, потенциально способная породить конструктивную дискуссию в блогосфере, которая приведет обе стороны к общему знаменателю, но не тут-то было. Вместо дискуссии назревает настоящая война блогеров. Череда «арабских революций» и активная практика использования провокаторов-троллей в информационной борьбе посеяли в блогокухне вирус недоверия. Теперь сочувствующие обвиняют критиков в «продажности Западу и подготовке «оранжевого» бунта», на что те, отвечают обидной кличкой «путиноид» вдобавок к прежним "охранитель", "ымперец" etc. Доходит до того, что даже в целом безобидное указание на недостаток режима встречает яростное «разоблачение» сочувствующих, а к «путиноидам» огульно причисляются вполне здравомыслящие и нейтральные в своих политических пристрастиях люди.
Ни о каком нахождении общего знаменателя в такой ситуации говорить не приходится. Вирус недоверия имеет обычай убивать своего носителя. Продемонстрирую на наглядной примере войны «русских каддафистов». С началом войны в Ливии в русской блогокухне как реакция на беспрецедентное информационное искажение реальных событий западными СМИ, довольно быстро образовалось сообщество т.н. русских каддафистов - блогеров, поддерживающих полковника Каддафи в его борьбе с оккупантами. Во главе сообщества стихийно образовались трое лидеров - основных трансляторов контента, которые до определенного момента шли вровень, собирая вокруг себя все больше последователей. Совершенно неожиданно на наших глазах возник прецедент, в котором десятки тысяч незнакомых друг с другом людей с разных уголков страны, потрясающе быстро объединились вокруг идеи, став не просто ретрансляторами лидерского контента, но и активными участниками его создания. По сути, возникла сетевая структура из единомышленников, которая после окончания ливийской войны могла быть трансформирована во что угодно, в том числе и в протестное движение, действующее уже в реальном, а не в виртуальном поле. Все шло замечательно до тех пор, пока один из трех лидеров вдруг не сменил тональность своих записей. Смена тональности записей в условиях продолжающейся информационной борьбы воспринимается вчерашними сторонниками лидера не иначе как предательство. Сам лидер объяснил такой поворот усталостью и желанием перейти к освещению других тем, но, естественно, что в это мало кто поверил. Пошли разговоры о том, что лидер уже «не торт» и либо продался врагам, либо его аккаунт был взломан и от его имени пишет провокатор.
По понятным причинам, проверить эти факты невозможно, но смена позиции лидера породила раскол в сообществе русских каддафистов. Посыпались взаимные обвинения в продажности, «сенсационные разоблачения», угрозы, и аудитория удивительно быстро рассыпалась на множество враждующих фракций, от былого единства «каддафистов» не осталось и следа.
Я привел этот пример, потому что ситуация с нынешним более глобальным расколом блогокухни развивается точно таким же образом. Разница лишь в том, что в случае «каддафистов» стратегической ошибкой сообщества была излишняя идеализация Каддафи-символа, а в нынешней ситуации - излишняя демонизация символа-Путина.
Блогосфера раскололась, градус растет, война разгорается. Если раньше и сторонники красной идеи, и сторонники белой идеи, и анархисты, и он-лайн геймеры сходились в своем отрицательном восприятии власти, что давало возможность и тем и другим относительно спокойно вербовать в свои ряды новых участников, то теперь грядет «война всех против всех». Испуганный блоггер из не определившихся так и застыл, разинув рот - кого поддерживать? Вроде он только что был за красных и против власти, а теперь ему рассказывают, что Путин сам красный, а белые тянут к себе восстанавливать «великую империю» при этом всюду говорят никому не верить и «думать своими мозгами». Постоит-постоит блоггер в недоумении и уйдет на развлекательный портал заниматься привычным делом. Вот и весь итог
Не берусь утверждать, что такой раскол - это спланированная акция властных идеологов (кстати, кто это?). Скорее -- неожиданный подарок, попавший к ним в руки. Вопрос в том, осознают ли они его ценность и смогут ли достаточно долго поддерживать кипение блогокухни на медленном огне.
Мы же - блогеры - имеем неоценимое преимущество в том, что развиваемся стихийно и нас непросто просчитать, потому единственное условие нашего выживания - это выработка антитела к вирусу недоверия и выход на конструктивный внутренний диалог.
odnako.org