Oct 14, 2011 08:22
Примерно в 3 миллиона 750 тысяч рублей обойдутся российской казне ошибки чиновников и преступления военных, согласно сентябрьским решениям Европейского суда
Итоговая сумма в несколько раз меньше, чем средняя ежемесячная, - судя по всему, сказались августовские отпуска, когда не было рассмотрено вообще ни одного дела. В сентябре же суд вынес лишь 5 решений в отношении России (обычно 15-20). Главная особенность: сентябрьские дела в Страсбурге били не столько по казенному карману, сколько по репутации страны.
Во-первых, решение по делу «ЮКОС против России». Европейский суд по правам человека признал государство виновным в нарушении права компании на защиту собственности, права на справедливое судебное разбирательство, и в то же время не пришел к выводу, что судебный процесс был политическим. Суд не стал также решать ключевой вопрос о компенсациях (нефтяная компания требовала 98 миллиардов долларов), отложив его на несколько месяцев. А во-вторых, суд принял к рассмотрению иски граждан Грузии, пострадавших от августовской войны 2008 года.
Жилье вместо казарм
В бытовом для россиян смысле также было принято несколько показательных решений. Ну, например, итоговый документ по делу отставного офицера российской армии Игоря Лапина, который коснется многих военных, оставшихся без жилья.
В Страсбурге житель Ярославля требовал у России 102 тысячи 500 евро компенсации. Проблема в том, что в 2002 году вышедший на пенсию Лапин обратился к командиру воинской части №19689 с просьбой предоставить документы, подтверждающие его право на получение жилья в приоритетном порядке в любом городе России по своему выбору (как положено). Также он попросил государственный жилищный сертификат, который бы позволил ему получить деньги для частичного покрытия расходов на покупку квартиры.
После отказа начались процессы, завершившиеся победой Лапина 20 января 2004 года: Московский окружной военный суд обязал командира части подготовить необходимые документы и подать заявление на включение Лапина в приоритетный список военных, нуждающихся в жилье. Но лишь в конце ноября 2006 года отставнику выдали жилищный сертификат на покупку квартиры. Правда, Лапин от него отказался, поскольку документ распространялся не на всю стоимость жилья. «Министерство обороны России должно решить жилищную проблему военных за свой счет в полном объеме», - заявил Лапин и не стал отзывать поданную еще в 2003 году жалобу в Страсбург. В результате Европейский суд признал Россию виновной в нарушении права на справедливое судебное разбирательство и оштрафовал правительство на 2400 евро.
Подававшего надежды спортсмена из Камеруна Мустафу Алима в 14 лет пригласили в один из российских футбольных клубов. После травмы с футболом пришлось проститься, а в результате отчисления из вуза встал вопрос о депортации. Продолжительный брак с россиянкой у Алима официально зарегистрирован не был, а двое детей, как оказалось, не стали для российских чиновников должным аргументом, и камерунец сначала попал под суд, а затем - на 6 месяцев - в неволю: ожидал за решеткой выдворения вон. Но никто никуда его вывозить не спешил, и после освобождения Алиму удавалось некоторое время находиться с семьей в Краснодарском крае. Загнанный в угол человек обратился в Страсбург, и Европейский суд разъяснил российским властям, что понятие семьи не ограничивается официальным браком. Суд признал отношения бывшего футболиста с матерью его двоих детей семейной жизнью, а Россию обязал выплатить 9000 евро компенсации. Виновны в злоключениях Мустафы Алима - Федеральная миграционная служба, Октябрьский и Ленинский районные суды Краснодара.
Без Чечни не обходится
60 000 евро компенсации морального вреда получит жительница села Ачхой-Мартан Аминат Бексултанова за незаконное задержание и неэффективное расследование исчезновения ее сына Тимура. По этому делу Россия признана виновной в нарушении сразу четырех статей Европейской конвенции: «Право на жизнь», «Запрещение пыток», «Право на свободу и личную неприкосновенность» и «Право на эффективное средство правовой защиты» (статьи 2, 3, 5 и 13 соответственно).
В исчезновении сына Аминат Бексултанова обвиняет конкретного сотрудника ОМОНа, который утром 2 октября 2004 года увел Тимура из дома в Ачхой-Мартановское РОВД для якобы проверки сведений о его причастности к незаконным вооруженным формированиям. Европейский суд установил, что следователи прокуратуры Чечни не предприняли никаких действий, чтобы хотя бы опросить упомянутого в объяснении матери Тимура омоновца.
Произвольные аресты. Пытки
15 000 евро по решению Европейского суда правительство России заплатит бывшему осужденному Игорю Федоренко за почти 7 месяцев незаконного содержания под стражей. В 2007 году Федоренко осудили на 4 года и 3 месяца лишения свободы по делу о мошенничестве (сомнительная сделка по приобретению квартиры в Москве). Страсбургский суд признал Россию виновной в нарушении права на свободу и личную неприкосновенность, а также права на справедливое судебное разбирательство (ст. 5 §§1, 3 и ст. 6 §2 Европейской конвенции). Решение о незаконном аресте Федоренко принял Головинский районный суд Москвы.
Кроме того, в минувшем месяце Страсбургский суд принял 57 жалоб россиян, причем 54 из них касаются убийств и пыток, совершенных должностными лицами. Так, коммуникацию прошла жалоба Даниила Хамукова, подсудимого по делу о нападении боевиков на Нальчик в 2005 году, который сообщил об избиениях со стороны милиционеров с целью получения признательных показаний. Ко всему прочему Европейский суд объединил 28 жалоб жителей Чечни на издевательства российских военных в 2000-2006 годах и запросил по ним позицию правительства.
Тбилиси против Москвы
В сентябре Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению 187 жалоб граждан Грузии на действия России во время российско-грузинской войны 2008 года. Заявители жалуются на нарушение права на жизнь, бесчеловечное обращение, произвольные аресты, рабство и нарушение неприкосновенности частной жизни. Представителю правительства России в Страсбурге, заместителю министра юстиции Георгию Матюшкину теперь придется формулировать правовую позицию, а возможно, и думать об откупе и мировом соглашении.
ИТОГО
В сентябре Страсбург наказал российский бюджет на 86 400 евро компенсации морального вреда и 4950 евро материального ущерба и понесенных расходов.
В сентябрьском обзоре отражены дела адвокатов Владимира Еременко (Краснодар), Центра содействия международной защите, Правовой инициативы по России.
Дмитрий Колбасин, Павел Чиков
novayagazeta.ru
страсбургский суд,
права человека,
статистика