Oct 06, 2011 07:16
В Екатеринбурге - коммунальный ад: пробки, холод, срыв отопительного сезона и провал политических проектов. И у всего этого есть простое объяснение
«В мэрии есть только один кабинет - Тунгусова... А того пойди поймай: говорят, живет за границей, приезжает в город на три дня в неделю»
Осенью этого года на жителей Екатеринбурга обрушились тридцать три несчастья: по вечерам город сковывают огромные, московской продолжительности, пробки, в домах холодно, «горячая» вода - еле теплая, во дворах вместо обещанных детских площадок - ямы и траншеи. Еще и обещанное много лет назад метро опять могут не сдать в срок. Все это - зона ответственности властей Екатеринбурга. Источники «URA.Ru» считают, что начинающийся коллапс стал следствием разрушения управленческой схемы в администрации Екатеринбурга, где больше нет эффективной системы сдержек и противовесов. Администрация Александра Мишарина могла бы использовать промахи «серого дома» для подготовки к смене власти в городе, однако свердловский губернатор редко делает смелые политические шаги.
«Никогда не думала, что скажу это, но стоя в огромных пробках в грязном, перекопанном на зиму городе, понимаешь, что Чернецкий был не самым плохим мэром», - пишет в Facebook одна из екатеринбургских журналисток. Это достаточно распространенная мысль, которую высказывают не только в социальных сетях и на городских интернет-форумах. Пробки - лишь одна из проблем, просто самая заметная. Как могло случиться, что город намертво встал из-за реконструкции одного-единственного перекрестка, транспортного кольца на Луначарского-Ленина?
Источник, знакомый с ситуацией в мэрии, объясняет, что проблема - в несогласованности действий различных коммунальных служб. При такой крупной реконструкции следовало бы предупредить всех коммунальщиков, что на период работ в радиусе нескольких кварталов не может быть никаких дополнительных затруднений: нельзя менять трубы, проводить ямочный ремонт, врезать новые объекты в трубопроводы. Такого внушения никто не сделал. Поэтому в двух кварталах от кольца, на перекрестке Луначарского-Энгельса начались работы по благоустройству территории вокруг нового офисного центра: рабочие перекрыли целую полосу, чтобы было где поставить строительную технику. Еще в двадцати метрах дальше раскопали яму, чтобы поменять трубы, превратив и без того узкую улицу Энгельса в однополосную дорогу. Результат - по вечерам «намертво» встают несколько соседних улиц, гудки автомобилей слышны до позднего вечера. «А все потому, что Якоб не собрал на совещании всех руководителей, не стукнул кулаком по столу и не приказал отложить все ремонты», - говорит источник.
Перекрытое кольцо на Луначарского - причина огромных пробок в центре Екатеринбурга. Водители матерятся, а работы затягиваются. «Проезжала мимо кольца на Ленина-Луначарского. Такое ощущение, что на перекресток вредители скинули бомбу. Ни одного рабочего не увидела», - пишет сегодня одна из пользовательниц «Твиттера»
Проблема даже шире, чем реконструкция одного кольца: нет системной работы по планированию дорожных ремонтов. «В этом году деньги выделялись вовремя, можно было растянуть все работы на летние месяцы, а не набрасываться на город в октябре, когда вот-вот пойдет снег», - полагает собеседник нашего агентства. И даже работая аврально, город затягивает сроки работ (и транспортного коллапса). Еще в середине сентября мэрия обещала закончить ремонт кольца 8 октября, теперь называется дата 17 октября.
Пробившись сквозь пробки, злой горожанин приезжает домой, а там - холод. В этом году впервые за много лет екатеринбуржцы начали замерзать в своих квартирах, во многих домах в центре города батареи начали нагреваться только на этой неделе, в Пионерском поселке тепло дали лишь сегодня. Из-за холода нескольким детским садам пришлось распустить воспитанников по домам. Дополнительный раздражающий фактор - ограничение температуры воды, при которой из «горячего» крана льется еле теплая жидкость. Притом что проблемы с началом отопительного сезона есть и в других муниципалитетах, в СМИ власти города отчитываются об успешном начале отопительного сезона, называют ситуацию в Екатеринбурге эталонной. Это вызывает понятное раздражение - дома холодно, а в телевизоре и газетах утверждают, что уже тепло.
Хотя ответственность за проблемы с теплом лежит не только на мэрии, именно новые порядки в «сером доме» стали одним из факторов, спровоцировавших развитие проблемы. «Исчез единый центр принятия решений, субъект переговоров, которым всегда выступал Чернецкий, - рассказывает один из энергетиков. - Он мог договориться о чем-то с Родиным, мог заставить энергетиков больше денег вкладывать в ремонт сетей, мог обещать какие-то преференции. Его слову верили. С кем сейчас общаться в мэрии - не очень понятно, Якоб стратегических решений не принимает, идешь к Порунову - тот разводит руками: работайте с депутатами, я всего лишь спикер». На уровне менеджеров подразделений тоже есть проблемы: эффективного и пользующегося авторитетом начальника МУП «Тепловые сети» Виктора Егорова мэрия заменила на молодого Евгения Бондарева, который затем перешел работать в МУП «Екатеринбургэнерго». Источники «URA.Ru» уверены, что после этого качество управления коммунальным хозяйством города снизилось.
Еще один крупный промах - срыв программы «Тысяча дворов», о проблемах которой «URA.Ru» писало неоднократно. На этой неделе в мэрии признали, что программа не выполнена, однако ответственность возложили на подрядчиков, с которыми «нельзя ничего сделать». При этом едва ли не каждый человек, ведущий бизнес в Екатеринбурге, знает, что предприниматели, выигрывающие муниципальные контракты, как правило, хорошо общаются с чиновниками мэрии или главами районов, и ссылаться на их независимость и несговорчивость - заведомое лукавство.
А метро? Это похоже на анекдот, но ввод новых станций «Чкаловская» и «Ботаническая» в эксплуатацию могут снова отложить. Сначала администрация жаловалась на нежелание правительства области выдавать госгарантии, но при этом отказывалась предоставлять финансовую документацию с отчетом о трате предыдущих траншей. Теперь новая загвоздка - выяснилось, что мэрия не смогла договориться о своевременной поставке эскалаторов, которые делают на заводе «ЭЛЭС» в Санкт-Петербурге - якобы петербуржцы должны были поставить технику еще в марте, но не выполнили обязательства. Однако на заводе «URA.Ru» рассказали, что контракт подразумевает поставку до конца октября. Получается, мэрия просто ошиблась в расчетах?
Новая станция метро в Екатеринбурге еще до открытия разочаровывает: оборудование будто бы из брежневских времен. Не похоже на современный мегаполис
Екатеринбургское городское хозяйство никогда не было беспроблемной зоной, но в этом году ситуация кажется намного хуже, чем раньше. Собеседники «URA.Ru» считают, что этому есть простое объяснение: в администрации города исчезло единоначалие и разрушена система сдержек и противовесов, с помощью которой Аркадий Чернецкий управлял городом. Не хочется идеализировать бывшего мэра, но многие признают, что ему удавалось находить баланс внутри команды, не давая чересчур развиваться порокам своих заместителей. После ухода Чернецкого и ареста Виктора Контеева мэрия полностью «тунгусизировалась», и это породило множество проблем.
Это из-за мэрии Екатеринбурга жители прозвали программу «1000 дворов» - «1000 воров». И в администрации не признают ошибку, сваливают всю вину на исполнителей
«Все чаще говорят, что на третьем этаже в мэрии есть только один кабинет и заходить имеет смысл лишь туда», - говорит один из предпринимателей, имея в виду офис Владимира Тунгусова. «Тунгусов - единственный, кто принимает в мэрии окончательное решение, а найти его подчас бывает сложно. Говорят, что он работает вахтовым методом, с понедельника по среду трудится в Екатеринбурге, а с четверга улетает за границу, где, судя по всему, и живет», - говорит предприниматель. С ближайшим кругом ВГ общается по «скайпу», а прочим приходится потрудиться, чтобы «поймать» его. Тунгусов и раньше любил путешествовать, но при Чернецком не позволял себе столь регулярных исчезновений, говорят в мэрии.
В результате город теряет возможности для коммуникации. В каком-то смысле тому же Александру Мишарину было проще работать с Чернецким, чем с Якобом. Бывший мэр хоть и мог откровенно перечить губернатору, обладал известными интересами и выставлял понятные условия. С кем и как договариваться теперь - непонятно, управленческий центр размыт, никто не хочет брать на себя ответственность в полной мере. Это начинают ощущать и внутри самой мэрии, где ухудшилась координация действий между различными подразделениями.
Другой предсказуемый итог смены управленческой системы - нарушение связи между властью города и населением. При Чернецком в мэрии могли признать проблему и начать ее решать, а сейчас все чаще перекладывают ответственность на другие плечи. Если медийный блок мэрии и выступает по проблемному поводу, тональность почти всегда одна: «Мы в этом не виноваты, вините других». Мэрия практически перестала вести разъяснительную работу для независимых СМИ, сделав ставку на свой медиахолдинг и городской портал «Ekburg.Ru». Но портал, при всех его плюсах, так и не стал популярным СМИ (среднесуточная посещаемость - порядка 10 тысяч человек, на «E1.Ru» - около 400 тысяч), а сторонним журналистам в мэрии фактически перестали аргументированно объяснять свою позицию. Медийность была важна для Аркадия Чернецкого как публичного политика, а Александр Якоб и Владимир Тунгусов от населения фактически не зависят, зачем им общаться с людьми?
Коммунальные и управленческие проблемы, которые ярко проявились в мэрии этой осенью, могли бы стать поводом для разговоров о новом этапе смены власти в Екатеринбурге. Оговоренный при уходе Чернецкого «переходный период» сроком в один год истечет в январе, и если бы администрация Александра Мишарина была готова вступить в политическую игру, сейчас был бы удачный период для медийных ударов по команде Якоба и Тунгусова. Однако, скорее всего, губернатор не захочет ввязываться в такое противостояние. Кроме того, сильного управленца на пост главы администрации Екатеринбурга Мишарин все равно не поставит, а кандидаты вроде Сергея Швиндта могут оказаться еще менее эффективными, чем нынешние руководители. Получается, что единственный шанс вновь создать в Екатеринбурге сильную власть, отвечающую интересам горожан, - вернуть прямые выборы.
Дмитрий Колезев
ura.ru
жкх,
екатеринбург