Сегодня я хочу продолжить экскурсию по Помпеям, и посвящу эту главу живописи. Помпеи без живописи имели бы иное настроение; ощущение цвета, сюжеты росписей, все это дает ощущение того, что стены еще теплые и хранят звуки, настроения горожан. Заглядывая в каждый сохранившийся дом ощущаешь себя гостем и есть неловкое ощущение, что ты пришел через открытие двери, а хозяев почему-то нет...
"За городом, на улице гробниц, есть одна гробница, построенная в виде полукруглой мраморной скамьи по прекрасному замыслу покоящейся там помпеянки Мамии. Немало путников, проходивших по большой дороге, отдыхало на этой скамье, ведя тихие беседы, поминая добрым словом умершую. Тень Мамии присутствовала тогда среди них, занимая одно из мест полукруглой скамьи, слушая их речи. Таких воздушных теней полны Помпеи, и сердце не раз обращает к ним благодарность, не раз грустит вместе с ними в их опустелом доме..." Павел Муратов
Если идти по дороге от Геркуланских ворот, то слева взгляд привлечет гробница, имеющая форму полукруглой скамьи-экседры, спинка которой закончена по краям двумя волютами. На ее задней стороне вырезано имя жрицы: Мамия. Похороненная на земле, принадлежавшей муниципалитету, она удостоилась редкой чести. Такой почет объясняет сохранившаяся фрагментарно надпись на карнизе храма Веспасиана, которая гласит, что его построили на средства жрицы Мамии. Через много веков перед ее скамьей остановится великий Гете, который одним из первых посетит раскопки Помпей.
1.
"Помпеянин не медлил на улице, его жизнь вне дома протекала на обширных форумах, в термах, в театрах. И важнее этой жизни, так определенно общественной, была для него замкнутая стенами домашняя жизнь. Любовь к дому строила Помпеи. Никогда после того человек не располагал так заботы и радости существования по клеточкам своего жилища. План помпейского дома поражает стремлением разделить как можно мельче пространство и как можно теснее связать между собой все деления. Нас удивляют маленькие размеры помпейских комнат, но не более ли удивительно, что в иных домах число комнат доходило до шестидесяти. Среди этих бесчисленных спален и столовых, различие между которыми мог понять только взор домолюбивого хозяина, тянулись внутренние дворы - полуоткрытый атриум и совсем открытый перистиль. С изумительной правильностью они повторяются во всех помпейских домах, так же как повторяются на улицах города совершенно одинаковые водоемы, одинаковые углы, прилавки. Правильность и порядок, таким образом, царили на улицах и внутри жилищ. Добрая воля античного человека ввела их в жизнь семьи. Дела этой жизни текли несомненно с правильностью религиозного обряда. Законы божественные, казалось, управляли ею, священны были простейшие ее явления, и ее дом, - каждый помпейский дом, был храмом лар и пенатов." Павел Муратов
2
3
"Запоминается чаще всего ее фон, - красный, черный или желтый, - обнаруживающий необычайную силу и чистоту цвета. Волшебными кажутся маленькие летящие фигурки на таком черном фоне в доме Веттиев. Здесь почти слышишь тонкое жужжание полета этих крошечных гениев помпейского воздуха." Павел Муратов
4
"Какой же секрет знали эти древние живописцы, достигавшие такой светозарности и прочности красок? Техника кампанской живописи нам полностью не известна, но некоторые сведения о ней мы можем почерпнуть в трудах Плиния Старшего и Витрувия. Вероятно, художники комбинировали известные в те времена живописные техники - энкаустику и темперу, то есть краски, разведенные на воске и на яйце. С необыкновенной тщательностью подготавливали поверхность стены. На нее наносили несколько слоев штукатурки. В последний слой добавляли толченый мрамор или алебастр, придавая ей этим и блеск и прочность. Палитра кампанских живописцев гораздо богаче греческих. В росписи виллы Мистерий мы видим различные оттенки зеленого - от ярко-изумрудного до тускло-оливкового и лилового цвета. После окончания росписи поверхность стены полировали, придавая ей блеск эмали, покрывали защитным слоем прозрачного воска, который предохранял краски от выцветания. Применявшийся для этого пунический воск расплавляли вместе с растительным маслом и наносили шелковой кистью. Затем к стенам подносили раскаленные угли из орехового дерева (чернильного ореха). После этого их снова разглаживали и полировали чистым полотном." Виктория Ильинична Кривченко - Помпеи. Геркуланум. Стабии
5
6
7
Поражает толщина штукатурки. И отшлифованная до зеркала поверхность
8
9
10
11
12
В одном из домов есть комната со стенами цвета оникса, с изображениями амуров и портретами членов семьи. Какими были художники, расписывающие эти стены, люди, жившие в этом доме? Я думаю, что мы об этом никогда не узнаем, но мы можем видеть и чувствовать нечто ценное. Возможно, в какое-то помпейское утро, жена вот так смотрела на мужа, или дочь на отца, и свет на ее лице был точно таким же, ощущения цвета, настроения, атмосферы человека в пространстве комнаты - он тот же самый, как и тогда! Это невероятно ценные впечатления, думаю, меня поймут художники, режиссеры, все те, кому пришлось бы изобразить помпейскую жизнь в кино, в картине...
13
Click to view
14
15
Помпейские обои))
16
17
Не совсем смогла понять , какого времени этот процарапанный рисунок, но судя по тому , что он под стеклом-не современный.
18
19
20
21
22
23
24
25
Город , застывший во времени. Помпеи. Камень. Часть-I
(картинка кликабельна)