об опытах в разных средах
аудиозапись этого поста -
https://yadi.sk/d/7SPu-BGg3E3onH я редко это делаю и решил, что сделаю - вам может быть интересно. "факты о последней записи", то есть: её контекст, внутреннее из старого опыта или новые мысли, которые пришли или подтвердились, пока я делал эту дорожку:
https://vk.com/wall72657401_15710 (гитарный кавер на песню "Миражи" Евы Польны).
- Ева Польна - это голос группы «Гости из Будущего», которая отличается от волны поп-безделушек прошлых двух десятилетий тем, что она держит цельность, консистентность идей. огромному количеству людей песни просто пишут на заказ - приходит набор авторов и делает нормально. это разительно отличается от подхода артиста в стиле "я считаю, что так правильно, и решаю сам". часто люди заигрывают с обоими вариантами, но однажды останавливаются. выбирают, проще им гнуть свою линию вопреки многим помехам или уж не заниматься стилевыми факторами вовсе. Елена Польна прекрасно справляется с первой ролью до сих пор. я не в первый раз касаюсь её текстов и чувствую что-то родственное.
- в этом треке мне несколько уважаемых слушателей отметило "силу". я бы хотел об этом чуть-чуть поговорить. я всегда в "надрывных" песнях к ней стремился (Гакт, позвони мне), но, как любой экстремум, "надрыв и силу" очень легко сделать фальшиво. я хочу отметить, какие факторы влияют на это восприятие, как мне сейчас кажется.
(1) поверьте 12-летнему опыту попыток молодого человека показывать себя в треках сильнее, чем он есть: искуственно конструировать силу убедительно очень сложно. например, я пробовал когда-то записать гитарный трек отдельно, потом наделать "замечательных" дублей вокала, и ещё потом потюнить, и, уж конечно, выбрать самые лучшие... в результате может выйти просто тупая разнородная мозаика из блёсток, которая убедит совсем не всякого слушателя. часто лучше надавить на запись естественным усилием и потом её почти не редактировать, чем пытаться из отдельных "замечательных кусков" собрать естественно-животный удар.
смотрите, вот какая моя мысль: сила - это впечатление ровно песерёдке между "заметное усилие" и "естественная лёгкость". нужно, чтоб мы понимали, что задача трудная, но чтобы персонаж в песне с ней справлялся без некрасивой натуги. соответственно, вокалист должен убедить в первую очередь. можно часто услышать, как человек лезет на высокую ноту, сильно стараясь и недотягивая, ради "крутости" - это никакая не сила. спой красиво пониже, все будут только рады. также не внушают силу академические вокальные студенты, которые берут эту ноту легко, спокойно, но - без вибрато, без яркого звука (присущего поп и рок-музыке). ну, взяли и взяли. они, наверное, такие ноты на обед по сто штук берут - и "волшебство силы" слегка рассеивается.
(2) как силу можно транслировать в исполнении? начнём с большого внимания к чёткости согласных: хорошие свистящие и хорошие твёрдые "п" (и другие звуки, которые запирают воздух). а ещё "надрывному року" характерны отклонения в тоне. например, небольшие переборы на резких подъёмах. в ту же манеру ложатся "ленивые спуски" мимо нот вниз. на «Нашем Радио» часто подвывали с избыточным желанием; в Японии джей-рокеры на записях перебирают с вибрато так, как будто готовы разрыдаться, и так далее. :) много вокалистов снимают эти приёмы со своих коллег бессознательно. только некоторым удаётся делать их "интеллигентно". :) то есть так, чтобы дрожание, подвывание, постоянное соскальзывание не превращало песню в бой котов. тут и техника помогает, и просто чувство вкуса - все зрителиуже по тексту и аранжировке должны понять, что тебе плохо или что ты злой - не надо рыдать на буквально -каждой- фразе в песне, которая не самая трагичная в твоём репертуаре. и даже на ней не надо. :) в моей жизни были артисты, которые делают такие вещи просто ге-ни-ально. я учусь. Гакт, позвони :)
(3) "сила" в музыке проявляется динамикой - движением по темпу или громкости, например. если ты это собираешь из кусочков, то почти всегда вынужден __конструировать__ впечатление, как делает аккуратный художник со статичной картинкой. это большая работа, а когда в неё вовлечены живые люди в роли инструментов, то это может добавить проблем.
в треке, который мы обсуждаем, реализовано, с точки зрения звуковика, очень эффективное решение. эта песня записана в один проход - я играю и пою одновременно (к тому же без дублей). таким образом убиваются сразу несколько зайцев: руки на гитаре держат "естественный" метроном, а не жёсткий; энергетика и сила ударов обязательно передаётся в голос, а психофизическое напряжение на высоких нотах отдаётся обратно в руки. в смысле динамики две половины записи срастаются сами. но за это платишь почти полной невозможностью что-то исправить. самое большее - можно спеть случайный плохой кусок ещё пару раз подряд, не останавливая всю песню, а потом склеить. также возникают проблемы со звуком - звук гитары пролезает в микрофон, и это нужно учитывать. придётся и сводить дорожки с этим учётом, и знать, что ты не сможешь, например, вырезать из вокала лишний выдох или чих - часть спектра гитары тоже пропадёт в этот момент. короче говоря, это немного трудный путь. и я очень рад, что 10 лет назад я бы ни за что не решился так делать, а сейчас - в радость.
- я бы хотел, чтобы эта резкая, громкая запись кому-нибудь была напоминанием, что НЕ НАДО ТРАТИТЬ МНОГО ДЕНЕГ, НАДО СЕБЯ УЧИТЬ. что деньги не покупают скилл или качество. я сидел перед компьютером, прямо в своей комнате, опустил к лицу микрофон, подключил гитару кабелем и спел - всё. потом сводил три часа :) я говорю это вот почему: я прямо представляю картину, как вокалисты идут на дорогие студии, потому что КАЧЕСТВО. а то, что им там петь некомфортно, что там не даст спокойствия ворчащий или забивающий на них хер хозяин, что они не привыкли петь в "мёртвых комнатах", ради которых у нас принято ходить на студию - это им кажется не таким важным. как-нибудь перетерпим. домашние хип-хоперы (это многолюдная каста!) себе будут строить комнаты в комнате, искать микрофоны и ламповые (обязательно!) преампы к ним, и ещё пару красивых контроллеров с лампочками, и сфоткать всё. КАЧЕСТВО! а то, что он птэкт-птакт-птокт-птукт медленно без запинки сказать не может - ну, извините, в магазине этого не было, а время всё на чтение пабликов ушло.
просто историей про качество супер-легко увлечься. особенно если ресурсы лишние есть.
запустите трек с начала - там хорошо слышно в полной тишине вдох. но слышите в полуметре от меня гудящий компьютер? вот я тоже не слышу ;) при этом у меня комната не обвешана листами пенохуипропилена, а микрофон за четыре тысячи воткнут в звуковую карту, которую уже по названию фирмы любой сноб-продавец вам "не порекомендует". по пути к своим мечтам везде будет впечатление, что нужно тратить деньги. знайте - если правильно поставить задачу и её обдумать, то всё можно сделать прямо там, где вы есть. _делайте, учитесь, делайте._ а на студию успеете сходить.
- у меня всегда соблазн добавить в трек чего-нибудь дополнительного. здесь я по максимуму сделал это незаметно, кроме концовки (если интересны детали, спросите в комментариях, я расскажу). для меня было важно впечатление, что вы просто слушаете исполнителя, а не его "самую лучшую версию".
но у меня до сих пор руки чешутся с этим треком кое-что сделать. :) дело в том, что в прошом году, в том числе стараниями
Кати у меня поселилась чёрная брутальная пятиструнная бас-гитара. и я её обожаю. :) она урчит, рычит, скользит и исполняет остальные мои желания. в этом треке она очень скромно придержала концовку, но я уже несколько раз репетировал всю басовую партию для песни. руки плохо справляются, тяжело, но очень, очень приятно. я вам обещаю, что вы с ней обязательно встретитесь.
- напоследок, не техническое. я песню пробовал некоторое время назад и оставил. а сейчас хочу передать привет всем, кому есть о чём переживать в личной жизни, вот таким сообщением: петь прилюдно такие песни, пока тебя не ёбнет ими по голове, совершенно бесполезно. чуть дырявый или непонятный текст, как здесь, исполнитель сможет "оправдать", поднять над водой только искренней верой в то, что там действительно есть цельная история.
вооружиться раньше, подготовиться, успокаиваться на постоянной основе и уравновешиваться. но в нужный момент - херачить без оглядки. "петь надо по ебалу". иначе жанр и слушатель не простит.
доброго праздника.