Лебединая песнь глобализма Барак Хусейн Обама последний раз в своей карьере выступил перед Генеральной Ассамблеей ООН.
«Лидер свободного мира» вскоре покинет свой пост. Время подвести итоги, еще раз напомнить о том наследии, которое он оставляет планете. И попытаться убедить мировое сообщество его сохранить и по возможности преумножить.
Нынешняя речь 44-го президента США во многом повторяла его выступление с этой же трибуны год назад. И о Сирии он поговорил, и за Ливию оправдывался, и лихорадку Эболы припомнил (теперь вот вирус Зика еще добавился), и «молодую украинскую демократию» похвалил. России и Китаю попенял. Опять пообещал покончить с ИГИЛ (запрещено в РФ). Рассказал об опасности глобального изменения климата и бесперспективности «режимов сильных личностей» (strongman regimes).
Но на этот раз в речи Обамы появились новые нотки.
Он вынужден был признать, что глобализация столкнулась с серьезными вызовами и практически повсеместной критикой
«Ультра-левые, но по большей части ультраправые движения возникают и в самых развитых демократиях», больших успехов добиваются популисты, многие простые люди недовольны своим положением и требуют обратить процесс вспять.
И вот этого, по мнению Обамы, никак нельзя допустить. Это означало бы отмену всех достижений человечества за прошедшие четверть века.
Если верить американскому лидеру, все негативные последствия глобализации можно исправить, залечить, нивелировать. Вот только двигаться надо «вперед, а не назад». Иначе - хана.
Впрочем, президент США убеждал Генеральную Ассамблею в том, что достижения нового мирового порядка отменить не получится: «Я уверен, что увеличивающийся поток людей, путешествующих по миру, ускорение развития технологий и телекоммуникаций, а также глобальная экономика, завязанная на глобальные цепочки снабжения, - все это работает против тех, кто желает обратить прогресс». И далее: «Сегодня нация, которая окружает себя стенами, лишь заключает саму себя в тюрьму».
И тут стало понятно, что «прогресс» действительно зашел довольно далеко.
Не избирателей Айовы, Огайо или Флориды, но мировых лидеров Барак Обама стал агитировать сами-знаете-против-кого
Имен он не называл, но кто конкретно имелся в виду - учитывая, что пагубность строительства стен в речи президента упоминалась пять раз, - всем было ясно.
Казалось бы, какой в этом смысл? Ни китайцы, ни русские, ни граждане Мьянмы или Боливии голосовать на президентских выборах 8 ноября не будут. Всё решат американские избиратели, исходя из собственных соображений.
Что ж, это верно. Но лишь отчасти. В глобальном мире не существует (или почти не существует) такого понятия, как «внутреннее дело суверенной страны». Сам Обама в свое время довольно в грубой форме вмешался в дела Великобритании - под аплодисменты Дэвида Кэмерона, - агитируя не голосовать за Брекзит.
Того же уходящий президент США ожидает и от «всего прогрессивного человечества» в отношении выборов в его стране. Мнение этого самого «прогрессивного человечества» - такой же глобальный продукт, как «Кока-кола» или iPhone. Кто-то может отказаться его потреблять, но не все же!
Когда-то нам в России казалось, что мнением мирового сообщества пытаются «образумить» только нас. Ан нет, глобальный продукт отличается тем, что потреблять его надлежит всем, в том числе и американцам
Во всяком случае, Обама в это искренне верит. Вернувшись домой, он расскажет на пресс-конференции (а, может быть, и на митинге в поддержку Хиллари Клинтон), с какой озабоченностью мировое сообщество смотрит на подъем популистов в некоторых странах, в том числе и в США, где собирается строить стены и вводить протекционистские меры в экономике страшный Дональд Трамп.
Глядишь, интервью CNN, CBS или MSNBC даст нынешний президент Франции, премьер Польши… Украинцы и эстонцы тоже могут подтянуться и жалобно рассказать, как им нужна поддержка США и НАТО, коей перед лицом «агрессивной России» их собирается лишить несистемный республиканец.
Вряд ли в чем-то сможет убедить американского избирателя саудовский шейх, но вот какой-нибудь лидер африканской страны с печальным лицом поведает о разгуле вируса Зика и разжалобит сердобольных жителей одного-двух колеблющихся штатов.
Канадцы, норвежцы и датчане расскажут о тающих ледниках. Японцы и корейцы - о притеснении со стороны китайцев. Найдется какой-нибудь немец (вряд ли лично фрау Меркель), который пожалуется, что ультра-правые поднимают голову в Германии, аккурат как в 1930-х, и станет убеждать, что если в Белый Дом въедет Трамп, не миновать тогда появления нового фюрера в Старом Свете.
Времени на такую полномасштабную кампанию маловато, но она вполне осуществима. А уж создать с десяток предвыборных видеороликов подобного содержания и показать их в прайм-тайм - дело исключительно техники. Ну и денег. А в них штаб Хиллари дефицита не испытывает.
И в общем теперь понятно, зачем Трамп пригласил на свой предвыборный митинг бывшего лидера Партии независимости Соединенного Королевства Найджела Фараджа. И зачем последнего так часто показывают по консервативному телеканалу Fox News. После плясок «прогрессивного человечества» вокруг Брекзита несложно было просчитать, что подобные же пляски будут устроены вокруг американских выборов.
А тут - живой символ победы маленького человека над глобалистским истеблишментом. Прививка слабенькая, но уж какая есть.
Конечно, Барак Обама работал не только на предвыборную кампанию Хиллари. Он старался убедить мировое сообщество в исключительной важности тех проектов, которые он начал, но не успел завершить. В частности, речь шла о заключении соглашения о транс-тихоокеанской зоне свободной торговли, создании международно-интегрированных профсоюзов и расширении программ помощи бедным странам.
Страны эти, в числе прочего, пострадали и от глобализации. Что Обама частично признал. Однако заверил: «Ответом не может быть просто отрицание глобальной интеграции. Наоборот, мы должны работать вместе, дабы выгода от этой интеграции распределялась более справедливо».
Такое торжество глобального вэлфера. От каждого - по ресурсам, каждому - как решат наднациональные институты. Те самые, чьи цепи пытаются сбросить бритты и чье давление так раздражает Пекин и Москву
Но уходящий президент США нас уговаривает: «Иногда меня самого критикуют в моей стране за то, что я слишком верю в международные нормы и наднациональные институты. Но я убежден, что в долгосрочной перспективе отказ от некоторой нашей свободы действий… добровольное связывание себя положениями международных правил приведет к повышению уровня нашей безопасности».
В отличие от речи 2015 года, Барак Обама ни словом не обмолвился о международном праве и ключевой роли ООН. И понятно, почему.
Международное право - это нормы взаимодействия между суверенными странами. А международные правила, устанавливаемые наднациональными институтами - это отказ от части суверенитета. Причем в столь сложный для человечества час из списка поступающихся суверенитетом стран нельзя исключать и США.
Вот такую международную предвыборную речь произнес Барак Обама. И вот такие наказы он оставил Хиллари Клинтон.
И вот о чем мне еще подумалось, когда 44-й президент США заканчивал свое выступление. Если бы в июле этого года взломан был не сервер Демократической партии, а электронная переписка штаба Дональда Трампа, то Джулиан Ассанж получил бы убежище в США, а мифические «русские хакеры» были бы объявлены истинными борцами за свободу.
Автор: Дмитрий Дробницкий