Смерть Каримова открывает ДАИШ дорогу в Узбекистан

Sep 06, 2016 09:26


Смерть Каримова открывает ДАИШ дорогу в Узбекистан



Ислам Каримов был одним из двух руководителей бывших советских республик, которые правили своими странами с момента обретения  независимости в 1991 году. Второй - президент Казахстана, 76-летний Нурсултан Назарбаев. После смерти Каримова Узбекистан, где власть была все эти годы фактически сосредоточена в руках одного человека, оказался под угрозой дестабилизации.

Узбекистан и Запад

Узбекистан уже давно является объектом пристального внимания Соединенных Штатов. Многие эксперты сходятся во мнении, что эта страна в течение многих лет находится в списке кандидатов на «цветную революцию», составленном в Госдепартаменте США.

Наиболее драматическое обострение отношений с «западными партнерами» произошло в 2005 году, после так называемых андижанских событий. Тогда, во время суда над местными бизнесменами, которых обвиняли в причастности к запрещенной радикальной исламистской организации, в городе Андижане начались протесты, со временем переросшие в мятежи и насильственные действия с захватом заложников. В ходе операций по подавлению этого мятежа правительственные войска убили около 187 человек. На суде, состоявшемся после ликвидации беспорядков, активистов акций протеста обвинили в призывах к джихаду, свержению правительства и установлению исламского халифата.

Впрочем, на Западе все эти обстоятельства не принимались во внимание. Ислам Каримов был объявлен кровавым диктатором, а против Узбекистана были введены санкции. В ответ он удалил военные базы НАТО с территории страны. Именно после андижанских событий Каримов пошел на сближение с Россией, хотя прежде старался держать дистанцию и нацеливался на активизацию участия в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Как бы то ни было, Соединенные Штаты не оставляли надежд на то, что им удастся вернуть свои активы в Узбекистане, в то же время понимая, что это невозможно до тех пор пока Каримов остается у власти.

Исламское государство (ДАИШ)

Основной точкой уязвимости Узбекистана является его государственная структура, которая в течение 25 лет находилась под жестким управлением одного человека. Выборы, проходившие в Узбекистане, традиционно демонстрировали, что уровень поддержки  национального лидера составлял около 86-90 процентов. В сущности, вся система контроля находилась в руках самого Ислама Каримова, которому удавалось удерживать необходимый баланс между местными элитами и зарубежными связями.

Однако, под прикрытием внешнего контроля, в течение долгого времени в стране вызревала гигантская сеть исламского экстремизма. Узбекистан считается одним из подпольных каналов транспортировки наркотиков из Афганистана в Европу и Азию. В то же время, Талибан нашел здесь плодородную почву для расширения системы своих тренировочных баз и сетей влияния. К сожалению, при Каримове население страны страдало от неприкрытой нужды и бедности. Отсутствие рабочих мест, газа и даже электричества в большинстве населенных районов, привело к росту недовольства и  радикализации населения.

В стране действуют ячейки Талибана и Аль-Каеды, так  называемого Исламского движения Узбекистана и организации Хизб ут-Тахрир, а также множества не столь многочисленных радикальных исламистских группировок, активно вербующих новых сторонников.

Смерть Каримова открывает ворота для проникновения в Узбекистан террористической группировки ДАИШ. Если национальным элитам не удастся прийти к согласию относительно нового сильного лидера, страна превратится в очаг нестабильности и одну из зон распространения влияния ДАИШ.

Преемники Каримова

Ислам Каримов не  назвал своего преемника. Ему на смену не может прийти сын, поскольку у узбекского лидера было только две дочери, одна из которых обвиняется в коррупции и злоупотреблении властью. 44-летняя Гюльнара Каримова, старшая дочь президента, обладательница нескольких сот миллионов долларов, занимала различные государственные посты, и возможно имеет планы бороться за президентство.

Впрочем, эксперты высказывают сомнения. Эта модная современная женщина вряд ли способна объединить клановые элиты, а также дать отпор радикальным исламистам. Среди реальных претендентов на пост главы Узбекистана прежде всего называют «действующего» премьер-министра Шавката Мирзиёева. Будучи представителем Каримова, он проявил себя как эффективный менеджер, который фактически контролирует все силовые структуры страны. Глава Службы национальной безопасности (СНБ) Рустам Иноятов - второй возможный преемник, однако этот 72-летний политик был не особенно силен, хотя и обладал некоторым влиянием.

Заместитель премьер-министра Рустам Азимов также может вступить в борьбу за высший государственный пост. Этот политик считается наиболее прозападным из всех перечисленных потенциальных президентов страны.

Впрочем, в любом случае, на протяжении ближайших трех месяцев, согласно Конституции, власть будет принадлежать главе парламента Нигматилу Юлдашеву. Возможно, этот политик сделает попытку узурпировать президентскую власть. Однако, ситуация может начать развиваться стремительно, как это было в Туркменистане, где после смерти Сапармурата Ниязова страну должен был возглавить председатель Меджлиса, однако против него было возбуждено уголовное дело, а исполняющим обязанности президента стал Гурбангулы Бердымухамедов.

Как именно будут развиваться события в Узбекистане, станет известно в ближайшее время. Однако, в любом случае, они будут привлекать самое пристальное внимание экспертов, прессы и политиков во всем мире.

Anastasiya Kazimirko-Kirillova

Узбекистан, андижанские события, Запад, экстремисты

Previous post Next post
Up