Порошенко придется ответить харьковчанам Несмотря на репрессии и угрозы, тотальную зачистку от политически неугодных, харьковчане по мере своих сил и возможностей продолжают вести борьбу за федерализацию.
Максимум, что возможно потребовать легально от нынешнего проамериканского режима и при этом не попасть за решетку, - особые права, передача власти на местный уровень в рамках обещанной Порошенко децентрализации. За это и ведут борьбу харьковчане.
Больше года действует общественный совет «Слобожанщина», который активно продвигает идею предоставления Харьковщине на законодательном уровне статуса специального экономического региона. Прошлым летом Харьковский горсовет поддержал идею спецрегиона, проголосовав за создание специальной комиссии по этому вопросу.
Но дело на этом остановилось. В Киеве прислушиваться к инициативам харьковчан не собирались. Даже наоборот. Мероприятия регулярно срывали, на А. Александровскую и А. Перепелицу (авторов законопроекта о спецрегионе) посыпались угрозы. В ноябре 2015 года прокуратура Харьковской области возбудила уголовное дело против руководителей «Слобажанщины», обвинив их в сепаратизме. В общем, был задействован стандартный в постмайданной «демократической» Украине набор методов борьбы с политическими оппонентами. При этом киевский режим не раз прибегал к унизительным оскорблениям харьковчан: мол, инициатива их не актуальна, не пользуется популярностью среди населения.
Но сдаваться никто не собирался. Как известно, с августа прошлого года граждане Украины имеют возможность высказывать свои предложения президенту Порошенко в виде петиций, которые каждый может разместить на его официальном сайте. Если в установленные сроки поданная петиция набирает 25 тысяч голосов, президент обязан ответить по сути предложения.
До чего же неожиданным для Киева оказалось преодоление 25-тысячного рубежа петиции о предоставлении Харькову статуса специального экономического региона. Автором ее является упоминаемый выше экс-депутат городского совета с многолетним стажем А. Перепелица.
Сбор подписей был завершен 13 мая. Собрано больше 26 тысяч. Примечательно, что необходимый проходной барьер петиция преодолела именно 9 мая - в самый главный для харьковчан праздник, несмотря на русофобскую и антикоммунистическую политику последних двух лет. «Харьковская область и ее жители сказали твердое «да» нашему проекту, и мы призываем президента Порошенко внимательно отнестись к требованиям своего народа. У нас ведь демократия, господин президент», - говорит по этому поводу А. Александровская.
Пытаясь создать для отвода глаз хотя бы подобие пресловутых европейских демократических институтов, Порошенко попал довольно в щекотливое положение. Одно дело, когда со своими петициями к немуобращались различного рода национал-радикалы. То предложат Таганрог затопить, то лишить пенсий всех пророссийски настроенных граждан и т.д. Несмотря на явный клинический бред этих предложений, у Порошенко был всегда аргумент в их защиту: мол, общество переживает агрессию, а потому и советует подобное. Однако в случае с харьковчанами мы наблюдаем диаметрально противоположное.
Цель спецрегиона - возобновить сотрудничество с Россией ведущих промышленных предприятий Харькова. Жители первой столицы предлагают принять закон, согласно которому в регион передадут ряд полномочий, в том числе право самостоятельной внешнеэкономической деятельности в обход ограничений, искусственно созданных Киевом.
Харьковчане понимают: без России их научный и промышленный потенциал попросту погибнет. Это не первый год красноречиво доказывает статистика и печальные реалии сегодняшнего дня на крупнейших предприятиях города. Из-за этого идея спецрегиона приобретает все большую популярность.
Третий год происходит падение экспорта. Опубликованные в апреле данные за январь-февраль т.г. показывают: экспортные поставки снизились на 11,2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Отрицательное сальдо составило 63,9 млн. долл.
Хотя три года назад оно было положительным. При этом Россия остается главным торговым партнером Харькова. Больше всего товаров харьковские предприятия по-прежнему поставляют в РФ - 24,7%. С большим отрывом затем следуют: Египет - 9,3%, Япония - 7,9%, Индия - 4,6%, Китай - 3,9% и др. Не помогла харьковчанам пресловутая ассоциация с ЕС: и до этого скудный экспорт в страны еврозоны уменьшился на 7,7%. При этом импорт благодаря открытым границам хлынул все-таки в Харьков - его объем увеличился на 35,4%.
Искусственный разрыв с Россией тяжело ударил по промышленности Харькова, представленной в основном машиностроением. Харьковский авиазавод окончательно остановился еще в феврале 2015 года. Задолженность по зарплате составляет 87 млн. грн. С просьбой о помощи заводчане обратились в 13 государственных учреждений. Но чиновники только разводят руками.
По признанию заместителя директора департамента экономики и международных отношений обладминистрации А. Лукашова, авиазавод фактически работает в режиме малого предприятия и ежемесячно накапливает долги по зарплате, которые достигли уже половины всех долгов в области.
Не менее критическая ситуация сложилась на Электротяжмаше - одном из крупнейших заводов в Харькове, имеющем стратегическое значение для экономики и безопасности страны. Простои в работе, задержки зарплаты, сокращения - все это началось еще в прошлом году. Весной т.г. появилась информация, что завод вообще хотят ликвидировать в угоду западным конкурентам. Как стало известно, в результате конкурсного отбора директором завода планируют назначить мексиканца Жан-Андре Барбозу.
Классический пример колониальной политики. На эту должность его активно продвигал экс-министр А. Абромавичус. По его словам, Барбоза - патриот Украины, живет в Польше, женат на украинке. Правда, «патриотизм» импортного директора обойдется гражданам Украины в немалую копейку. На этой должности он будет зарабатывать около 600 тыс. долл. в год. Самое интересное - официальная зарплата будет составлять из этой суммы только 150 тысяч. Все остальное - доплаты и бонусы за «тяжелую» работу.
Кстати, доход обычного сотрудника завода редко когда превышает 200 долл. в месяц. По признанию замдиректора Электротяжмаша В. Рубцова, заводчане выступают категорически против назначения иностранца. «Если бы мы жили в центрально-африканской республике или на необитаемом острове и ничего не понимали в тяжелом машиностроении - тогда, действительно, можно было бы назначить директора-иностранца. Но мы живем в Харькове, который по праву считается научной и промышленной столицей Украины», - говорит он.
Но в том то и дело, что Украину под пристальным взором американских кураторов целенаправленно превращают в банановую республику, где не нужна наука и промышленность. И назначение мексиканца директором такого предприятия, как Электротяжмаш имеет свою, колониальную логику завоевателей. Дело в том, что Барбоза является вице-президентом французской компания AREVA, которая напрямую связана с конкурентом харьковского завода компанией Siemens. На заводе оправданно опасаются: такой человек сделает все, чтобы обанкротить своего конкурента.
С не меньшими проблемами сталкиваются другие харьковские заводы. Так, ПАО «Хартрон», крупнейший в бывшем СССР разработчик и производитель систем управления для ракетно-космической техники, по итогам 2015 года по сравнению с 2014-м сократил чистую прибыль почти на 63%. Суммарная дебиторская задолженность возросла на 22,5% и составила 141 млн. грн.
Характерно, что кризис с момента госпереворота только усугубляется. Хотя чиновники еще год назад ставили задачу перед руководителями предприятий найти рынки сбыта помимо России. Этого не случилось. Не помогает, очевидно, и распиаренный офис Харьковской области в Вашингтоне. К ранее остановившимся заводам в этом году добавились новые.
В апреле т.г. был остановлен ХТЗ. Пока были российские заказы, завод работал. В 2014 году даже чистая прибыль составила почти 450 млн. грн. Но потом все поменялось. 2015 год ХТЗ завершил с чистым убытком в 218 млн. грн. Сейчас решением суда имущество ХТЗ арестовано. К этому делу приложили руку в СБУ: там посчитали, что завод готовят к вывозу в Россию. Причем его же законные собственники. На деле вышло иначе. В ходе «спецоперации» по отстранению российского собственника контрольный пакет акций завода заставили перепродать харьковскому олигарху А. Ярославскому.
Но предприятие такой «рейдерский захват» все равно не спасет - заказы все равно были из России! При этом, как следует из слов крупного акционера завода З. Вольфа, двигатели и другие российские комплектующие нельзя заменить западными. Так что заводу остается либо работать с Россией, либо простаивать.
Долго держался на плаву «Турбоатом». Но в апреле т.г. стало понятно - завод ожидает тяжелый кризис. Предприятие в первом квартале получило чистой прибыли почти в 2,5 раза меньше аналогичного показателя 2015 года (238,32 млн. грн.). Чистый доход за этот период сократился почти на 20%. На предприятии начали задерживать зарплату, отправлять персонал в неоплачиваемые отпуска.
Продолжает держаться на плаву ФЭД. Хотя ситуация может в любой момент поменяться. Если в 2013 году почти 70% своей продукции (большая часть - оборонного и двойного назначения) предприятие экспортировало в РФ, то сейчас оно выживает за счет экспорта в Китай (40% экспорта), в Россию (25%) и Индию (8%). Остальная продукция идет на Украину. И в данном случае завод продолжает работать благодаря России и ее стратегическому партнеру в Азии. Запад в предприятие не инвестирует.
По словам директора завода В. Попова, потеря российского рынка для многих предприятий украинского ВПК оказалась катастрофической. «Но, тем не менее, там, где есть гражданские проекты, а это, прежде всего, производство гражданских самолетов Ан-148, Ан-158, в этом направлении корпорация ФЭД работает», - поясняет он, не называя саму страну. Но и так понятно, что это Россия.
Единственное предприятие, которое смогло буквально выиграть от госпереворота и начавшейся потом гражданской войны, - завод имени Малышева. Так, за первый квартал 2016 года завод по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличил темпы производства на 654%. Предприятие работает как на украинскую оборонку, так и на зарубеж. Были возобновлены ранее приостановленные контракты с Таиландом, Ираком и Эфиопией.
Но один завод не решит проблему с трудоустройством десятков тысяч рабочих, теряющих средства к существованию из-за антироссийской политики Киева. В итоге перед Харьковом стоит дилемма: либо возобновление сотрудничества с Россией, либо окончательная утрата своего промышленного потенциала.
Только наивный человек может ждать от Порошенко поддержки в деле предоставления Харьковщине статуса специального экономического региона. Просто ему это не дадут сделать заокеанские хозяева. А вот отвечать харьковчанам на поданную петицию придется. И этот ответ в очередной раз подтвердит ту простую мысль, что киевская власть не считается с интересами жителей юго-востока страны, так как не воспринимает их за своих.
Сергей Вяземский