«Надька-пуля» и пуля для адвоката Грабовского. Колонка Ирины Гавриловой

Mar 27, 2016 18:26


«Надька-пуля» и пуля для адвоката Грабовского. Колонка Ирины Гавриловой



«Убит насильственным путем с достреливанием». Ликвидация Юрия Грабовского - адвоката россиянина Ерофеева, которого вроде как пытаются обменять на залетчицу из батальона «Айдар» Надежду Савченко, пополнило список резонансных преступлений постмайданной Украины. Экс-руководитель Фонда госимущества Валентина Семенюк-Самсоненко, которая застрелилась из охотничьего ружья своего племянника в августе 2014-го, один из руководителей фракции партии Януковича Михаил Чечетов, шагнувший с подоконника 15-го этажа собственной квартиры год назад, журналист и писатель Олесь Бузина, расстрелянный радикалами-националистами возле своего дома.

А еще «самозастрелившийся» бывший губернатор Запорожской области Александр Пеклушенко и «самоповесившийся» мэр Мелитополя Сергей Вальтер, а также лидер Общевоинского союза Украины, антифашист Олег Калашников, убитый в своей квартире за несколько дней до празднования Дня Победы. Скорбный список можно продолжить, и чем длиннее он становился, тем сильнее повышался градус индифферентности украинцев к заказным убийствам и идеологическим расправам.


Поэтому и страшная находка на трассе Киев - Днепропетровск (тело адвоката Грабовского нашли в придорожном овраге) не стала исключением. Хотя не каждый день украинских правозащитников находят со взрывчаткой на ноге и с контрольной пулей в голове, прикопанными возле дороги. Просто теперь свинец расходуется в мирных городах легко. Он достается не только адвокатам, работающим с «неправильными клиентами», но и бывшим милиционерам, защищавшим «не тех», и журналистам, пишущим «не то».

Убийства по профессиональному признаку стали обычным делом в Украине. Уничтожили журналиста?

Значит, надо выстраивать медиаполитику в соответствии с генеральной линией и не отклоняться. Ликвидировали адвоката? Потому что защищал пособников российских оккупантов, в то время как Украина ведет войну с РФ. Надо быть патриотом и защищать воинов света из «Айдара», тогда и жизнь наладится. Суициды руководителей Фонда госимущества? К гадалке не ходи: слишком много приватизационных схем знали и могли сболтнуть лишнего.

Если бы украинские телеканалы вместо того, чтобы показывать мельчайшие нюансы борьбы за премьерское кресло или интриг в Верховной Раде рассказывали о том, что происходит в стране, так сказать, в криминальном разрезе, я даже не знаю, что бы происходить начало.

А так - ничего не началось. Более того, жестокая расправа с адвокатом мало кого потрясла, кроме его коллег. У общества были в этот день дела поважней: день рождения СБУ и закрытый съезд блока Порошенко, приговор Наде Савченко и митинги за отставку генерального прокурора Украины Шокина, «убрать» которого от президента более чем полгода требуют его западные партнеры.

На резонансное преступление отреагировали только Национальная ассоциация адвокатов Украины и Amnesty International: «Убийство адвоката по уголовным делам является отвратительным преступлением, и украинские власти должны немедленно предпринять все необходимые шаги, чтобы исправить это серьезное нарушение прав человека и справедливости», - заявила Анна Нейстат, старший директор по исследованиям.

Но, например, ни президент Порошенко, ни глава МВД Аваков, ни руководитель ГПУ не взяли дело на особый контроль и не выразили «жесуи». А ведь можно представить, какой вой подняли бы украинские и мировые СМИ, если бы мертвым нашли адвокатов «несгибаемой летчицы»! А тут - молчок. Тоже, между прочим, своеобразный посыл обществу, что не стоит обращать особое внимание на «ликвидацию» адвокатов, защищающих россиян.

Потому и общественного возмущения почти ноль. Только правозащитники кричат, что им страшно, и требуют выдать огнестрельное оружие и госохрану. Но что сможет адвокат с пистолетом против профессионального киллера? Или против отморозков-националистов, готовых убивать всех, в ком видят сторонников русского мира? А это может быть кто угодно, от ивано-франковского журналиста Коцабы, призывавшего остановить братоубийственную войну на Востоке Украины, до киевского писателя Олеся Бузины.

По большому счету, убийство Грабовского - это «Одесса» для украинских адвокатов, а также сигнал судейскому и прокурорскому корпусу, и вообще всем тем, кто решит разбираться в мотивах и причинах этого страшного убийства и ему подобных. Недаром же в день убийства из СИЗО освободили подозреваемого в убийстве писателя Олеся Бузины…

Кстати, Одесса всплывает в этом деле все чаще и чаще. Ведь адвоката похитили именно в городе у моря: в гостинице, где он останавливался, так и остались его личные вещи. Уже потом его отравили, добили и привезли остывшее тело на трассу Киев-Днепропетровск. Еще одна деталь: военный прокурор Анатолий Матиос, чьи подчиненные обнаружили и тело и по горячим следам задержали убийц Грабовского, несколько лет работал прокурором в Одессе. А на месте трагедии, возле той самой ямы под Жашковом (городок в Черкасской области), где нашли труп «лоера», неожиданно оказался телеканал «1+1», который принадлежит олигарху Игорю Коломойскому, взявшему под контроль Одессу сразу после «революции достоинства». Совпадения? Возможно. Но их что-то много набирается для одного преступления в вотчине Михаила Саакашвили - нынешнего губернатора Одесской области и лидера антикоррупционной партии «За очистку!», претендующего на самые высокие ступени украинского политического Олимпа.

Правда, российский след и сценарий украинских спецслужб, большая политика и «реформирование судейского корпуса» путем наглядной демонстрации трупов у дороги, будоражили украинскую «тусовку» всего двое суток. После чего все предположения рекомендовано списать «в архив» и заменить их либо бытовым разбоем, либо межличностными отношениями. Очень похоже на дело экс-главы ФГИ Валентины Самсоменко или дело Михаила Чечетова, также руководившего Фондом госимущества с 2003 по 2005 год.

Они слишком много знали о приватизационных схемах, теневых сделках и интересах олигархов. Поэтому их убрали, а уже через год украинская власть устроила грандиозную распродажу украинских стратегических объектов, которой никто не мог помешать ни словом ни делом. Общественности же рассказали, что Валентина Семенюк выстрелила в лицо из ружья, не выдержав боли развода с супругом, а Михаил Чечетов прыгнул из окна, опасаясь судебных преследований.

Вот так и с Грабовским… Уже через день после его убийства из дела исчез политический мотив, хотя после похищения адвоката основные версии так или иначе связывали с делом так называемых ГРУшников Ерофеева и Александрова. Грабовский, в отличие от Марка Фейгина, спасавшего Савченко, вел процесс без громкого пиара и оповещений в Твиттере, но при этом профессионально разбивал все ходы военной прокуратуры. Он «добывал» свидетелей, которые опровергали доводы обвинения, и последовательно разваливал дело. Если бы он выиграл процесс, то на военных прокуроров было бы больно смотреть. Неслучайно же, сразу после того, как нашли тело Грабовского, возникло предположение о вмешательстве украинских спецслужб. Мотив как бы очевиден: не допустить развала дела россиян, которых типа пытаются обменять на Надежду Савченко.

Действительно, разговоры о таком «чендже» украинская власть ведет постоянно, но не факт, что этого хочет. Поэтому уже через несколько часов после того, как убитого адвоката нашли на трассе, версии о причастности СБУ к его уничтожению сменились ожидаемой «рукой Москвы». В частности, известный украинский правозащитникЭдуард Багиров заявил, что убийству Юрия Грабовского могут быть причастны российские спецслужбы. «Лично я как правозащитник с 25-летним стажем склоняюсь к мысли, что это элемент информационной войны против Украины, а в похищении и убийстве замешаны спецслужбы РФ. Они знали, что смерть адвоката приведет к определенному информационному всплеску. К тому же такое событие можно удачно использовать, чтобы показать, как в Украине не позволяют отстаивать права якобы невиновных российских военных, мол, даже убивают адвоката, чтобы помешать их освобождению. Такой сценарий, думаю, подготовили российские спецслужбы и теперь его реализуют».

Поскольку в Украине все: от снегопада до роста цен списывается на происки Путина, то этот прием должен был сработать. Особенно если подать его под правильным соусом, как сделал военный прокурор Матиос, связав воедино ликвидацию адвоката и срыв во Львове Фестиваля равных возможностей (я писала об этом в своей предыдущей колонке). Дескать, накануне референдума в Голландии, которая решает вопрос об Ассоциации Украины в ЕС, Россия портит европейскую картинку Киева, вместо светлых и улыбчивых майданных лиц показывая злобный оскал, радикалов и убийц.

Но вдруг внезапно российский след исчез, как и не бывало. И это совпало с заявлениями украинских политиков типа Юлии Тимошенко о том, что она договорилась с российским руководством об обмене Савченко. Лидер партии «Батькивщина» на всю страну заявила, что «есть договоренности с президентом России Владимиром Путиным о возвращении в Украину осужденной в РФ народного депутата от партии «Батькивщина» Надежды Савченко. Ее или обменяют или передадут в Украину по международным правовым документам для отбывания наказания».

Юлия Владимировна не только является партийной «патронессой» «Нади-пули» и виртуальным депутатом украинской Рады.

Тимошенко это еще и главная «заноза» украинской политики, которая становится все острей по мере того, как развивается кризис на Украине. Тимошенко не скрывает своих властных амбиций и желания реванша. Ее рейтинг последовательно растет и уже обогнал показатели доверия к Порошенко: впервые за два постреволюционных года. В Украине все чаще звучат требования перезагрузки власти всех уровней, начиная от ВР и заканчивая президентом. Можно только представить, как взлетели бы рейтинги Тимошенко, окажись она главной спасительницей народной героини Савченко. Можно не сомневаться, что леди Ю использовала бы этот фактор на все сто процентов: слезы, белые розы, трогательные объятия с Надюшей под прицелами телекамер, заботливые врачи из «Шарите» на подхвате, обмен воспоминаниями о плене в «тюрьмах тиранов».

Как много общего: Тимошенко несправедливо томилась в узилище Качановской колонии, брошенная туда «кровавым Януковичем», Савченко претерпевала голодные муки в кремлевских застенках. Но! Справедливость есть, за нее стоит бороться. С этим лозунгом Тимошенко прошла не одну избирательную кампанию, и можно спорить, с ним же встречала бы в аэропорту самолет с «нашей Надей». Только представьте, как выглядело бы спасение рядовой Савченко в исполнении такой блестящей актрисы как Юлия Владимировна. Представили? Вот и у Петра Порошенко тоже все в порядке с воображением. Тем более, что в Украине его все чаще обвиняют в пассивности в деле освобождения народной героини, мотивируя тем, что Петр Алексеевич боится президентских амбиций наводчицы «Айдара». С ее возвращением связывают перспективы очередного «переворота»: народная «Жанна Д'Арк», как называют Савченко, может стать смертельной пулей для кондитера «Рошена». По крайней мере, еще недавно и сослуживцы «летчицы» и радикальные политики говорили об этом именно так. Молодая Жанна Д'Арк должна была заменить постаревшую революционерку Тимошенко, которая встала бы за спиной у «наводчицы» и умело провела бы Савченко через тернии украинской политики. В конце концов, смогла же лидер «Батькивщины» сделать ее фавориткой своей предвыборной парламентской кампании в 2014 году, так что помешает вывести «Наденьку» и на президентскую орбиту?! Видимо, эти аргументы подействовали на впечатлительного Порошенко примерно так же, как доводы соратников Януковича, в свое время уговоривших лидера закрыть оппозиционерку Тимошенко.

Неудивительно, что сразу после этого «российский» след в деле Грабовского сменился бытовухой. Сделать это нетрудно. Во-первых, сестра военного прокурора Матиоса,Ирина Матиос, трудится депутатом в блоке президента в парламенте. Во-вторых, сам военный прокурор Порошенко рассматривается как преемник главы ГПУ Шокина. Если гарант нации и решится на ротацию, то у Матиоса больше всех шансов занять пост генерального прокурора Украины. К слову, именно ему доверили «попиариться» на «деле Грабовского», и военный прокурор использовал момент, попутно «подставив» коллег из МВД, прежде всего, министра Авакова, которого президент Порошенко давно пытается снести с должности.

В итоге этих интриг версию о силовом следе решено было убрать и заменить убийством с целью ограбления. Дескать, двое молодых и судимых ранее бездельников, увидев в дорогом одесском ресторане богатого адвоката, решили его «раздеть». А после, узнав с кем имеют дело, «замели следы»: убили и закопали в придорожной канаве. Пока эта версия следствия не озвучена, но она готова. Украинцам пока не показывают и задержанных по горячим следам преступников, но уже известно, что это молодые люди, имевшие проблемы с законом - таких в Украине сейчас пруд пруди. Правда, у них были «корочки СБУ», что позволило имитировать захват адвоката силовиками, а в дальнейшем - построить неправильную картину похищения и убийства.

А вот у МВД, конкурирующего с военной прокуратурой, другая версия: неприязнь на фоне межличностных отношений. Грабовский был холост, и значит, ему легко приписать «европейские наклонности». Это значит, что пока военная прокуратура дискредитирует ведомство Авакова, МВД пытается опорочить самого убитого адвоката. И эта внутренняя подковерная борьба украинских силовиков как раз свидетельствует о том, что «привязать» к делу Грабовского иностранные (читай - российские) спецслужбы не удалось.

Поэтому, очевидно, и решили сменить тактику.

Но в любом случае, наивно предполагать, что кто-то когда-то узнает правду о «деле Грабовского». Украинская власть не смогла внятно объяснить, кто расстрелял «небесную сотню» на Майдане (то ли лично помощник российского президента Сурков, то ли лично Янукович), и глупо полагать, что она намерена «разбираться» в причинах зверского убийства одного из защитников россиян. Главное, что поставленные цели достигнуты: дело российских военнопленных будет затягиваться, адвокаты в нем меняться, обмена не произойдет, а Надя Савченко будет сидеть в Якутии или на Колыме, подальше от Украины и ее политиков.

Ирина Гаврилова

Савченко и Тимошенко, Грабовский, МВД, версии, СБУ

Previous post Next post
Up