Для чего Бойко нужен Донбассу Минский тупик
Минский процесс сейчас находится в очевидном тупике. Многие эксперты уверены в том, что полное выполнение всех требований Минска не выгодно Украине, отсюда - постоянное увиливание и затягивание процесса с украинской стороны. Киев явно не хочет выборов в ДНР и ЛНР в том формате, который предлагается и это видно и по официальным заявлениям как МИД Украины, так и самого президента Порошенко. Так, выступая 24 февраля в Национальном университете обороны Украины, он заявил, что перспектива возобновления активных боевых действий в Донбассе вполне реальна, а 16 марта на одном из мероприятий президент обмолвился, что ситуация на фронте не дает оснований надеяться на гарантированное мирное развитие событий.
Положение тупика усиливается тем, что выполнение договоренностей в Минске жестко увязано со снятием санкций с России, в чем также заинтересованы и в Европе. Что бы там не заявляли в Брюсселе, но экономическое положение ЕС не дает права разбрасываться ограничениями направо и налево, нанося вред самим себе, что усложняется перспективой навязываемой США евроатлантической зоны свободной торговли, грозящей полностью экономически подчинить Европу американскому влиянию.
Нужно отметить, что флагман ЕС - Германию такая возможность не устраивает особенно. Превращение из второго в мире промышленного экспортера после Китая в рынок сбыта американской продукции не может не быть кошмаром для деловых и политических немецких кругов.
Таким образом, минский тупик ставит многих в тяжелейшее положение. Компромисс нужен как воздух. Поэтому так называемый «план Медведчука», как один из вариантов решения, вызвал столько внимания.
Озвученный единожды в еженедельнике «Зеркало недели», он многими был воспринят как обычный вброс, что позволяло усомниться в его серьезности. Однако, круги, близкие к администрации президента Украины, подтверждают, что план действительно имеет место быть и вполне устраивает Порошенко.
В Кремле предпочли уклониться от ответа, но то, что идея поставить во главе республик Донбасса Ахметова и Бойко была предложена Порошенко человеком, несомненно, близким к российском политикуму, не заставляет сомневаться - в России не только прекрасно осведомлены о плане Медведчука, но и сама идея могла родиться там.
Оставив пока в стороне Ахметова, к которому в Кремле, после всех его попыток угодить «и нашим и вашим» относятся настороженно, поэтому не факт, что именно он станет тем человеком, который станет руководить в Донецке, попробуем присмотреться к фигуре Юрия Бойко. В чем, собственно, авторы «плана Медведчука» увидели его преимущества?
От тупика к компромиссу
Начнем с политической составляющей. Предположим, что Киев соглашается на проведение выборов в Донбассе и главами республик становятся Захарченко и Плотницкий, ДНР и ЛНР предоставляется особый статус, тем самым они юридически остаются в составе Украины. И тут сразу возникает вопрос: раз уж республики остаются в правовом отношении украинской территорией, кто и как будет представлять их на всеукраинском уровне?
Ни Плотницкого, ни Захарченко Киев не примет ни под каким соусом и это ясно, как день. Их ставленников и представителей в качестве народных депутатов или в любом другом формате встретят соответственно. В итоге все приходят к исходной точке и выборы, которые казались выходом из тупика, оказываются не более чем его видоизмененной формой, по сути, ничего не решающей. Вариант белки в колесе вряд ли может устроить заинтересованные стороны.
Плюс Бойко в том, что за ним стоит действующая на всеукраинском уровне политическая сила - «Оппозиционный блок», он опытный политик с давними и прочными связями, чем ни Захарченко, ни Плотницкий похвастаться не могут.
Кроме того, он известен, как один самых взвешенных, прагматичных представителей украинской политики, что на фоне политических обезьян, вроде Ляшко, выглядит огромным преимуществом. Оставаться джентльменом среди шоуменов - труд немалый, что само по себе характеризует его как личность.
Для Луганска Юрий Бойко, определенно, человек не чужой. Горловчанин по месту рождения, он добрый десяток лет отдал работе на предприятиях Луганской области.
Он давно известен в регионе как политик и бизнесмен, причем, не запятнавший себя ни коррупционными махинациями, ни интригами. За годы работы он оброс прочными связями с местными элитами, в том числе с Александром Ефремовым, несмотря на все перипетии, сохранившим определенное влияние на процессы, происходящие в луганской республике. К тому же в «Оппозиционном блоке» представлено достаточно много людей, так или иначе связанных с Луганщиной.
Определенно, Бойко не станет для Луганска «варягом», свалившимся невесть откуда.
Есть возможности, нет решения
Теперь об экономическом аспекте. Разделение «по живому» территорий Донецкой и Луганской областей, разумеется, не самым лучшим образом сказалось на их экономическом положении. Это касается как народных республик, так и тех частей, которые остались под контролем Украины.
Скажем, сельскохозяйственные районы севера Луганской области страдают, во-первых, от нехватки перерабатывающих мощностей, либо в некоторых случаях от полного их отсутствия, во-вторых, от резкого сжатия рынков сбыта. На остальной части Украины сельхозпродукцию из Луганской области не то чтобы не ждут, ее существование иногда вообще игнорируют.
Крупнейшие градообразующие предприятия химпрома вроде северодонецкого «Азота» и Лисичанского НПЗ находятся в подвешенном состоянии и почти не загружены.
Что касается промышленности ЛНР, то нехватка рынков сбыта стала для нее настоящим бичем. Затянувшаяся неопределенность с правовым статусом республики не идет ей на пользу. Вряд ли кто в здравом уме возьмется за инвестирование в территорию с неясными политическими перспективами и с крайне ограниченными возможностями реализации продукции.
В этом случае Бойко, как опытный бизнесмен придется как нельзя кстати, особенно если учесть, что «особый статус», вероятно, расширится до административных границ бывших Луганской и Донецкой областей, что позволит восстановить утраченные экономические связи.
Не нужно забывать и о том, что он давно и прочно контактирует с так называемой «группой Фирташа», которой принадлежит сейчас северодонецкий «Азот». Предприятие имеет огромные производственные мощности, экспортировало свою продукцию во многие страны мира от Африки до США.
Бойко, как бывший глава «Нафтогаза», и затем министр топлива и энергетики досконально изучил химпром, энергетику и добывающую отрасль области. Впрочем, этот опыт он получил гораздо раньше, когда прошел путь от мастера до директора рубежанского химического завода «Заря», а затем возглавил и Лисичанский нефтеперерабатывающий завод. Пожалуй, никто лучше него не разбирается в ситуации, что дает возможность сдвинуть дело с мертвой точки.
Тот же Лисичанский НПЗ может выпускать до 14 млн. тонн нефтепродуктов в год, предоставляя до 20 тыс. рабочих мест. «Роснефть», которой принадлежит завод, несмотря на простой, не идет на резкие сокращения рабочих и продолжает выплачивать зарплату, так как НПЗ имеет стратегическое значение для российской компании и уступать его она никому не собирается, так как он обеспечивает ей выход на рынки Украины и сопредельных стран. И в этом случае могут пригодиться связи Бойко с украинским, российским и европейским бизнесом.
Есть производственные мощности, есть потенциал, но все упирается в политический ребус, рубящий на корню все возможности для экономического роста.
Пан или пропал?
Главное достоинство «плана Медведчука» в том, что он дает возможность для самого широкого компромисса. Вероятно, что Порошенко, несмотря на положительную оценку предложений Медведчука, попытается выторговать себе как можно больше выгод. Зная развитость его хватательных рефлексов, в этом сомневаться не стоит. Но, в то же время, он не может не понимать какую важность имеет в целом для Украины экономическое возрождение Донбасса. Не исключено, что его воинственные заявления являются не более чем открытым проявлением его кулуарной торговли по вопросу о будущем Донбасса.
Этот факт имеет значение и для Европы, которая не испытывает восторга от необходимости время от времени вкачивать свои деньги в остывающий труп украинской экономики.
Не менее важно это и для России, стремящейся сбросить с себя груз санкций и нормализовать экономические отношения с Украиной, которая в этом шаге нуждается еще больше. Это признает даже европейская пресса. Так, британская «The Gardian» опубликовала статью с красноречивым заголовком «Украина как никогда нуждается в России».
Очевидно, что без участия Донбасса и привлечения к сотрудничеству людей, пользующихся в нем влиянием и авторитетом, необходимая стратегия, направленная на постепенное сближение с Россией, для Украины практически невыполнима.