Нужно ли России бояться эмбарго? Бояться нужно, что его ей не введут! Существует ли на самом деле вероятность, что Запад накажет нас "за плохое поведение" введением полного эмбарго и мы в одночасье лишимся всех импортных товаров?
Конечно, ранее купленное никуда не пропадет, поэтому обои со стен не слезут, ноутбуки со столов и мобильные телефоны из карманов не исчезнут. Однако прекращение поставок новых импортных товаров все равно может создать большие проблемы.
Одно из самых критичных направлений - это компьютеры и оборудование связи. И дело тут даже не в том, что отсутствие новых устройств приведет Россию к отставанию в области передачи и обработки данных. Проблема в том, что оборудование имеет свойство выходить из строя.
Средний срок работы компьютера - 5-10 лет. Затем либо сгорит блок питания, либо вздуются конденсаторы на плате, либо посыплется жесткий диск, либо случится что-нибудь еще. Таким образом в течение года выйдет из строя от 10% до 20% компьютеров и телекоммуникационного оборудования. В первый год это еще можно будет компенсировать за счет складских запасов или ремонта, но потом возникнет реальный дефицит.
Другое чувствительное направление - автомобильные двигатели. Сегодня даже те марки, которые считаются российскими - УАЗ, Газель, Лада - собираются с использованием импортных двигателей и других комплектующих. Даже КАМАЗ начал устанавливать импортные движки.
Еще более критичным может стать прекращение поставок инкубаторного яйца, на котором держится все наше птицеводство. Все успехи последних лет могут быть перечеркнуты этим в одночасье. Всего через несколько месяцев из большинства магазинов пропадут сочные окорочка и грудки, их будут продавать только в дорогих супермаркетах по цене мраморной говядины. А мраморную говядину - по цене черной икры. Чуть позже и яйца станут "не простыми, а золотыми".
Подобные проблемы возникнут и в других отраслях.
И если одежду можно носить лишние пять лет, закрывая глаза на потертости и штопая дырки, то с оборудованием такой фокус не пройдет - многие поломки просто не подлежат ремонту. И птицу тоже без инкубаторного яйца вывести нельзя, черенками и почкованием она не размножается.
Поэтому проблемы в случае эмбарго возникнут серьезные. Если что, Куба не даст соврать.
Конечно, жизнь в России тогда не закончится. Что-то будет ремонтироваться, что-то ввозиться подпольно предприимчивыми турками и китайцами, что-то научимся делать сами.
Но все равно многие товары станут дороже, дефицитнее, хуже качеством.
В общем большинству эмбарго не придется по вкусу.
Однако поспешу всех успокоить - никакого эмбарго против России не введут. Но не потому что у нас такой влиятельный президент или Европа не сможет прожить без российского газа, который мы отключим в ответ (на самом деле не отключим, но не об этом речь).
Во-первых, Россия - это рынок сбыта для продукции западных (вернее - транснациональных) корпораций, терять который им крайне невыгодно. Капиталистический мир вступил в стадию глобального перепроизводства, и любое резкое сокращение сбыта может привести к самым неприятным эффектам вплоть до глобальной депрессии и "идеального шторма" на финансовых рынках.
Во-вторых, после ликвидации СССР наша страна сама непрерывно теряет собственное производство и научно-технический потенциал, снижается доля инженеров, снижается уровень образования. Эмбарго может привести к развороту ситуации, когда Россия будет вынуждена заниматься ремонтом оборудования (а это приведет к большому спросу на специалистов) и развитием собственного производства.
Как первое, так и второе для Запада крайне невыгодно и даже опасно.
Западу нужно, чтобы Россия оставалась сырьевым придатком и крупным потребителем готовой продукции. Чтобы крупнейшая славянская страна продолжала обмен сырья на высокотехнологичные товары.
Все это помогает западным (транснациональным) корпорациям поддерживать свое производство и превосходство и развивать собственные технологии. Что одновременно ведет к дальнейшему снижению уровня образования в России, к сокращению и упрощению ее промышленности, к потере ее научно-технического потенциала.
Западу нужно, чтобы Россия как можно дольше жила с нынешней сырьевой моделью экономики, чтобы ушли на пенсию, а потом из жизни все поколения, учившиеся по советской системе. Чтобы новых специалистов не готовили за ненадобностью, а у тех, кого подготовили, не было бы практики, чтобы они теряли квалификацию или уезжали за рубеж.
Западу нужно, чтобы российская сырьевая буржуазия, не желая делиться своими доходами с населением, которое не участвует в добыче природных ресурсов, лоббировала разные законы, ведущие к депопуляции, сокращению продолжительности жизни и эмиграции.
Поэтому эмбарго вводить не будут - оно невыгодно.
Поставка готовых товаров в Россию решает стратегическую задачу Запада по превращению нас в аналог Монголии - малонаселенную территорию, лишенную развитой науки, образования и производства. То есть по устранению России как цивилизационного конкурента, которым наша страна была на протяжении многих веков.
Эта задача для Запада слишком важна, чтобы разменивать ее на какие-то локальные победы над Путиным. Тем более что Путин в целом устраивает Запад, ведь он помогает ему решать ту главную задачу. А то, что он при этом много о себе думает и позволяет лишнее в Сирии - так это локальная проблема, которую можно решать по-другому.
Для решения локальных проблем есть российская элита с ее личными сбережениями, с ее детьми, с ее недвижимостью в Европе. На нее и будут планомерно давить.
А Россию в целом без компьютеров и телефонов не оставят.
Тем более не оставят без инкубаторного яйца и медикаментов. Они же, наши западные партнеры - не звери, а великие гуманисты, прекрасно понимающие, что лягушку нужно варить на медленном огне, до полной готовности и без лишней суеты.
Поэтому бояться эмбарго не нужно.
Нужно бояться, что его так никогда и не введут.
Александр Русин