Эра неподчинения. Южная Африка покидает «Международный уголовный суд» Южная Африка начала официальную процедуру выхода из-под юрисдикции Международного уголовного суда.
Согласно тексту декларации о выходе, полученному местными СМИ, причина следующая: "Южно-Африканская республика пришла к выводу, что её обязательства по уважению к мирному решению конфликтов периодически несовместимы с интерпретациями, поступающими из Международного Уголовного Суда".
О чём собственно речь: МУС - один из элементов того мира, который начали строить победители в Холодной войне в 1990-х. Его окончательный статут был представлен в 1994 году. МУС был учреждён т.н. Римским договором в 2002 году. Среди подписантов договора о МУС, базирующемся в Нидерландах, имелись обе Америки (за исключением Кубы и Никарагуа), вся Европа (кроме Ватикана), Австралия, Филиппины, Япония, Монголия, почти вся Африка и даже Афганистан с Таджикистаном. Подписали, но не ратифицировали участие в МУС и мы.
Данный суд был призван расследовать и преследовать политических лидеров, обвиняемых в преступлениях. По понятным причинам, крайне быстро с данной организацией произошло то же самое, что и с остальными "международными организациями" конца XX - начала XXI века. То есть они превратились в инструмент достаточно узкой европейско-американской элитной тусовки, преследующей неправильных лидеров Третьего мира.
Дела, рассматривавшиеся МУС: против участников гражданской войны в Конго; против повстанцев в Уганде; против руководства Судана; против руководства Кении; против руководства Ливии; против руководства Берега Слоновой Кости; против лидера исламистов из Мали.
Что любопытно - Соединённые Штаты отозвали свою подпись и отказались от участия в МУС практически сразу после его создания, в 2002 году. Что вполне вписывалось в представлявшуюся тогда неизбежной систему мироустройства: мир подчиняется "международным организациям", но исключительные нации стоят выше его юрисдикции.
Собственно выход ЮАР из МУС был спровоцирован визитом в Южную Африку президента Судана Омара аль-Башира. В минувшем году тот прибыл на совещание Африканского союза - и туда же из Гааги прибыл ордер на его арест. ЮАР данный ордер проигнорировала, после чего решила привести юридический статус в соответствие с реальным положением дел.
ЮАР, напомним - экономически самая мощная из африканских стран, входящая в БРИКС. Несмотря на гигантское количество проблем - от СПИДа до криминала и межрасовых стычек - она остаётся одним из локомотивов континента. И как следствие - практически вынуждена вести в нынешние турбулентные времена самостоятельную политику, в том числе и внутриафриканскую. Последнее тем более актуально, что претендовавший ранее на панафриканское лидерство Муаммар Каддафи попал как раз под траки МУС, а позже во внесудебном порядке был разбомблен европейскими самолётами и растерзан "прозападными" исламистами.
Таким образом, единственный способ развиваться в качестве самостоятельной державы для ЮАР - снять с себя механизмы внешнего контроля.
По сути, в этом ЮАР следует примеру как традиционных "сильных" стран, вроде Великобритании, так и дебютантов, вроде Филиппин.
В общем, сейчас все так делают. На дворе - эра неподчинения.
Виктор Мараховский