«Дывлюсь я на экспорт, и Думу гадаю...»

Oct 14, 2016 14:13


«Дывлюсь я на экспорт, и Думу гадаю...»


К тому, что украинские парламентарии способны зажечь по-взрослому, мы фактически привыкли. И к очередной буче в России относятся уже спокойно, как к некоему комедийному сериалу. Однако на фоне основной мелодии, трансляция которой происходит как будто из известного лечебного заведения, понемногу начинают проскальзывать песни совсем иного толка. Впрочем, судите сами.

Не Думу, конечно. Раду. Верховную Раду Украины. Если там не могут подивиться на свой экспорт, то придется за них это сделать. А в Раде проблемы другого плана.

Основное количество украинских СМИ, от УНИАН до «5 канала», уделили свое внимание очередной инициативе известной радетельницы Ирины Геращенко. Известной нам своей откровенно «любовью» к России и желто-коричневыми выплесками в нашу сторону.

Но недавно госпожа Геращенко обратила свои взоры в Европу. Как странно бы это не выглядело, но факт. И поставила в Раде вопрос о требовании (!) отставки главы ПАСЕ Педро Аграмунта из-за того, что тот снял с представителей России, наложенные на них ассамблеей санкции.

Дальше все как по написанному, Аграмунт продался Москве с потрохами, и все такое. Ничего нового.

Однако на фоне этих страстей почти никто не уделил внимания другому событию в Раде. Депутат ВРУ Яков Безбах инициировал сбор подписей под обращением к президенту страны Петру Порошенко с просьбой начать процесс отмены санкций в отношении России и восстановления двухсторонних экономических отношений.

И подписи, как это ни странно, под обращением множатся.

Да, господин Безбах - депутат внефракционный. Более того, самовыдвиженец. Яков Яковлевич представляет избирателей Днепропетровска, которые проголосовали за него на предыдущих выборах, как за представителя «Партии регионов», а на последних - просто как за господина Безбаха.

Показательно, кстати.

«Потеряв из-за разрыва торговых отношений основной для нас экспортный рынок - Россию, правительство не смогло добиться увеличения экспортных квот основной нашей продукции в Европу», - слова Якова Яковлевича.

Что ж, уже неплохо. Нефракционные и непартийные днем сегодняшним головы начинают понимать очевидное. Но дело пошло дальше.

Уже даже партийные депутаты, правда, от «Оппозиционного блока», Вадим Новинский и Николай Скорик, заговорили о том, что Украине не грозит светлое экономическое будущее без России.

Ладно, Скорик, венцом карьеры которого было кресло министра финансов АРК Крым в 2010-2013 годах. Но вот Новинский…

Уж если младший партнер Рината Ахметова, владелец «Смарт-Групп», «Смарт-Холдинга», «Метинвеста», сети «Армстор» и многих других не менее известных предприятий, заговорил о том, что с Россией надо дружить…

Но как тогда понимать вот это:

«Украина не сможет существовать без связей со странами, которые имеют с ней общую границу, общую экономическую среду и даже давнюю общую историю».

Это сказал еще один депутат, Олег Недава. Господин Недава состоит в «Блоке Петра Порошенко»...

Это уже как бы звоночек.

Давайте немного пройдемся по цифрам. Начиная с 2015 года, Россия и Украина обменивались взаимными пинками в сфере экономики. Налагали санкции и контрсанкции, ограничивали ввозы, вывозы, транзиты, в качестве тяжелой артиллерии швырялись различными эмбарго. Но к чему все это привело?

Понятно, что товарооборот с Россией в результате резко упал. Логично, для того все и делалось. И есть сферы, где это сказалось весьма ощутимо. Пока еще не удалось полностью возместить потерю вертолетных двигателей от «Мотор Сич», еще более тяжелым ударом стала потеря корабельных газотурбинных установок от «Зоря-Машпроект».

Но работы, пусть и стиснув зубы, идут. И рано или поздно, замена будет. Это как бы совсем по-русски, а значит, не впервой. Справимся.

России сложившаяся ситуация неприятна, но не критична. А Украине?

Конечно, «Европа нам поможет» было основным рефреном в последнее время. Однако, европейцы не смогли, а скорее, не захотели компенсировать Украине потерю русского рынка. Цифры, они такие…

За первые шесть месяцев 2016 года экспорт Украины в страны Евросоюза составил 37%. На восток, в страны СНГ ушло 17% (и из этих 17% в Россию попало около 10%). Немного, да?

Сравним с 2013 годом. Товарооборот Украины со странами ЕС был меньше - 32%, зато на одну только Россию приходилось 27%.

То есть Россия покупала почти столько же, сколько вся Европа, и больше, чем сегодня приобретает все СНГ. Цифры…

По итогам 2015 года экспорт Украины в страны ЕС вырос на 1,8%. Это однозначно перемога.

Но общее падение экспорта (в основном, понятно, за счет России) составило 21%. Это перемогой назвать можно с большой натяжкой. Нет, ура-патриоты Украины, конечно, рады, что россияне остались без того и другого, но зрада предстает перед ними во всем своем величии.

Кроме того, изменилась структура экспорта. Если в Россию и страны СНГ Украина поставляла продукцию машиностроения, металлургии, и только потом сырье и продукты питания, то простите, в Европе эти позиции свои некуда девать.

Сегодня в страны ЕС экспортируются в первую очередь сырье и сырьевые товары АПК. Более 50% всего экспорта. Если перевести - просто зерно. На готовые продукты питания отводится всего 21%. Остальное - опять же сырьевые товары добывающих отраслей. Переводить не надо. Уголь. Но о том, как уголек попадает в эту статистику, вообще отдельная тема для повествования.

А коли речь зашла о цифрах, стоит их озвучить и в долларовом эквиваленте.

Первое полугодие 2013 года. Украина в Европе «на общих правах» СНГ. Экспорт товаров и услуг в ЕС составил 9,5 млрд. долларов. А первые полгода 2016-го, после «Украина - цеевропа», после вступления в силу соглашения о зоне свободной торговли принесли в казну всего 5,2 млрд. долларов.

Странно, да? «Несвободная торговля», получается, более выгодное дело, чем торговать в этой самой «зоне свободной торговли». Фактически в два раза.

И плюс полный упадок в торговле с Россией.

Есть от чего забеспокоиться депутатам. И простым радетелям, и владельцам «заводов, газет, пароходов» типа Новинского.

Но даже если гипотетически представить успех радеющих за восстановление экономических отношений с Россией, то тут не все так просто. Пример - Турция.

И связи с турками были не такие глубокие, и разрыв не таким длительным и значительным по ассортименту. Всего-то туризм да поставки фруктов и овощей. Ах, да, еще текстиль. Но мы сегодня видим, что несмотря на усилия властей обеих стран, восстановление отношений идет достаточно медленно. На прежний уровень экономические связи до сих пор не вышли. И вряд ли выйдут, просто потому, что это бизнес. И такое святое место, как всепоглощающий российский рынок пусто не бывает ни при каких условиях.

А в деле с Украиной все значительно хуже. Связи-то были братскими… До поры. Взять тот же «Антонов». Пять тысяч комплектующих в номенклатуре российского производства. Где «АНы»? Там… За горизонтом. А заявления украинских дельцов о том, что они найдут замену в Китае или Европе, не более чем политико-экономический блеф.

То же самое, но несколько под другим углом с двигателями для вертолетов. Да, 80% двигателей производил и ремонтировал «Мотор Сич». Наши теперь судорожно стараются найти замену. Но, немаловажный аспект: замену ищут не в Китае или США. У себя.

Что, согласитесь, не одно и то же.

Не уверен абсолютно, что украинцы найдут где-то желающих освоить выпуск самолетов. Хотя… вопрос цены и качества. Но то что сегодня наши авиастроители изо всех сил работают над проблемой вертолетных двигателей - факт. И рано или поздно, проблема будет решена. Подчеркиваю, в России.

И настанет день, а я уверен, что он настанет, когда «Мотор Сич» будет неинтересен никому в России, как предприятие. Он и сегодня-то чисто теоретически интересен. А завтра? А в условиях решения проблемы?

И это касается не только самолетов и вертолетов. Это касается всего.

Поэтому даже если предположить фантастический сценарий, что Порошенко уберут, Украина возьмет курс на восстановление связей с Россией, даже в таком случае, это выглядит спорно. То, что восстановление всего порушенного по инициативе украинской хунты, потребует много времени и усилий с обеих сторон, это понятно.

Вопрос в другом. Сегодня все это не реально по политическим соображениям. Завтра это может оказаться нереальным по причинам экономическим.

С каждым днем украинские власти все больше играют против себя. Европа точно не заменит Россию в вопросах покупки украинских товаров. Россия с каждым днем все дальше будет уходить от Украины в замещении всего украинского.

И ведь такой день может и настать. Когда к западу от наших границ будет находиться территория, в экономическом плане интересующая нас не более чем, например, Конго. Хотя мы и с Конго торгуем. Аж на 26 млн долларов бананов купили в прошлом году.

Но на Украине-то «бананьев нема…»

Хорошо, что хоть есть еще организмы, способные думать. Это несколько радует.

Автор: Роман Скоморохов

Россия, экспорт, Европа, экономические отношения, Украина

Previous post Next post
Up