Базовый троллинг

Oct 11, 2016 14:44


Базовый троллинг


Российско-американское словесное обострение продолжает порождать на свет популистские заявления. Так, на обсуждения вашингтонских политиков и генералов о возможности нанесения удара по войскам Асада (то есть, учитывая наличие в Сирии российских ПВО, о начале ядерной войны) депутаты Госдумы решили ответить советским призраком.

«Считаем, что необходимо рассмотреть вопрос о нашем присутствии и в других регионах мира. Считаю, что национальным интересам отвечало бы восстановление ранее закрытых наших военных баз в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Африке», - заявил заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа. Целью размещения должно быть «предотвращение ведения военных действий против дружественных государств со стороны внешних сил, что по своей сути является развязыванием военных конфликтов».

Определенная логика в этом предложении есть. Москва самим своим присутствием сумела защитить мир в Сирии (ни для кого не секрет, что вмешательство США в сирийский конфликт вполне могло бы перерасти в общерегиональную войну с участием армий Турции, Ирана, Саудовской Аравии, Ирака, Ливана и Израиля). Почему бы не распространить этот позитивный опыт на другие регионы, где агрессивная Америка угрожает миру во всем мире? Неудивительно, что ряд российских депутатов и активистов поддержали это предложение, ведь оно, по их мнению, ведет к укреплению позиций России и станет еще одним ударом «проклятой Вандербильдихе» в лице Обамы.

Вот только они забыли, что зарплата инженера Эрнеста Щукина на заводе «Электролюстра» составляет всего 200 рублей, а взяток он не берет, денег не крадет и подделывать не умеет.

Возможности современной России, ее экономическая мощь и ситуация вдоль собственных границ не дают возможность проводить глобальную политику, предусматривающую возможности позиционирования в самых отдаленных частях света. «Эти базы прежде всего нужны Военно-морскому флоту, чтобы обеспечить стоянки в разных частях мира», - уверяет первый зампредседателя комитета по международным делам Госдумы Дмитрий Новиков. Вот только есть ли у России столько кораблей? Тот же Тихоокеанский флот состоит лишь из нескольких крупных надводных кораблей (без учета катеров и подлодок), зачем ему в этой ситуации Камрань? В Атлантике же флота нет вообще.

России нечего ловить в Карибском…

Да, теоретически разместить можно - на перспективу, в расчете на то, что через какое-то время появятся и корабли, и интересы, и необходимость прослушивать США через станцию электронной разведки на Кубе (ну мало ли, спутники перестанут летать). Однако у этой запасливости есть два «но». Во-первых, деньги. Кубинская база в Лурдесе (аренда плюс содержание персонала) стоила России примерно 300 миллионов долларов в год. Что же касается Вьетнама, поначалу соглашение о базе в Камрани было заключено на безвозмездной основе, однако уже в 90-е годы Вьетнам стал просить его пересмотра и хотел также 300 миллионов в год. А зачем платить 600 миллионов в год за размещение баз в регионах, где у России - и это во-вторых - не осталось союзников и, по сути, жизненных интересов, требующих военного присутствия?

Участие Кремля в латиноамериканских делах было исключительно конъюнктурным и базировалось на общем «левом повороте» и антиамериканизме региона. Сейчас же там происходит обратный процесс - Латинская Америка разворачивается вправо (вплоть до смены режимов) и берет курс на нормализацию отношений с США.

Это, конечно, не значит, что кубинцы не будут работать с Москвой - еще как будут. Но - в своих интересах, не соответствующих российским. Процесс нормализации американо-кубинских отношений похож скорее на масштабный торг, и в этом торге время играет не на стороне Гаваны. Начинающийся «правый поворот» нивелирует значение режима Кастро как символа нормализации отношений США с Латинской Америкой, а ожидаемая в обозримой перспектива смена режима в Венесуэле (и, как следствие, сворачивание экономической помощи Фиделю и Раулю со стороны Каракаса) станет серьезным ударом для кубинской экономики. И тогда уже американцы смогут диктовать кубинцам свои условия. Приход же России поможет кубинцам хоть как-то укрепить свои позиции. Оптимальным для Гаваны вариантом было бы начать с Москвой предметные переговоры о базе, получить под них деньги или иную материальную помощь от Путина, а потом за неплохую американскую компенсацию свернуть проект.

...и Южно-Китайском морях

Что же касается Вьетнама, то размещение там российской базы будет означать автоматическое втягивание России в территориальный конфликт между КНР, Вьетнамом, Филиппинами и рядом других стран по вопросу принадлежности островов в Южно-Китайском море. А между тем «в последние годы ключевой задачей российской дипломатии в вопросе о Южно-Китайского моря было сохранение нейтралитета. Да, интересы России здесь затронуты в той мере, в которой и у всех других государств мира - то есть в смысле значения ЮКМ как торговой артерии. Однако в других отношениях интересам тут мало что угрожает, и единственный, по сути, реальный вызов - это попытки какой-либо из сторон вовлечь нас в этот спор», - говорит "Эксперт Online" эксперт Центра стратегических разработок Антон Цветов.

Например, попытки того же Ханоя. Конечно, Вьетнам заинтересован в увеличении количества игроков в Южно-Китайском море - чем больше там будет сил, тем сложнее китайцам будет давить на страны АСЕАН в территориальном вопросе. Но у вьетнамцев есть условие - они не хотят, чтобы эти игроки появлялись в ЮВА за счет баз на территории Вьетнама. «Вьетнамцы считают, что союзные отношения с крупными державами чреваты вовлечением в крупные конфликты, как это уже бывало в новейшей вьетнамской истории, - поясняет Антон Цветов. - Негатив в отношениях России и США выплескивается и в другие регионы, а Ханой старается избежать ситуации, когда он окажется между Москвой и Вашингтоном, особенно уже фактически находясь между Вашингтоном и Пекином».

Впрочем, несмотря на очевидную абсурдность предложения о размещении баз во Вьетнаме и на Кубе, Министерство обороны и Кремль не стали от него открещиваться. По словам замглавы военного ведомства России Александра Панкова, его ведомство «переосмысливает те решения, которые были приняты по ликвидации баз в этих странах». А пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков недвусмысленно намекнул, что коль «последние два года внесли вообще в международные дела и в режим международной безопасности существенные коррективы», то «все страны в соответствии со своими национальными интересами оценивают эти изменения и принимают определенные меры в том русле, в котором считают нужным».

Судя по всему, российские власти намерены подержать предложение в плоскости публичной дискуссии для того, чтобы набрать внутриполитические очки, а заодно и промониторить реакцию Соединённых Штатов. При этом очевидно играя на руку Хиллари Клинтон - разговоры о российских военных базах станут одним из серьезных контраргументов против выгодных Москве неоизоляционистских взглядов Дональда Трампа.

Геворг Мирзаян

сирийский вопрос, Куба, Россия, военные базы, США, Вьетнам

Previous post Next post
Up