Спасение главнокомандующего Порошенко Весной и, особенно, летом положение президента Порошенко было хуже губернаторского.
США, вроде бы, не были заинтересованы в дестабилизации ситуации на Украине, но недовольство режимом Порошенко нарастало.
Во-первых, Порошенко не желал последовательно заниматься деолигархизацией Украины, что вполне понятно - он человек умный и отлично понимает, что пробыть последним олигархом ему удастся недолго.
Во-вторых, он всячески «задвигал» прямых американских протеже (вроде Михаила Саакашвили), что негативно влияло на реализацию планов США.
В-третьих, он отнюдь не собирался делиться теми ресурсами, на которые мог наложить руку сам.
Были, очевидно, и другие причины (например, непринятие конституционных изменений по децентрализации показывало ослабление его позиций), но стало совершенно очевидно, что недовольство американцев приобрело черты болезненные. Весна и первая половина лета прошли под знаком почти неизбежного «Майдана» осенью - благо, на это время попадало предсказуемое общественное недовольство в связи с ростом коммунальных тарифов. Вполне раскручиваемой выглядела и гибель журналиста Павла Шеремета в июле.
Сомнения возникали в связи со сменой посла в Киеве - сильного игрока Джеффри Пайетта заменили на техническую фигуру Мари Йованович. Спрашивается, кто же будет заниматься «Майданом»?
По правде говоря - те же, кто и раньше. Дипломат Пайетт был нужен в условиях наличия у «незалежной» хотя бы признаков субъектности и сильного российского влияния. Сейчас дипломатическая поддержка уже не нужна, а организацией переворота могут заниматься второстепенные специалисты из ЦРУ, например.
Гром грянул в середине августа, накануне Дня независимости, когда «Украинская правда» опубликовала статью, в которой призвала Запад не давать Украине безвизовый режим и очередной транш МВФ - из-за коррумпированности. Фактически это была отмашка к «Майдану» (два прошлых также были начаты «Украинской правдой»). Сразу после этого появились сигналы о расширенном финансировании общественных организаций и СМИ, которые могли бы поддержать тему нового «Майдана».
Более или менее очевидно было и с украинскими выгодополучателями процесса. В их числе - председатель парламента Андрей Парубий, чья кандидатура получила позитивную оценку в Вашингтоне (Тимошенко, например, удалось выторговать себе лишь статус «играющего тренера» при совершенно бесперспективном экс-главе СБУ Валентине Наливайченко). По Конституции, кстати, Парубий должен стать и.о. президента, в случае если действующий не сможет выполнять обязанности (например, поедет к другу в Ростов).
Готовность немедленно возглавить власть демонстрировали и «еврооптимисты» - в первую очередь, Мустафа Найем и Сергей Лещенко, не стеснявшиеся критиковать власть, несмотря на пребывание во фракции «Блока Петра Порошенко».
Однако этот праздник продолжался недолго - речь президента в День Независимости выглядела вполне уверенной, все последовавшие заявления также не оставляли сомнений в том, что Порошенко ничего не боится. Показательная подготовка силовых структур к разгону демонстраций это также подтверждала - очевидно ведь, что водометы без одобрения со стороны Танковой (улицы, на которой находится посольство США) с места бы не сдвинулись.
Более того, президентская команда довольно быстро и технично «помножила на ноль» «еврооптимистов», устроив «квартирный скандал» с Лещенко. Американцы, насколько можно судить, никоим образом его не поддержали, а он на какое-то время выпал из политического процесса. Не получил поддержки и Арсений Яценюк, уже было вернувшийся на Украину.
Затем последовали выделение транша МВФ (пусть и в размере значительно меньшем ожидаемого) и в заключительную стадию вошла подготовка безвизового режима (пусть, и на условиях, в которых лучше бы оставался визовый).
В чем же дело? Почему США отказались от проведения уже подготовленной операции?
Очевидно, Порошенко пошел на существенные уступки Вашингтону.
Во-первых, украинский президент сменил свою риторику в ключевом вопросе - он уже прямо отказывается выполнять Минские соглашения и игнорирует позицию Франции и Германии (вернее, персонально - Меркель, которой нужны хоть какие-то политические успехи). Очевидно, что это отнюдь не проявление безумной храбрости, а согласованная с Госдепом позиция.
Во-вторых, появилась информация, что правительство Гройсмана (контролируемое президентом) согласилось на все условия МВФ, включая сокращение расходов Пенсионного фонда и продажу оставшихся государственных активов - не только предприятий, но и земли сельскохозяйственного назначения (последнее, кстати, сделать не так-то просто: парламент против).
Вероятно, есть и другие уступки, о которых мы не знаем. Но очевидно - на ближайшее время (по крайней мере, до нового года) Порошенко свои позиции сохранит. Пусть даже ценой безвозвратной утраты остатков Украиной хоть какого-то подобия суверенитета.
Василий Стоякин