В ночь на 24 мая состоялся телефонный разговор глав четырех стран - России, Украины, Франции и Германии. Так называемая «нормандская четверка» обсудила пути урегулирования вооруженного конфликта на Донбассе. Все стороны пришли к выводу о необходимости проведения выборов органов местного самоуправления в самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных Республиках, о чем говорится в сообщениях пресс-служб Президентов Владимира Путина, Петра Порошенко, Франсуа Оланда и канцлера Ангелы Меркель.
Немецкая сторона лаконично, не вдаваясь в подробности, сообщила о том, что в центре обсуждения была именно подготовка к местным выборам. Французская - добавила, что выборы должны проходить в соответствии с украинским законодательством и стандартами ОБСЕ, украинская - пояснила, что следует придерживаться норм Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, а российская - сделала конкретный шаг и передала партнерам уже согласованный с представителями ДНР и ЛНР пакет предложений.
«Отмечено, что партнёрам по «нормандскому формату» передан согласованный с ДНР и ЛНР пакет предложений по местным выборам, особому статусу, амнистии и децентрализации, которые следовало бы внимательно рассмотреть в Контактной группе», - сообщает пресс-служба Кремля.
Учитывая, что минский «Комплекс мер» подписали еще в феврале прошлого года и в его исполнении прогресса фактически нет, можно сделать вывод, что «нормандская четверка» убедилась в невозможности строго поэтапного выполнения всех пунктов, начиная с первого (прекращение огня), и приняла решение действовать «от обратного». То есть, если ранее выборы в ДНР и ЛНР были где-то на недостижимом горизонте, а на первом плане - перемирие, то теперь речь идет о том, что для дальнейшего политического процесса нужно обеспечить безопасность в зоне конфликта. Разумеется, в переговорах лидеры четырех стран подтверждают полную приверженность Минским соглашениям, чтобы не выходить за рамки формата, но периодически появляются надстройки, осложняющие реализацию прямой инструкции того, как сотворить на Донбассе мир.
Наиболее заинтересованная в получении политических дивидендов сторона - Петр Порошенко. За два последних года все неудачи, в том числе и экономические, на Украине списывают на так называемую «антитеррористическую» операцию. Гражданская война, разразившаяся вследствие государственного переворота в Киеве, стала горьким «брендом», позволяющим Порошенко проводить откровенно антироссийскую политику и одновременно избавляться от вышедших из-под контроля радикально настроенных участников или сторонников «Евромайдана».
Новая «фишка», придуманная украинской стороной, - ввод полицейской миссии. О вооруженных представителях ОБСЕ в зоне конфликта, чуть ли не как о гарантах выполнения Минских соглашений, Порошенко говорил неоднократно. О намерениях украинского лидера рассказал Президент России Владимир Путин и рекомендовал Петру Алексеевичу обсудить этот вопрос с западными партнерами, что тот, буквально через пару часов, и сделал.
«Руководители Украины, Франции, Германии и России выразили поддержку развертывания полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе и начала консультаций по этому вопросу», - пишет пресс-служба Порошенко по итогам телефонного разговора в «нормандском формате».
Получается, что западные партнеры в нормандских переговорах - некий «друг» для Порошенко, которого обычно с собой берут в кабинет медсестры на прививку школьники, чтобы страшно не было. Итак, украинский лидер озвучивает официальную позицию Киева в присутствии свидетелей: Россия должна вывести, якобы, свои войска, прекратить поставку оружия и наемников, а контроль над украино-российской границей должен быть восстановлен. Российская сторона это отрицает, и в это же время говорит о необходимости прекращения огня, конституционной реформы и предоставления особого статуса самопровозглашенным Республикам. Если Порошенко часто заявляет о поддержке со стороны международного сообщества, то сейчас это международное сообщество в лице, например, руководителей Германии и Франции, играет номинальную роль, что-то вроде секундантов в шахматной партии с Путиным. Только Россия позиционирует себя как миротворец, предоставляя гуманитарную помощь населению Донбасса и временное убежище, а Украина - жертву, но организовывает экономическую блокаду жителям неподконтрольных территорий.
Есть еще один момент. Украинская сторона явно не заинтересована в выполнении Минского «Комплекса мер», отказываясь вести прямой диалог с представителями Республик на Юго-Востоке. То есть, с одной стороны Порошенко не ориентирован на диалог с мятежными регионами, не признавшими его легитимность. А с другой - пытается использовать «полицейскую миссию» в качества аргумента для разжигания недовольства согласием Россией в ЛДНР.
В ДНР увидели, что полицейская миссия ОБСЕ противоречит Минским соглашениям, а в интервью российским телеканалам заместитель командующего корпусом Минобороны Республики Эдурад Басурин объяснил, что появление вооруженных наблюдателей местные жители воспримут интервенцией со всеми вытекающими последствиями.
«Наша позиция осталась неизменной: мы не видим необходимости присутствия дополнительных вооруженных формирований в Донбассе, тем более что это идет вразрез с минскими договоренностями. Скорее всего, Киев вновь выдает желаемое за действительное», - приводит слова Басурина « Интерфакс».
Ранее глава ДНР Александр Захарченко объяснял, что Киев не желает принимать участие в проведении местных выборов на Донбассе, рассчитывая на силовое разрешение конфликта в свою пользу. При этом он подчеркнул, что сами выборы будут означать завершение госстроительства Республик, и если западные партнеры не заставят украинскую сторону выполнить обязательства в 2016 году - выборы состоятся по законам самопровозглашенных Республик.
«Понятно, что к лету уже не успеть, так как мы заинтересованы в соблюдении всех формальностей, в том числе, с украинской стороны. Но к осени - вполне реально. Вот до осени мы готовы потерпеть. А дальше - зимний период, который в условиях экономической блокады со стороны Украины требует от донецких властей особого напряжения. Так что нам нужна легитимная местная власть. Ждать, пока в Киеве сложится особая политическая комбинация, мы не будем. Пусть Вашингтон продавливает эту комбинацию сегодня, пока есть время», - сказал Захарченко 17 мая.
А 23 мая он объявил, что во всех районах Донецка будут проведены праймериз - первичная процедура отбора кандидатов. По его словам, выборы могут состояться либо в конце 2016 года, либо в начале 2017.
Таким образом, складывается ситуация, когда Киев «упирается рогом» и делает все возможное, чтобы максимально оттянуть выполнение Минских соглашений до тех пор, пока они вынужденно и формально не будут признаны Западом, либо утратят свою актуальность. Последний вариант возможен при обострении вооруженного конфликта, к чему есть множество предпосылок: в ЛДНР часто заявляют о выявленных скоплениях тяжелой военной техники и наращивании личного состава ВСУ на линии соприкосновения. К слову, ополченцы говорят о том, что обстановка с февраля 2015 года и по сей день не изменилась в лучшую сторону. Все так же стреляют, все так же гибнут мирные жители…
Источник