В этом году на плаву остались те производители, которые задолго до объявления курса на импортозамещение открыли свои заводы на территории РФ. Производители автомобилей пытались зайти в Россию и без дополнительного приглашение еще в девяностые - можно вспомнить не самый удачный опыт создания сборочной площадки GM в Татарстане. Тогда елабужский Blazer не взлетел, GM ушел из России в первый раз.
Расцвет производственных площадок пришелся на середину нулевых, хотя отдельные заводы по отверточной сборке открывались и в начале первого десятилетия XXI века. Кризис 2008-го показал, что выгоднее быть ближе к попупателю: меньше валютных рисков, быстрее логистика, шире поддержка государства.
Так появились сразу несколько кластеров, которые мы условно назовем как группировки «Питерские», «Тольяттинские», «Нижегородские». Есть еще «Московские» и «Калининградские», но они в меньшинстве.
«Питерские»
Hyundai Solaris
Производство: Санкт-Петербург, «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус»
Проектная мощность завода: до 200 000 шт/год (по данным производителей)
Тираж фактический (I полугодие 2015): 53 702 шт (по данным АЕБ: продажи по РФ за 6 мес. 2015)
Ценовой диапазон: 509 100 - 710 400 руб.
Первенец альянса Hyundai-KIA в России. Под производство двух бюджетных седанов в питерских Шушарах отгрохали огромный завод, которые для корейцев стал шестой зарубежной площадкой.
Да, Hyundai и KIA собирались в России и ранее. Можно вспомнить таганрогский Accent или ижевские Spectra и Sorento. Но то была крупноузловая сборка (кузов+стекла+колеса+технические жидкости=автомобиль), а не полноценная. В Питере всё не так: сварка, окраска кузовов, по соседству - свой пул поставщиков компонентов.
Первым был Solaris, он же остается первым по сей день.
Причем буквально: из всех иномарок на отечественном рынке Hyundai Solaris самый эффективный и популярный. Что не удивительно: по балансу «цена/качество/оснащение/надежность» Solaris вне конкуренции: технически простой, крепко собранный, неплохо упакованный современными опциями. К тому же, весьма добротно едет. Даже шумиха вокруг слабой задней подвески не подкосила продажи: Solaris пережил рестайлинг и с ним хорошо переживает кризис. Конкурентам остается только завидовать.
KIA Rio
Производство: Санкт-Петербург, «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус»
Проектная мощность завода: до 200 000 шт/год
Тираж фактический (I полугодие 2015): 42 688
Ценовой диапазон: 539 900 - 809 900
Если Solaris первенец, то Rio - «вторенец». Однояйцевый близнец, точь-в-точь повторяющий техническую начинку брата, но щеголяющий более строгим дизайном пера Петера Шрайера. Корейцы талантливо развели две идентичные модели по разным углам ринга - в первую очередь, за счет разной ценовой вилки. Rio изначально позиционировался чуть дороже и «люксовее», насколько это возможно при идентичной технической базе.
Убедить себя можно в чем угодно, но едут Solaris и Rio совершенно одинаково. Так что выбор лежит исключительно в плоскости визуальных предпочтений: более «азиатский» струящийся Hyundai или чопорный немецкий Rio? Иллюзия выбора как она есть.
Там же, в Шушарах, расположен российский завод Toyota. Самый скромный и самый маленький из имеющихся: до сегодняшнего дня проектная мощность была 50 000 шт/год, а собирали там на протяжении 10 лет всего одну модель - Camry. Причем, с довольно низким процентом локализации - отечественных компонентов в ней минимум до сих пор.
Со следующего года по соседству будут собирать Toyota Rav 4. Таким образом, число российских моделей Toyota вырастет аж до двух штук, а проектная мощность - до 100 000.
Toyota Camry
Производство: Санкт-Петербург, «Тойота Мотор Корпорэйшн»
Проектная мощность завода: 100 000 шт/год
Тираж фактический (I полугодие 2015): ~15 280 шт
Ценовой диапазон: 1 295 000 - 1 878 000 руб.
Единственная причина, по которой Camry здесь - портал госзакупок и требование тендеров к месту производства автомобиля. Не секрет, что львиную долю продаж Camry составляют закупки в корпоративные и чиновничьи парки, куда Camry уходят пачками по 10 и более штук. Машина иностранного производства по требованиям не проходит априори, а тут не придерёшься.
В итоге Camry с большим опережением удирает от преследователей: питерской же Nissan Teana и всеволожского Ford Mondeo.
Ещё один большой игрок северного кластера - Nissan, на питерском заводе которого собираются Teana, Qashqai, X-Trail и Pathfinder. Недавно Nissan отметил юбилей - выпуск 200 000-го автомобиля. То есть, по факту, в среднем в год завод выдаёт 33 333 автомобиля. Итого, производственная мощность - втрое выше того, что завод выдает сейчас.
Nissan X-Trail
Производство: «Ниссан Мэнуфэктуринг РУС»
Проектная мощность завода: 100 000
Тираж фактический (I полугодие 2015): 10 506 шт
Ценовой диапазон: 1 099 - 1 811 000
X-Trail запустили сравнительно недавно, но уже сейчас он выдаёт без малого треть от общего объема автомобилей. Teana и Pathfinder, например, в ТОП25 моделей, реализованных в I полугодии 2015, вообще не попали. Что как бы намекает.
Nissan Pathfinder
Производство: «Ниссан Мэнуфэктуринг РУС»
Проектная мощность завода: 100 000
Тираж фактический (I полугодие 2015): нет данных
Ценовой диапазон: 2 450 000 - 2 760 000
Старейший завод в Ленобласти - Ford. Именно с него началось шествие по стране «КредитоФокуса» в нулевых. И тем обиднее видеть его угасание.
Ford падает третий год подряд, постоянно промахиваясь со стратегией и тактикой, задерживая выпуск новых моделей на непозволительные 2-3 года. Так и сейчас: обновленный Focus в Европе продается больше года, Mondeo в мире известен с 2012.
Питерский конвейер обе модели заняли только в 2015 году.
Ford Focus
Производство: Ford Sollers
Проектная мощность завода: 160 000
Тираж фактический (I полугодие 2015): нет данных
Ценовой диапазон: не оглашён
Производство обновленного Focus во Всеволожске уже стартовало, но прайс-лист все еще не опубликован. Машина получит обновленную решетку радиатора в духе Aston Martin, новый салон, медиасистему, а также 1,5-литровый турбомотор 150 сил. Судя по тому, что дорестайлинговый Focus продавался последние годы штучными тиражами, новому придется очень постараться, чтобы вернуть себе рынок и покупателя.
Ford Mondeo
Производство: Ford Sollers
Проектная мощность завода: 160 000
Тираж фактический (I полугодие 2015): нет данных
Ценовой диапазон: 1 099 000 - 1 729 000
Новый Mondeo шёл до России долгих 3 года. И пришёл уже морально устаревшим. Поэтому в статистике АЕБ новый Mondeo не фигурирует в принципе - видимо, его тираж существенно ниже 6 000 экземпляров за полгода.
«Калужские»Кластер в калужском Грабцево - один из самых внушительных в стране. Этакий «Российский Детройт»: производители пришли в чистое поле, расставили заводы, подтянули поставщиков, и теперь тут производится всё - от шин и дисков до чешского пива.
Площадка «Фольксвагена» - одна из самых старых в стране. Раньше тут собирали все - от «Румстеров» и «Туарегов» крупными узлами до «Поло седана» полным циклом.
Сейчас на конвейере три модели - два бюджетных седана/лифтбэка и один кроссовер. По соседству скоро вырастет завод двигателей - моторы 1,6 л отсюда разойдутся по Yeti, Octavia и Polo sedan.
VW Polo
Производство: Калуга, Грабцево, Volkswagen Group Rus
Проектная мощность завода: 225 000
Тираж фактический (I полугодие 2015): 20 621
Ценовой диапазон: 554 900 - 739 900
Калужский Polo появился раньше, чем Rio и Solaris, но теперь проигрывает им по популярности вчистую. Если Solaris - это 53 тысячи штук за год, то Polo - чуть больше 20. Всё потому что Hyundai не жадничает с опциями, а VW накручивает за каждую мелочь пяток-десяток тысяч сверху. На днях будет рестайлинговая версия по новым ценам. Есть мнение, что отрыв Solaris/Rio вырастет еще больше.
Skoda Rapid
Производство: Калуга, Грабцево, Volkswagen Group Rus
Проектная мощность завода: 225 000
Тираж фактический (I полугодие 2015): 12 185
Ценовой диапазон: 559 000 - 844 000
У чешского «Рапида» та же проблема, что у Mondeo: мы ждали его слишком долго. Машина встала на конвейер как бы новой, а как бы уже и бывшей в употреблении.
Не добавляют популярности высокие цены базовые и еще более высокие - на дополнительное оборудование. Да, Rapid прекрасно едет и чудесно рулится, у него огромный багажник, и он весь такой солидный. Но через дорогу в ларьке стоит KIA Rio, который немногим хуже, а на сотню дешевле.
Соседний с VW завод рассчитан на тройничок: Peugeot-Citroen-Mitsubishi. Там производятся два седана и два вседорожника. Ну, как «производятся». Завод все больше простаивает из-за низкого спроса, Peugeot и Citroen пытаются стимулировать клиентов скидками, но как-то безуспешно. Продажи по-прежнему колеблются на уровне статистической погрешности.
Citroen C4 sedan
Производство: Калуга, ПСМА Рус
Проектная мощность завода: 125 000
Тираж фактический (I полугодие 2015): нет данных
Ценовой диапазон: 759 000 - 1 127 000
Разработанный изначально для китайского рынка, C4 Sedan пришелся впору и нашему: мягкий пластик, французский шик, шикарная шумоизоляция, мягкая подвеска. Но один просчет PSA губит всё: время седанов С-класса на нашем рынке прошло. Рынок хочет кроссовер. Желательно, маленький. И подешевле.
Peugeot 408
Производство: Калуга, ПСМА Рус
Проектная мощность завода: 125 000
Тираж фактический (I полугодие 2015): нет данных
Ценовой диапазон: 664 000 - 906 000
источник.