Комсомольские ударные стройки и целинная страда набирают темп. Художники изображают комсомольский задор, романтику молодости и трогательный палаточный уют в виде банки с полевыми цветами.
Аникеев М. "Гармонист" 1954 г.
***
Разумеется, никакое строительство ГЭС и уж тем более надежда на хлеб с целинных земель не могут отвлечь колхозников от их прямой обязанности. И колхозная жизнь текла своим чередом. Почти на всех картинах тех лет трудятся в основном женщины. Вот и здесь - на шесть колхозниц только три мужика. Война еще долго будет напоминать о себе вот такими штрихами...
V. Ovchinnikov. Loading of vegetables. 1954
Еще немного, и зеленый грузовик будет под завязку набит свежими овощами. А потом он поедет в Москву, и за рулем будет сидеть молодая женщина, и опять в платье, хотя труд шофера, да еще шофера грузовика, уж конечно требует удобных практичных брюк. Кстати, на всех советских картинах еще долго все женщины будут носить исключительно платья, каким бы тяжелым ни был их труд.
Поляков В.И. "Женщина за рулем".
На этой картине, правда, дело происходит не осенью, а в самом конце весны - у девушки в руках букетик сирени. Но это неважно. Точно так же эта девушка будет крутить баранку и осенью, нарвав по дороге полевых цветов.
Осенью, собрав урожай, устраивали по этому случаю колхозный праздник. Во всяком случае, так говорит советское искусство. Тема колхозного праздника в соцарте была одной из любимых. В основном живописали колхозное застолье с ломящимися от овощей и фруктов столами, с гармонью и транспарантами. Колхозников, веселящихся на карусели (видимо, на колхозной ярмарке), я вижу впервые.
Семенов В. "Акатуй. (Колхозный праздник)". 1954 г.
Уж не знаю, действительно ли колхозники катались на каруселях, но крестьянская девушка в белых носочках и красном фартуке, в советских рамках приличия заигрывающая с гарным крестьянским хлопцем, выглядит весьма кинематографично.
***
Две пожилые женщины, присевшие на бревно перед домом, вот уже более 30 лет живут при советской власти. Они уже к ней привыкли. Что вспоминают они про свою дореволюционную жизнь?..
Сорогин Г. "Бабушкин дом". 1954 г.
Дом старый. Обратите внимание на чердачное окно - этакий выступающий из крыши крошечный доми с окошком. Абсолютно все дома на картине построены именно с таким выступом. Такие дома строили по меньшей мере в XIX веке, они еще доживают свой век в русских деревнях, про такой дом говорят: "Ему сто лет". Но уже в начале XX века стали строить чердаки без слуховых выступов - обычная двускатная крыша и обычное окошко (а то и просто застекленное отверстие), вмонтированное в обычную чердачную плоскость.
Бритов К.Н. "Сумерки в деревне". 1956 г.
На этой картине дома с чердачным выступом и без него стоят вперемешку. А вот цоколь у всех высокий - в доме явно есть подпол, в котором хранили картошку, зерно, овощи. А вот подвала скорее всего нет - в то время подвалы в доме строили редко, хватало подпола.
Рубка бревен "в чашу", или, как еще говорили, "в обло" (красивые кругляши на торцах) тоже уступила рубке "в угол" - экономия дерева и, сответственно, денег.
Р. Максютов. "Подмосковье". 1962 г.
Все эти дома скоро исчезнут. Сначала их упрячут (и уже прячут) в какой-нибудь модный сайдинг, а потом и вовсе снесут. И наши внуки будут ездить "к бабушке в деревню" уже совсем в другие дома...
***
При первой же возможности многие крестьянки бежали из деревни в город. Устраивались на работу няньками и домработницами, но в основном дворничихами или уборщицами. Вот почему на картине изображена довольно молодая уборщица - во всяком случае, совсем не старая. Десятилетием позже, в 60-х, такие молодые уборщицы станут редкостью - труд уборщиц станет прерогативой пенсионерок, желающих подработать. Совсем еще не старая женщина, идущая в уборщицы, станет вызывать недоумение или высокомерную насмешку у окружающих.
В.Татаринов. "Уборщица". 1954 г.
"Уважайте труд уборщиц!" - история умалчивает, кто и когда придумал этот слоган,но именно в таком виде он существует уже не одно десятилетие. Я впервые вижу, чтобы на картине советского художника была изображена уборщица. Канули в историю большевички и осоавиахимовки. Им на смену пришли доярки, птичницы, колхозницы и многостаночницы-ударницы - стандартный набор тех лет. Позже придут крановщицы и маляры. Уборщица же, изображенная на этой картине, так и останется в одиночестве. Ибо профессия эта никогда не предполагала ни героизма, ни перевыполнения плана, ни ударных пятилеток.
©Н.Воронцова-Юрьева
Продолжение следует...