_Кого сжигают на Масленицу

Feb 21, 2015 15:45



Ну, во-первых, поздравляю всех с масленичной неделей, друзья!

В обрядовой стороне этого древнего празднества намешано огромное количество традиций, как народно-христианских, так и гораздо более древних - ещё дохристианских. Об одной из них мы сегодня и поговорим.

Многие не задумываются над тем, что за чучело сжигается на Масленицу, и что оно символизирует. Как бы: «Традиция такая - встреча весны!» Но любая традиция и связанный с ней обряд имеют т. н. обрядовую логику. Обряд есть ритуальное символическое воспроизведение действия, несущего или некогда носившего функциональный смысл.
Представте себе «праздник», на котором в конце застолья сжигают девушку. И все при этом радуются: «Наконец-то весна пришла!» Странное дело, правда? Давайте «покопаемся» в этой традиции…

Здесь многие, наверное, расширят свой кругозор, узнав, что положительные персонажи современных мифов (да-да, именно «современных мифов» - вы же рассказываете своим детям про деда Мороза, например) некогда, в своих истоках несли совсем не однозначно-положительные образы. Нельзя сказать и то, что они были резко отрицательными. Всё гораздо сложнее. Тот же Мороз («Студенец», «Трескунец»), как символ стихии в устной традиции восточных славян, всегда имел к себе настороженно-уважительное отношение. Жертвы, приносимые Морозу, согласно сохранившейся обрядовой логике, в древние языческие времена вполне могли быть человеческими. В народах скандинавских стран такой обычай зафиксирован в устных преданиях - чтобы Мороз отступил, для него привязывали молодую девушку, которая замерзала, становясь сакральной жертвой. Достаточно сказать, что последний официально зафиксированный в России случай человеческого жертвоприношения (правда, не Морозу, а медведю) произошёл в Олонецкой губернии в 1925 (!) году.

Замёрзшая девушка, принесённая в жертву Морозу, отразилась в народном предании в образе Снежевиночки - девочки или девушки, сделанной из снега - которую современный миф называет Снегурочкой. Мороз, согласно леденящей душу логике, - её дедушка. Она его помощница (слуга, рабыня) и всегда постоянно с ним. Вот так «с нежностью» иносказательное народное предание объясняет принесение в жертву идолу живого человека. При этом, о родителях Снегурочки мы вообще ничего не знаем - они вне обряда и не являются хоть сколько-либо значимыми персонажами, поэтому в предании мы не видим даже попытки объяснить их отсутствие.

Итак, представим себе те далёкие языческие времена. Зимой молодую девушку привязывали на морозе и она, конечно же, погибала, становясь сакральным тотемом для своих соплеменников. Но весной, с уходом морозов и повышением температуры, с её телом надо было что-то делать. Жертву идолу нельзя просто закопать или выбросить в реку. Поэтому её торжественно сжигали, отмечая тем самым наступление весны и уход Мороза до следующей зимы.
В традиции восточных славян подобное действо отражено в обрядах сжигания Масленицы, «похорон Костромы» и сжигания Купалы.

история, язычество, Масленица

Previous post Next post
Up