_О принципах и «принципиальности»

Dec 22, 2014 15:06

Лично я к людям, громогласно называющим себя принципиальными, отношусь с определённой степенью настороженности. Во всяком случае до тех пор, пока не узнаю их хорошо. Это связано с тем, что в большинстве случаев такие граждане на деле прикрывают принципиальностью свой воинствующий популизм.

Помню, как в 1990 году на XXVIII съезде КПСС Ельцин выписался из компартии. Когда его выдвинули в состав Центрального комитета, он вышел на трибуну и заявил следующее: я, мол, принял решение и хотел объявить о нём после съезда, но, поскольку меня сегодня выдвинули в состав ЦК, скажу сейчас... Далее достаёт бумажку из кармана и читает заранее заготовленный текст о своём выходе из состава КПСС. В зале ропот, перекрывающий жидкие аплодисменты. Борис Николаевич демонстративно покидает зал…

За этим демаршем последовала повальная тенденция - из компартии побежали все кому не лень. И в первых рядах «новооглашённых» оказались те, кто в своё время отличался жуткой «принципиальностью» по вопросам приверженности генеральной линии ЦК. Самые пламенные ораторы партсобраний развернулись на 180 градусов и с не меньшим пылом принялись агитировать за демократию.

Я в те годы был ещё ребёнком, но вот почему хорошо запомнил этот момент. Мой отец, как и все члены нашей семьи, включая бабушек-дедушек и прабабушек-прадедушек, никогда не был членом никаких партий. Но в его профессиональном окружении и среди его друзей было немало партийных. Членство в КПСС в советские годы давало своего рода зелёный свет для карьерного роста. И, по понятным причинам, многие рассматривали вступление в партию, как необходимый этап приспособления к жизни - так было вернее и надёжнее. Истинно идейных коммунистов в те годы оставалось, наверное, даже меньше, чем сейчас. И вот, когда популярность КПСС стала стремительно обваливаться (а она была распущена уже через год после демарша Ельцина), все держащие нос по ветру поспешили обозначить свой выход. И большинство из окружения моего отца поступило так же.

Помню, как он зашёл ко мне в комнату и спросил: «У тебя есть значок члена КПСС?» А у меня была коллекция всяких значков - в советское время многие увлекались их собирательством. Мы открыли большую жестяную банку из под чёрной икры с надписью «CAVIAR», в которой хранилась моя коллекция (примечательный факт: в Советском Союзе чёрная икра была гораздо доступнее и дешевле красной, что сейчас кажется невероятным). Значка члена КПСС у меня не оказалось. Мы стали искать что-то похожее и нашли памятный значок «XXV съезд КПСС» со Спасской башней, красным знаменем и профилем «вождя народов». Отец приколол его на лацкан пиджака и сказал: «Буду носить пока КПСС не закроют». А мне дал совет: «Никогда не вступай ни в какие партии. Ну, разве что в какую-нибудь партию зелёных... А лучше и в неё не вступай».

принципиальность, Отец, детство

Previous post Next post
Up