_О проблеме отцов и детей

May 16, 2014 13:01


«Вопрошаем отцов, но не легче от стройных речей.

Не собрать и частичный ответ из подержанных фраз.

Их тяжёлая юность прошла вдалеке от вещей

Тех, которые так переполнили доверху нас…»

(Ю. Ю. Шевчук)

Мой отец всю свою жизнь увлекался фотографией. Плёночный «Зенит», заправка отснятой плёнки в темноте на ощупь в бачок для проявки, фотоувеличитель в ванной, красная лампа, проявитель, фиксаж, раскладывание мокрых снимков на простыни, затем их выглаживание и подрезка краёв - всё это часть моего детства и моих детских воспоминаний об отце.

Помню как-то на дне рождения у одного из его приятелей, которому исполнялось сорок, отец произнёс тост, который мне почему-то запомнился. Он сказал: «Когда моей матери исполнялось сорок лет, я делал её портрет и думал: «Надо же, сорок лет! Какая же она у меня уже древняя - как мамонт». И вот сейчас я смотрю на тебя, Володя, и думаю, какой же ты, едрёна вошь, ещё молодой!»


Сейчас у меня подрастают сыновья. Старшему уже девять. Скоро начнётся возраст, когда дети (особенно мальчики) начинают морально взрослеть в своих собственных глазах и у них происходит внутренняя переоценка ценностей. И в этот самый период начинается известная во все времена проблема - проблема отцов и детей…

Недавно мы принимали гостей в квартире и вынесли стол из кухни в гостиную. Туда же отправились стулья. Кухня стала непривычно большой и просторной. Мой старший сразу пригнал туда мяч и стал чеканить об стену. Я, зайдя на кухню за столовыми приборами, отобрал его у него (в смысле, отобрал по футбольному - ногами) и стал удерживать - финтить, прикрывать корпусом, чеканить - а он пытался отнять, но безуспешно.

И вдруг он произнёс фразу: «Блин, пап, где ты так научился играть в футбол!?»

Ё-ка-лэ-мэ-нэ! Как это где? Да там же где и ты - на улице, во дворе, только лет 25 назад. Мама родная, а ведь и вправду - четверть века прошло!

Всё детство я гонял мяч с приятелями после школы. А ещё мы бродили до поздна под «мафон» и жгли костры. Лазили на плиточный завод через бетонный забор, чтобы набрать цветных стеклянных плиточек и заготовок цветного стекла в виде небольших прозрачных камней. Там нас гоняли охранники с собаками… а мы убегали. А потом приходили домой и ничего не рассказывали родителям. А на следующий день гоняли на великах к проходной этого завода и, проносясь мимо, громко орали, дразня вахтёров и собак, которые выскакивали из под ворот и гнались за нами. А мы улепётывали на двух колёсах и получали дозу адреналина. Также, по наущению какого-то парня, ездили куда-то на электричке, долго куда-то шли, лезли через заборы на какую-то фабрику, чтобы добыть селитру. Потом дома разводили её в воде и вымачивали в этом растворе газеты, чтобы затем сделать из них ракеты и бомбочки. В зависимости от конструкции эти штуки либо летали, либо взрывались. А ещё мы лазили по стройкам и подвалам, где находили себе «места», в которых было очень круто собираться, особенно зимой, когда на улице было холодно. Ну и, конечно же, были драки, заговоры, клятвы в верности, предательства, осуждения, бойкоты и дружба «на век», прогулки с девочками и первая любовь. И у меня были классные друзья. Когда мы играли в салки на крышах гаражей, я упал и сломал ногу. И мой друг Лёха на горбу тащил меня два километра до остановки.

Параллельно всему этому я благополучно посещал художественную школу и был отличником, старостой класса и примерным пионером, красовался на доске почёта, посещал спортивные секции и участвовал в издании школьной стенгазеты.

Родители и не подозревали о моей параллельной жизни, хотя отец сам не раз рассказывал, как они, «дети войны», в послевоенные годы развлекались не слабее нашего - ложились на рельсы под проходящий поезд «кто не зассыт», взрывали найденные боеприпасы и всё такое, от чего у меня волосы вставали дыбом и в сравнении с чем наши развлечения по катанию на выброшенном холодильнике с ледяной горки или плаванию на деревянной двери по озеру казались мелкими забавами. И, как ни странно, фотография отца тоже висела в школе на доске почёта. Это фото до сих пор хранится в фотоальбоме у моей мамы.

Вот только мой сын ничего этого не знает. Ну зачем рассказывать ребёнку о всяких дурных вещах, которые ты совершал в его возрасте - сейчас и так хватает проблем, от которых надо ограждать подрастающее поколение. Он так и думает, что я всегда был ответственным, правильным и рассудительным. Всегда занимался нужными, деятельными вещами, никогда не прогуливал занятий, не совершал ничего дурного…

Думаю, надо обязательно дать ему прочитать эту статью.

Previous post Next post
Up