«В ответ на предложение, чтобы российские военнослужащие сейчас приняли участие в операции в Ираке, так и хочется сказать: “Нашли дураков”.»
(В.В. Путин)
Для анализа ситуации, сложившейся на Украине, следует сначала обрисовать итоги предыдущих «политических манёвров», прояснить, так сказать, текущую диспозицию. Начнём издалека…
Америка - первопричина возникшего конфликта. В угоду своим геополитическим интересам США уже более 15 лет активно участвуют во внутриполитической жизни Украины, проводя «своих» президентов, устраивая «цветные» восстания и прочее - не буду подробно останавливаться на этих итак всем известных фактах. Цель США неизменна со времён разгара холодной войны - обложить Россию по периметру своими ракетами и локаторами системы ПРО, для чего Америка планомерно и последовательно втягивает в зону своего влияния окружающие Россию страны. Достаточно того факта, что с момента подписания договора о разоружении и роспуска варшавского блока, количество стран - участниц североатлантического альянса увеличилось с 16 до 28 государств, несмотря на данные тогда клятвенные заверения США о том, что граница НАТО ни на дюйм не приблизится к границам России.
Евросоюз - участник и, фактически, «цепной пёс» США. Но ситуация с Евросоюзом интереснее и сложнее, чем кажется на первый взгляд. Десятилетие назад всё было именно так. Но в последние годы наблюдается серьёзная тенденция формирования локального центра силы в Европе - возвышение Германии. Прежде всего, это возвышение экономическое и, как следствие, политическое. Пройдёт ещё совсем немного времени, и мы вполне сможем стать свидетелями того, что Германия изъявит желание выйти из Евросоюза, став самостоятельной, доминирующей в Европе, экономической и политической силой. Эта меняющаяся система распределения сил является своего рода дестабилизирующим фактором во взаимоотношениях как внутри ЕС, так и между ЕС и США. И если пока она ещё не является явно деструктивной, то, как я уже сказал, в скором времени можно ожидать её усиливающейся роли, в том числе внутри блока НАТО.
Россия - пассивный наблюдатель со времён распада СССР и до недавнего времени. Всё, что предпринималось Россией до известных событий последних месяцев - попытки относительно мягкого политического и экономического влияния на внутриполитическую ситуацию на Украине, зарождающаяся успешность которых планомерно разбивалась о технологию Шарпа и более безапелляционные и резкие действия Запада. Откровенная экономическая и политическая слабость России не позволяли ей иметь сильные внешнеполитические позиции. Ситуация начала меняться с приходом Путина. За годы его правления (я беру все годы его правления, включая отсидку в премьер-министрах) Россия последовательно возвращала себе утерянные рубежи сначала в экономике, а затем во внешней политике. Путин окончательно ликвидировал в 2004 году т.н. «Соглашение о разделе продукции», принятое Ельциным фактически по прямой указке США и предусматривающее разработку российских недр иностранными компаниями в обход уплаты каких-либо отчислений в российскую казну. Тем самым Россия вернула свой экономический суверенитет, возвратив под свою юрисдикцию свои же недра. Это может показаться чудовищной, невероятной нелепицей, но это чистая правда - до 2004 года российские недра юридически не принадлежали России. Борис Николаевич в пьяном угаре под дудку американских советников подмахнул такой договорчик. Путин положил конец этому беспределу. Данное обстоятельство позволило России уже через не полных шесть лет полностью (!) рассчитаться по внешним долгам СССР перед Лондонским клубом кредиторов и усилить свои экономические позиции в мире и в Европе в частности. В 2013 году Россия вышла на пятое место в рейтинге крупнейших экономик мира по версии Всемирного банка. Тогда же началась тяжёлая модернизация российской армии. Этот процесс, в основном, остался за кадрами новостных лент, но уже в 2011 году Россия заняла второе место (после США) в ежегодном рейтинге военного потенциала стран мира GlobalFirePower, не учитывающем ядерные вооружения, и с тех пор прочно удерживает данную позицию.
Украина - в данном случае лишь геополитическое поле битвы, «стратегически важная высота» для всех сторон конфликта, обладание которой дает:
- США - достижение той самой стратегической цели - возможности фактического блокирования стратегической инициативы России в случае глобального ядерного конфликта;
- России - устранение угрозы со стороны США и собственное доминирование в регионе;
- Германии - существенный рынок сбыта и, как следствие, явная возможность серьёзного качественного скачка для перехода к единоличному экономическому и политическому доминированию в Европе.
Вот с такими примерно раскладами Россия, ЕС в лице Германии и США подошли к Украинскому кризису в ноябре 2013 года. К тому же: США - на фоне накатывающейся волны экономического кризиса, Россия - на фоне подготовки к проведению олимпийских игр.
Срыв подписания соглашения Украины с ЕС послужил искрой для начала украинского пожара, который поспешили раздувать американцы с европейцами. Россия выжидала. Олимпиада, как важнейший репутационный внешнеполитический фактор для страны, вязала Путину руки в вопросе активности на «украинском фронте».
Сразу после завершения олимпиады последовали резкие и решительные шаги российского руководства, итог которых всем известен - Крым стал частью России. Три месяца политической активности США и ЕС на майдане с неясным результатом закончились тремя неделями активных действий России с чёткими и необратимыми итогами, к которым ни США, ни ЕС не были готовы.
Фактически то, что упорно отказывалась слышать мировая политическая элита последние годы, было заявлено в полный голос и подкреплено практическими действиями: «Россия отныне и впредь не потерпит пренебрежения своими геополитическими интересами и готова к решительным действиям в их защиту, в том числе силовым!»
Данное заявление не является заблуждением или пустыми «хотелками» со стороны России. Она обладает как политическим, так и экономическим, и главное, военным ресурсом для защиты своих интересов. С этим фактом впредь придётся считаться всем. И если госпоже Меркель вначале показалось, что «Путин потерял связь с реальностью», то вскоре её ждало горькое осознание того, что Путин не только не потерял эту связь, но и вполне успешно меняет современную реальность «под себя».
На сегодняшний день это осознал весь мир...
Теперь Путин, как, безусловно, мудрый политик, даст своим внешнеполитическим визави возможность отступить с достоинством и время смириться с новой реальностью. Поэтому никаких активных (военных) действий на Украине со стороны России предпринято в ближайшем будущем не будет. В Европе и, прежде всего, в США те силы, которые принимают внешнеполитические решения, прекрасно понимают этот жест, поэтому «ответные действия» в виде т.н. санкций носят откровенно беззубый характер и рассчитаны лишь на демонстрацию реакции собственным избирателям, а не на причинение реального ущерба России. Войны с Россией никто из находящихся в здравом уме политиков Запада не хочет. Равно, как и Россия трезво осознаёт, что подобное противостояние не сулит ей ничего хорошего.
Далее последует негласный раздел Украины на сферы влияния. За основу, вероятнее всего, будет взят план Лаврова. Украина станет федерацией или конфедерацией, где каждая область страны будет иметь собственный бюджет и собственное руководство, т.е. экономическую и политическую самостоятельность. Президент в данном случае становится ритуальной фигурой, по большому счёту ничего не решающей. Именно так восток и юго-восток Украины возьмёт ориентацию на Россию, а запад останется за ЕС, по сути, достанется Германии. Если стороны окончательно кулуарно договорятся, то ход процесса будет именно таким.
Единственным фактором, способным смешать планы сторон, является «джинн, выпущенный из бутылки» на Украине - Дмитрий Ярош и его «правый сектор». Если активность этого «кандидата в президенты Украины» начнёт подвергать сомнению решения, принятые без его участия, то, думается, что в случае невозможности заключения Яроша под стражу, никто из сторон не будет против, если его постигнет скоропостижная кончина, обстоятельства которой либо останутся не выясненными, либо будут носить характер внутриполитических разборок в «правом секторе».
Ни о каком членстве Украины в НАТО теперь не может идти и речи, опять же по той простой причине, на которую раньше не было принято обращать внимания, а теперь она является негласным вето - ЭТО ПРОТИВОРЕЧИТ ИНТЕРЕСАМ РОССИИ!
Америка, спасёт лицо, но останется не при разделе Украины, т.к. стратегический интерес США в данном регионе будет исключён из предмета «торгов», как неприемлемый и вызвавший кризис. Вероятно, в течение 2014 последуют попытки Америки взять реванш - разыграть сирийскую карту, но Россия предусмотрительно позаботилась о том, чтобы подготовить в Сирии второй Вьетнам для США. Новенькие
С-300 уже ждут своих заморских гостей пятого поколения на территории этой страны. Также не исключена повышенная активность в центральной и средней Азии. Россия, вероятно, усилит политические сношения с Таджикистаном и Киргизией. Будет остро подниматься вопрос об авиабазе в Манасе…
Вместо эпилога:
«Будь снисходителен к тем, кто ограничивает тебя; ненавидь их гнев;
Вне зависимости от их желания, у великого всегда есть разум отступить.
Спокойно отступи - и даже боги восхитятся.
Отступать с достоинством - что зажигать огонь».
(Дао дэ цзин)