May 07, 2020 15:52
«Лучшее - враг хорошего»
(Вольтер)
С тех пор, как человек внёс грех в сотворённый Богом идеальный мир, в мире не стало абсолютного совершенства. И нет больше ни одной идеальной вещи на Земле. И никакой мнимый идеал не достижим на 100% - ни вечная молодость, ни вечный двигатель. Ускользающее совершенство зримого мира отражено в самой «божественной пропорции» - иррациональном числе, названном золотым сечением, при любой степени точности имеющем лишь приблизительное значение. А потому страстное стремление к созданию идеальных вещей есть признак не ума, но гордыни:
«Стремясь к лучшему, мы часто портим хорошее»
(Шекспир).
То же относится и к вопросам морально-нравственным - никто из смертных не свят с рождения и не может достичь святости, равной Создателю.
«Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу»
(Мф. 18:26-27)
Так и идеальное человеческое общество, без пороков и грехов, созданное самими людьми, есть лишь утопия - ловушка для гордецов.
Мудрый знает ценность смирения, а гордец стремится к идеалу, отрицая греховную природу человека. Стремится тщетно, разрушая и то, что имеет. В эту ловушку заманивают истеричных глупцов, говоря им: «Вот тот чиновник - вор; этот полицейский - взяточник; а в высшей власти коррупция». И сулят им «сыр»: «Сделайте нас властителями, тогда мы искореним воровство, истребим взяточников и обнулим коррупцию - мы дадим вам идеал».
Но где и когда был достигнут этот идеал? В какой эпохе и на каком континенте? Истеричные гордецы не задумываются и не понимают, к чему на самом деле их ведут те, кто пишет простые рецепты достижения мнимого совершенства.
Бдите.
(по мотивам проповеди протоиерея Андрея Ткачёва)
философия,
мировоззрение