_Роль заказчиков в судьбах творческих людей

Jun 20, 2016 13:05



(Письмо Леонардо да Винчи герцогу Милана Людовико Марии Сфорца)

Давеча один из читателей журнала упрекнул меня в том, что… мне даже сложно сформулировать, в чём конкретно, но это был именно упрёк (орфография сохранена):

«Вы лично высокооплачиваемый наемный персонал - домашний архитектор богатой клиентуры. Выгодная дружба. Без их, возможно воровских, денег вы ни творчески, ни кушать будет нечего, ни дом соорудить. Я вам не завидую».

* * *

У меня есть хороший знакомый - тоже архитектор, как и я. У него как-то брала интервью женщина-журналист и задавала довольно глупые пространные вопросы, которые предполагали такие же глупые и пространные ответы, типа:
- Как вы считаете, макет является обязательным при проектировании дома?
- О, да! Безусловно. Ведь макет это объёмно-пространственный образ, воплощённый… (бла-бла-бла)…
Он тогда остановил съёмку и попросил не лить воду, а задавать конкретные вопросы, если таковые имеются. А поболтать ни о чём он может и со своими друзьями.
- Ok - ответила журналист - продолжим…
И первый же «конкретный» вопрос прозвучал так:
- Какова главная цель вашей творческой деятельности?
Короткая пауза. Интервьюируемый встаёт из-за стола и, глядя в камеру, чеканно произносит:
- Главная цель моей творческой деятельности: личное обогащение!
Интервью на этом было закончено.

К чему я веду.
Я не знаю ни одной творческой организации, деятельность которой была бы оформлена юридически и при этом в уставе которой не значилось бы, что основной целью её деятельности является извлечение прибыли. Все мы ходим на работу (творческую или сугубо утилитарную), прежде всего, за тем, чтобы зарабатывать деньги. И художники, архитекторы, модельеры, фотографы и т.п. здесь не представляют собой исключение.

Истинно талантливых людей на самом деле очень много. Гораздо больше, чем может казаться людям, далёким от творческих профессий. И в их творческой судьбе ОГРОМНУЮ роль играет случай в виде заказчика и заказа. Кто хоть раз смотрел конкурсы красоты, наверняка ловил себя на мысли, что, вот, мол, у меня в подъезде / в классе / на курсе института / в деревне и т.д. есть девчонки куда красивее этих конкурсанток, собранных со всей страны.
Знайте: когда вы листаете журналы с «модными интерьерами» и «красивыми домами», там принципиально всё то же самое. Вы видите лишь верхушку айсберга - проекты, которые их авторам удалось реализовать, потому что у них был заказчик и был заказ.

Мы с вами никогда не узнали бы Микеланджело или Леонардо да Винчи, если бы у них не было своих заказчиков - герцогов, правителей, королей,… словом, той «богатой клиентуры» с их «возможно, воровскими» деньгами. Только к ценности творчества означенных авторов происхождение денег их клиентов не имеет никакого отношения. К возможности реализовать свой талант и умение каждый из них шёл собственными путями, порой достаточно витиеватыми и непростыми. Так, тот же Леонардо в своём письме герцогу Милана Людовико Марии Сфорца (которое фактически является собственноручным резюме великого художника) рекламирует себя по двенадцати пунктам своих талантов. На первое место он ставит своё умение быстро возводить лёгкие и прочные мосты, пригодные для ведения боевых действий. Затем пишет о себе, как о гидроинженере; специалисте в артиллерийском деле; литейщике; знатоке создания подземных сооружений (подкопов) бесшумным методом; разработчике боевых машин; архитекторе и т.д. И лишь в последних двух пунктах упоминает, что:

«11. Кроме того, я умею ваять скульптуры из мрамора, бронзы и глины; мне подвластна также и живопись, в каковой труды мои способны выдержать сравнение с творениями любого другого мастера, кто бы он ни был.
12. Сверх того, я готов взяться за работу по отливке бронзовой конной статуи, которая долженствует увековечить блаженную память о Вашем августейшем батюшке и воспеть в потомстве нетленную славу великого рода Сфорца».

Несмотря на столь впечатляющий перечень талантов, историческую славу Леонардо да Винчи приобрёл именно как художник, хотя список его живописных произведений и не столь велик. И в этом значительную роль, также, сыграл случай.

Перенесёмся ближе к нам - в Петербург времён Екатерины II. Её «архитектурным фаворитом» был шотландец английского происхождения Чарльз Камерон, создавший дворцово-парковые ансамбли Царского села, Павловска и другие архитектурные произведения в палладианском стиле, ставшие классикой русской культуры. Безусловно, Камерон был талантливейшим архитектором и в последствии стал одним из ведущих специалистов своей эпохи. Но как он попал к российскому Императорскому двору и получил столь значимые заказы? Дело в том, что, будучи одним из множества талантливых архитекторов XVIII столетия, Камерон являлся однофамильцем знаменитой аристократической семьи, о которой в то время шло множество разговоров в высшем свете Европы - романтичная воительница (реально возглавляла собственные войска в битве при Гленофане) мисс Дженни Камерон была любовницей претендента на английский престол. Слухи о ней и различного рода памфлеты в её честь были широко распространены в Лондоне. Из этих слухов Чарльз Камерон, имевший совсем не знатное происхождение, и почерпнул сведения, которые затем «вливал в уши» Екатерине II якобы о своей знаменитой родне. Спустя годы, когда подлог Камерона вскрылся, он уже был не безродным сыном плотника, а придворным архитектором российского Императорского двора, и ему всё сошло с рук…

Резюмируя, повторю, что вопрос самореализации людей творческих профессий всегда был, есть и будет тесно связан с постоянным поиском материально-технических возможностей, то есть той самой «богатой клиентуры», без которой «ни творчески, ни кушать будет нечего, ни дом соорудить». (с)
Это нормально, совершенно незазорно и абсолютно естественно.

архитектура, работа, мировоззрение, Дизайн

Previous post Next post
Up