_Солнечное детство юного мошенника

Dec 22, 2015 10:01

(предысторя здесь: _На что я пошёл за 400 долларов в неделю)
(...и здесь: _Как меня вербовал отпетый мошенник)



(Кадр из фильма "Отпетые мошенники", Orion Pictures, 1988)

Я назвал Игоря «Отпетым мошенником» потому, что он на самом деле является таковым. И это не художественное преувеличение, не фигура речи и не эмоциональная оценка, связанная с тем, как он хитрил и «обрабатывал» меня на переговорах. За полтора года совместной работы, начиная с первого вечера нашего знакомства, я услышал от него множество невероятных историй, первая реакция на которые была: «Во брешет парень!» Но в течение периода нашего знакомства мне, то тут, то там, постепенно открывались факты, прямо или косвенно подтверждающие ранее услышанное. Так я познакомился с некоторыми из людей, о которых он рассказывал; увидел фотографии, документы и иные предметы, связанные с описанными случаями; услышал рассказы сторонних очевидцев; а также стал свидетелем некоторых событий, доказывающих существование интересных связей, о которых он упоминал.

Определение «отпетый мошенник» я употребляю по отношению к нему и ещё по одной причине. Была такая гениальная американская комедия 1988 года: «Отпетые мошенники». Фильм даже номинировался на Золотой глобус. Это история двух аферистов, решивших провернуть общее дело. Один из них профессионал, работающий по крупному на французской ривьере, а второй любитель-бродяга, сшибающий по мелочи. Несмотря на то, что оба они по сюжету совершают преступления, тем не менее, зритель испытывает к ним глубокую симпатию и даже болеет за героев.
Пузнянский был именно из таких. Он был очень добродушным и обаятельным в общении и имел талант располагать к себе людей. Но аферизм и мошенничество являлись просто составными элементами крови этого человека. Как Остап Бендер не мог жить по закону, потому что знал «400 сравнительно честных способов отъёма денег у населения», так и Игорь Пузнянский просто не мог зарабатывать деньги честным путём, потому что его глаза везде видели куда более простые и относительно честные способы. И вот, он рассказывает тебе о своих прежних афёрах, а ты с интересом слушаешь и неосознанно переживаешь за него, как за героев «Отпетых мошенников» или «Двенадцати стульев». При этом ловишь себя на мысли, что, если всё это правда, то рано или поздно настанет время, когда этот человек кинет и тебя. И тот факт, что сегодня он тебе всё так откровенно рассказывает, вовсе не значит, что он тебе доверился. Просто идёт какая-то более крупная игра, цель которой ты не осознаёшь, но чувствуешь, что надо держать ухо востро. Мне было с ним интересно и, думаю, он это понимал. Где он врал, где говорил правду, а где замешивал одно с другим - различить было невозможно. Но если и врал, то делал это талантливо. Так, что по этим сюжетам можно снять с десяток фильмов…

Из этих разрозненных историй, как из кусочков яркой мозаики, сегодня я могу сложить некий паззл - автобиографическую историю жизни Игоря Пузнянского с момента его рождения до момента внезапного исчезновения этого человека из моей жизни.

Сам себя он иронично называл «профессиональным дилетантом». У него не было профильного образования и каждые два года жизни он кардинально менял сферу своей деятельности. Потому что… ему становилось скучно. Но начнём с самого начала.

Родился и вырос Игорёк в одном из курортных портовых городов Крыма, в семье профессионального военного, капитана военно-морского флота СССР. Уже с детства природная способность находить лёгкие и относительно честные способы заработка привела мальчика Игоря в дурную, но весёлую компанию, которой как раз был нужен такой вот отвязный паренёк, не лишённый актёрского таланта. В курортный сезон всесоюзная здравница наполнялась толпами отдыхающих со всей страны, которых весёлые друзья Игоря иронично называли лохами. И когда занятия в школе заканчивались и наступали летние каникулы, друзья брали Игоря с собой на «рыбалку».

Трусы, панама, майка, удочка через плечо - и вот босоногий десятилетний мальчик топает по урезу прибоя, перешагивая через полотенца отдыхающих на пляже, где яблоку негде упасть. Приезжие греют тела на южном солнышке. Семьи с детьми, влюблённые пары, компании молодых людей - все приехали на долгожданный отдых. Кто-то играет в мяч, кто-то читает бульварный роман с бумажкой на носу, вот компания разложила поляну из фруктов и овощей на полотенце, кто-то режется в шахматы с соседом по санаторию, а иные… в картишки. Как вон те два пузатых мужичка. Похоже, они одни, без жён и детей. Лежат на упитанных боках, попивают пивко и забивают пулю. Вот мимо них случайно и проляжет маршрут Игорька…
- Ой, дяденьки, а вы во что играете?
- В преферанс, хлопчик.
- Так в преферанс же на троих надо, а вас двое…
- А мы в гусарский.
- А можно я с вами? Я умею в преферанс.
- Иди-иди, малец. У нас серьёзная игра, на деньги. Видишь, по 50 копеек.
И тут мальчик закидывает блесну:
- А у меня есть деньги, вот - и достаёт из трусов сложенную бумажку - три рубля!
В этот момент у пузатых дяденек срабатывает инстинкт лоха. Они переглядываются и, вскидывая брови, как бы беззвучно спрашивают друг друга: «Ну что, заберём у младенца конфетку?» И тут же синхронно кивают сами себе: «Заберём, раз сам просит».
- Ну давай. А мама тебя не заругает?
- Нет. Это мои деньги. Мне отец за отличное окончание школьного года подарил.
- А, ну тогда без вопросов, садись…

Одна партия, вторая, третья… Мальчик всё проигрывает и проигрывает. К тому моменту, как довольные дяденьки разменивают ему уже третий рубль, у ребёнка по щекам начинают течь слёзы. Он всё чаще всхлипывает и трёт опухшие веки своими ручонками, но продолжает делать ставки в надежде отыграться. У дяденек двоякие эмоции. С одной стороны они прекрасно знали на что шли, с другой совсем не рассчитывали, что малец закатит истерику и вроде уже сами не очень то рады, но стараются не подавать виду. А до истерики уже совсем недалеко…
И тут на пляже появляется какой-то забулдыга в тельняшке с авоськой. Явно местный. Идёт, собирает пустые бутылки. Проходя мимо играющих, он случайно слышит всхлипывание и оборачивается на плачущего мальчика:
- Игорюнь, ты чтоль? Ты чо тут делаешь?
- Ой, дядь Жень, здрасте - вытирает слезу мальчик - Я в карты играю…
- А чего плачешь? - спрашивает он и, обращаясь к двум пузатикам, добавляет - Здрасте.
- Здрасте - синхронно отвечают растерянные мужички.
- Два рубля-я-я-я проигра-а-а-ал - начинает в голос реветь Игорёк - мне их бабушка дала, чтоб я на рынок сходи-и-и-ил.
- Да вы чё, мужики, мальца на деньги выставляете что ли? Да вы чё, а!?

Тут дяденьки впадают в состояние лёгкого транса от понимания того, как вся ситуация выглядит со стороны. Им, конечно, совсем не хочется, чтобы дело переросло в публичный скандал; чтобы собралась толпа; чтобы их забрали в милицию; а потом написали письма на работу; и чтобы все коллеги по родному НИИ узнали на общем собрании института, что уважаемые Михал Иваныч и Сегрей Петрович, будучи на отдыхе в Крыму по льготным профсоюзным путевкам, вовлекли в азартную игру местного несовершеннолетнего ребёнка, у которого при себе случайно оказалось три рубля.
Они начинают неловко оправдываться:
- Да он сам к нам подсел, сказал, что деньги ему отец подарил.
- Чего? - продолжает забулдыга - Какой отец? У него отец вот такой же турист, как вы, то ли из Ленинграда, то ли из Владивостока. Мать с бабкой их двоих с сестрёнкой еле-еле тянут. Вы чё, не стыдно вам, мужики!?
И не давая пузатикам опомниться добавляет:
- А ну, давай я с вами сыграю. Игорюнь, подержи-ка бутылки. Сколько у тебя денег осталось?
- Рубль - хлюпает носом Игорёк.
- Давай сюда. Вот у меня ещё рубь двадцать есть. А ну, давай-давай, туристы, ставьте, чего у вас там. А то, ишь ты, пацана малого грабить…

Поскольку пузатики люди интеллигентной натуры, они понимают, что лучше им разок сыграть с забулдыгой. Они даже морально готовы проиграть ему всё, что выиграли у мальчика. И даже чуть больше того. Лишь бы эта история не получила огласку. Пока они ещё даже не подозревают, что скоро один из них побежит в номер и принесёт ещё денег. А уж забулдыга (он же, по совместительству, профессиональный карточный катала), всё это у них «по честному» выиграет, да ещё в конце отпустит с нравоучительными наставлениями, чтоб, мол, «совесть имели и детей не обижали впредь». 
Игорёк получит назад свою трёшку и ещё синенькую сверху. А завтра возьмёт удочку, наденет панаму и пойдёт гулять босиком по урезу прибоя с купюрой в трусах, высматривая своим юным, но уже вполне профессиональным взглядом новых приезжих лохов из Ленинграда, Владивостока и других городов необъятного Советского Союза, на которых ему заранее укажет «дядя Женя».

Это был лишь один из множества вариантов разводки. Какой именно применять в конкретном случае - со слезами или без - дядя Женя сообщал предварительно. Иногда они вовсе делали вид, что незнакомы, а когда забулдыга подсаживался играть, мальчику вдруг начинала идти карта и он уносил весь банк. Ну, как уносил - до ближайшего угла, где и передавал всё старшим товарищам. Забулдыга же сокрушался перед лохами, что проиграл последнее...

Шли годы, Игорь рос, и вместе с ним росла степень его участия в различных способах и видах «сезонной рыбалки». Однажды в холле курортной гостиницы, «куда он зашёл совершенно случайно», его вместе с другими местными, «которых он не знал» и которые «также оказались там случайно» приняли сотрудники МВД. Нашему герою было уже 18 и ему светило пойти по уголовке. Пока суть да дело, отец Игоря быстро подсуетился, договорился со следователем и, подняв старые связи, отправил отпрыска подальше из солнечного Крыма - в Мурманск, в армию, служить на подводной лодке, на три года.
Так Игорь стал настоящим моряком и даже сходил в кругосветку, что, впрочем, не отбило у него страсть к лёгкой жизни, а только насытило его окружение верными друзьями-сослуживцами - молодыми, дерзкими ребятами, которые тоже были не прочь подёргать судьбу за усы.

(продолжение следует…)

Мемуары

Previous post Next post
Up