_Парадокс Кижей

Dec 14, 2015 14:36



В своё время в архитектурной среде встал вопрос реконструкции знаменитой Преображенской церкви на острове Кижи (в 2014 году этому деревянному храму исполнилось уже 300 лет). Серьёзная реставрация была выполнена в 50-е годы XX века. Однако уже к 80-м годам здание вновь было признано аварийным. Точечное вмешательство уже не спасало постройку - полной замены требовала практически вся конструкция.
Мне довелось быть знакомым со знаменитым советским и российским реставратором - Недовичем Николаем Дмитриевичем (он был деканом нашего архитектурного факультета в Академии). В своё время (в начале 80-х) Недович стал одним из авторов концепции сохранения церкви в Кижах, предложив соорудить металлический каркас внутри храма, на котором и держалась вся постройка последние 35 лет. Так почему нельзя было просто разобрать сооружение и возвести заново (?), спросите вы.

Есть такой, известный ещё с античности, философский парадокс. Он называется «Корабль Тесея». И формулируется он так: «Если все составные части исходного объекта были заменены, остаётся ли объект тем же объектом?»
Согласно греческому мифу, корабль легендарного Тесея ещё долгое время после его смерти хранился в Афинах, и на нём совершалось ежегодное паломничество в Делос. Судно перманентно ремонтировалось, постепенно старые доски и элементы каркаса заменялись на новые, пока в среде античных философов не возник спор, остался ли корабль Тесея, тем самым легендарным кораблём, или это уже новый объект. И если из старых досок построить второй корабль, то который из них будет считаться подлинным? Различные философские школы предлагали ответы прямо противоположные друг другу. Однако ещё в те далёкие времена наиболее убедительным был признан ответ философской школы Аристотеля, сформулировавшей следующие описания причин объекта: форма, материал и суть вещи. При этом «сути вещи» Аристотель придавал самое большое значение. Если корабль в течение всего времени оставался кораблём и сохранял свою форму, значит, его суть не поменялась, а лишь был заменён сносившийся материал. Следовательно, это тот самый корабль легендарного Тесея.

Согласно этой признанной философской концепции, снос церкви в Кижах с последующим воссозданием её точной копии, означал бы утрату древнего памятника, входящего в список ЮНЕСКО, и появление новодела, поскольку на какое-то время храм полностью перестал бы существовать. Такое, скажем, произошло с гостиницей Москва на Манежной площади - это вновь отстроенное здание больше не является архитектурным памятником (о реальных причинах его сноса я обязательно расскажу в отдельной статье - они очень интересны, и мало кто знает правду о них). Так парадокс корабля Тесея в 80-е годы XX века превратился в парадокс Кижей, решение которого требовало глубинного философского осмысления в реставрационной науке. И через три десятилетия решение его было найдено не без помощи идей команды Недовича.

Сегодня реконструкция Преображенской церкви в Кижах идёт полным ходом, и эта реконструкция стала новым международным брендом Кижей, а сам Преображенский храм стали называть «летающей церковью».

Взятый за основу силовой металлический каркас усилили дополнительными конструкциями, и при помощи более сотни домкратов 600-тонная постройка была приподнята над землёй. Начиная с нижних венцов и далее вверх идёт замена всех ветхих брёвен, форма и размеры которых точно копируются реставраторами. При этом сам храм (его форма и силуэт) по прежнему существует и будет существовать вплоть до полного завершения работ, непрерывно оставаясь, согласно Аристотелю, «тем самым кораблём», ни на мгновение не изменяющим своей сути.



Кижи, история, Архитектура

Previous post Next post
Up