_Бой Ильи Муромца с жидовином или _Откуда есть пошли голливудские приёмы

Jun 17, 2015 22:47



Берём любой голливудский боевик / экшн / фентези. Там есть классическая сцена: главный герой бьётся с главным злодеем. Бьются они бьются, бьются-бьются и вот злодей почти побеждает - приставляет дуло к виску героя / нож к горлу / накидывает аркан… в общем герой повержен, злодей на высоте. И тут злодею бы взять и добить героя, но (!) вместо этого он заводит пятиминутный монолог на тему: «Сейчас я буду тебя жестоко убивать, но перед этим расскажу историю всей своей / твоей / нашей с тобой… жизни».
И в этот момент мы все уже заранее понимаем, что будет дальше. Пока злодей будет распинаться, теша своё самолюбие, герой незаметно отстегнёт наручники / достанет нож из сапога / вытащит пулю из задницы и ягодицами перезарядит пистолет… Ну а в тот момент, когда монолог злодея уже достигнет своего апогея, герой внезапно одним резким взмахом / броском / прыжком / плевком… уничтожит / разрубит пополам / проткнёт насквозь / взорвёт… своего врага. При этом, сам герой не такой дурак, чтобы по пол часа распинаться, он действует молниеносно!

Это классический сюжетный ход. Все мы давно о нём знаем, однако присущий ему драматизм, раз за разом заставляет сценаристов его использовать, потому что ничего лучше они придумать так и не смогли. А кто же автор такого сюжетного хода? Кто его придумал?

Всё гениальное придумано в России / СССР / на Руси! Точно вам говорю. Вот читаю я тут древнерусскую былину «Бой Ильи Муромца с жидовином» (иудейским богатырём). И что узнаю:

В начале, как и положено, «бьются они бьются» на равных:

Съехался Илья с нахвальщиком
Впервые палками ударились;
У палок цевья отломалися
Друг дружку не ранили;
Саблями вострыми ударились,
Востры сабли приломалися,
Друг дружку не ранили;
Вострыми копьями кололися,
Друг дружку не ранили;
Бились, дрались рукопашным боем,
Бились, дрались день до вечера,
С вечера бьются до полуночи,
С полуночи бьются до бела света…

И вот злодей одерживает верх:

Махнёт Илейко ручкой правою,
Поскользит у Илейки ножка левая;
Пал Илья на сыру землю:
Сел нахвальщик на белы груди,
Вынимал чинжалище булатное,
Хочет вспороть груди белые,
Хочет закрыть очи ясные,
По-плеч отсечь буйну голову…

Ну, всё, казалось бы - край пришёл Илье Муромцу. Да и сам Илья уж поверил в это, говоря такие слова:

«Да не ладно у Святых Отцов написано,
Неладно у Апостолов удумано:
Написано было у Святых Отцов,
Удумано было у Апостолов:
Не бывать Илье в чистом поле убитому;
А теперь Илья под богатырём!»…

Но, тут жидовин решает «включить классику» и понеслось:

Ещё стал нахвальщина наговаривать:
«Старый ты старик, старый матёрый!
Зачем ты ездишь на чисто поле?
Будто не кем тебе, старику, заменитися?
Ты поставил бы себе келейку
При той пути, при дороженьке;
Сбирал бы ты, старик, во келейку;
Тут бы ты, старик, сыт-питанен был»…

Тут, как водится, пока злодей болтал попусту, «Лёжучи у Ильи втрое силы прибыло» и он ка-а-ак...

Махнёт нахвальщину в белы груди,
Вышибал выше дерева жарувого, -
Пал нахвальщина на сыру землю;
В сыру землю ушёл до-пояс.
Вскочил Илья на резвы ноги,
Сел нахвальщине на белы груди...

Дальше мне формулировка очень нравится. Гениально, я считаю:

Недосуг Илюхе много спрашивать,
Скоро вспорол груди белые,
Скоро затьмил очи ясные,
По-плеч тсёк буйну голову,
Воткнул на копьё булатное,
Повёз на заставу богатырскую.

Вот так-то! А вы говорите: «Голливуд-Голливуд».

Русь, история, Илья Муромец, юмор, голливуд

Previous post Next post
Up