На пути к PPL. Теоретическая часть.

Oct 19, 2015 17:59

Так уж повелось, что у нас в стране обучение на пилота-любителя - пока еще не совсем проторенная тропа, и часто такое случается, что люди, узнав, что я в данный момент учусь быть частным пилотом, время от времени пишут мне или просто лично задают вопросы характера "где", "почем" и "как". На самом деле, хоть и информации по данной теме, дающей ответы на вопросы характера "где", "почем" и "как" достаточно, найти ее с ходу не так уж просто, особенно, если не знать, где искать. Каждый раз, пытаясь дать людям максимально исчерпывающие ответы на различные вопросы, ловлю себя на мысли, что ответы получаются объемом на небольшой пост в ЖЖ. Собственно, почему бы тогда и не держать всегда под рукой готовый ответ на все вопросы..? :)
Поэтому, как можно догадаться из названия, данный пост представляет собой краткий очерк на тему теоретического обучения частных пилотов. Постараюсь кратко, по сути и максимально исчерпывающе при этом.



Так вот, дорогой мой читатель, зашедший ли сюда случайно или по моей прямой ссылке, хочу я рассказать в этом посте о такой важной части программы обучения на пилота-любителя как теория. В общем-то вся программа обучения делится на две части: теоретическая (270 часов) и практическая (42 часа). Ну тут несложно догадаться, что теория проходит в АУЦ (авиационный учебный центр), в учебном классе за партой, а практика в самолете за штурвалом. В моем случае теоретическая часть была организована по программе "Центра подготовки и сертификации авиационного персонала" (ФГАОУ ДО ЦПСАП) силами преподавателей этого же учебного центра, а практическая часть обучения на аэродроме "Мочище" (Новосибирская область) под эгидой того же самого ЦПСАПа.

Итак, 270 часов теории, все они распределены на изучение 16 дисциплин, а именно:
1) Воздушное законодательство
2) Безопасность полетов
3) Авиационная безопасность
4) Практическая аэродинамика
5) Воздушная навигация
6) Конструкция воздушного судна
7) Конструкция силовой установки и ее летная эксплуатация
8) Приборное оборудование и его летная эксплуатация
9) Электрооборудование и его летная эксплуатация
10) Радиооборудование и его летная эксплуатация
11) Техническая эксплуатация авиационной техники
12) Руководство по летной эксплуатации (РЛЭ)
13) Авиационная медицина
14) Аварийно-спасательная подготовка
15) Правила ведения связи
16) Авиационная метеорология

Беглое гугление показало, что в различных АУЦ количество учебных часов и набор дисциплин или их названия могут немного различаться. Представленная выше схема "270/16" справедлива конкретно для программы подготовки ЦПСАП для частных пилотов. К примеру, широко известный учебный центр "ЧелАвиа" проводит теоретическую подготовку в объеме 306 часов, разделенных на 9 дисциплин. Но это вовсе не значит, что где-то учат лучше, где-то хуже. В любом случае, ко всем учебным программам всех учебных центров предъявляются единые требования по подготовке авиационного персонала (ознакомиться с ними можно, открыв ФАП-147).

Если коротко, то суть некоторых дисциплин такова:
[1] отведена для изучения различных нормативных актов (ВК РФ, различные ФАПы).
[2] и [3] похожи по названию но совершенно различны по сути. [2] - все что связано с темой минимизации и контроля факторов риска в авиационной деятельности (ошибки авиационного персонала при производстве полетов и пр.), [3] - все, что связано с борьбой с несанкцианированным вмешательством в деятельность авиации.
[4] - тут все, что связано с физическим обоснованием летучести и нелетучести, устойчивости и неустойчивости, управляемости и неуправляемости воздушных судов.
[5] - все, что связано с самолетовождением, штурманской подготовкой полетов, компасами, картами, ветрами, углами и пр.
В [6]-[11] раскрываются общие принципы, но основной упор идет на изучаемое ВС (т.е. то, на котором летать практику), будь то хоть Аэропракт (как в моем случае), хоть Cessna, хоть Як, хоть Tecnam... Кстати, тут хорошим подспорьем будет знание и понимание принципов работы систем автомобиля, поскольку во многих легких ВС установлены бензиновые поршневые силовые установки.
[12] - изучение РЛЭ во всех подробностях (мое мнение: если где-то есть вдруг пробелы в знаниях по другим дисциплинам, то доскональное знание РЛЭ - как последний шанс застраховать себя от возможных фатальных ошибок).
[13] и [14] - довольно небольшие по объему и продолжительности, суть, думаю, ясна из названия.
[15] - ФАП-362, вот ни убавить, ни прибавить.
[16] пожалуй, важна не менее, чем [4]. Без понимания метеорологии хотя бы на базовом понятийном уровне в авиации, ну мягко говоря, тяжко. Тут, как и с аэродинамикой, нужно весь предлагаемый объем информации понять и прочувствовать.

При ответственном подходе осилить все это можно в составе учебной группы за 5-6 месяцев, занимаясь по нескольку часов в день по 5-6 дней в неделю. В таком ритме обучение вполне реально совмещать с какой-либо иной деятельностью (работа, другая учеба), но большей частью свободного времени придется пожертвовать. Думаю, говорить о том, что теория дастся тяжело, если подходить к процессу без особого стремления и энтузиазма, смысла нет, поскольку в таком случае даже и начинать ничего не стоит. Теория - местами тяжело, местами может показаться даже нудновато, например, когда понимание каких-либо отдельных вещей или целых дисциплин идет тяжело, а понимать НЕОБХОДИМО. Но без успешного усвоения теоретического курса получение практических навыков и не представляется возможным. Как говорится, практика без теории слепа, теория без практики мертва.

Горячо рекомендуемые мной источники информации интересующимся для большего раскрытия сути:
1) ФАП-147 "Требования к членам экипажей воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полётов (полётным диспетчерам) гражданской авиации" (особое внимание: раздел 2 и 3).
2) "Основы аэродинамики" Кокуниной Л.Х. В книге очень доступно изложены все самые основные моменты, очень подходит для знакомства с предметом аэродинамики "с нуля". Нас учили именно по ней.
3) "Самолетовождение", Черный М. А., Кораблин В. И. Это на тему воздушной навигации.

Ссылки:
1) ЦПСАП.рф - сайт Центра подготовки и сертификации авиационного персонала (Новосибирск)
2) аэромочище.рф - сайт аэродрома "Мочище" (Новосибирская область)

Другие мои посты на тему PPL:
На пути к PPL. Начало. - введение.
Есть на Руси такая околоавиациоонная забава - ВЛЭК проходить... - на тему ВЛЭК.

ppl, учеба, авиация

Previous post Next post
Up