В очередных размышлениях по поводу своего 27-ми летия, которое раньше ассоциировалось у меня со старостью, попыталась сформулировать, как я понимаю тот этап жизни, в который нехотя вползаю.
Задача 30-ти лет, насколько я ее понимаю, - это выбирать. Даже не выбирать, - ВЫБРАТЬ. Духовную практику, мировоззрение, занятие/профессию, любимого человека, друзей, место жизни и т.п. Если в 20 (как правило) лет человек всё пробует, перебирает и, если и выбирает что-то, то неосознанно, инстинктивно, под давлением обстоятельств, мнения окружения, под влиянием просмотренных фильмов и книжек, в головае его каша и бардак, - то к 30 годам человек уже должен - в соответствии с естественными ритмами развития и взросления - структурировать более-менее этот хаос в своей голове и сделать выбор - конкретный выбор во всех важных для себя сферах жизни.
Как я вижу, самые частые проблемы выбора обусловлены следующими основными косяками (чуть менее чем все из которых замечаю за собой):
- попытка найти идеальное, объективно совершенное, образчик из палаты мер и весов - идея нарциссическая в своей основе, связанная с потребностью найти некое идеальное отражение себя - но не себя, не правду для себя, не путь для себя - и это то, что приводит к ощущению пустоты и бессмысленности при прекрасном внешнем антураже (если его удалось таки заполучить);
- попытка найти нечто идеально подходящее, абсолютно дополняющее и завершающее, аки деталь детского паззла; желательно, чтобы это было прописано на небесах и чтобы об этом объявил кто-то авторитетный - инфантилизм и попытка эксплуатации мироздания как материнской груди - мешает сосредотачивать свои усилия на том, что реально можно изменить и сделать самому - в итоге получается существование, в котором эйфория от иллюзий чередуется отчаянием от прозрения, и снова эйфорией от еще более мощных иллюзий, которые нужны теперь как анестезия от столкновения с реальностью;
- попытка угнаться за семью зайцами, которая часто рационализируется (т.е. наспех объясняется псевдо-рационально) как офигенная широта натуры и богатство ума/чувств/воображения, а по сути представляет из себя побег от выбора и, как следствие, от самого себя, откуда следует то обстоятельство, что широта и щедрость натуры, если таковые и имелись, быстро растрачиваются на всякую ерунду, прожигание времени и занятия, нисколько не способствующие развитию, в итоге изрядно деградировавший и помятый жизнью чел продолжает талдычить о широте своего мировосприятия, но никто ему уже не верит и не слушает, и правильно делает. Любое занятие требует преданности и самоотдачи, требует выбора, а такой человек его не делает, поэтому и не развивается ни в чём.
- попытка найти нечто, что будет заставлять нас меняться, не принимая нас и ненавидя нас так, как мы сами себя ненавидим - то есть некую садистичную систему, которая бы легитимизировала наши непомерные требования к себе, в которой наше непонимание своих потребностей и отсутствие любви к себе было бы основной и пропускным билетом в эту систему - что дало бы ощущение своей избранности, возвысило бы над окружающими - жалкими животными, кто не способен так преодолевать себя, так трудиться над собой, дорабатывая себя напильником в поте лица, так УБИТЬ свое эго и парить на высоте птичьего полета в потоках чистоты и совершенства, периодически высирая на головы прохожим свое авторитетное мнение о них и их жизни и благородное предложение помощи и наставничества; иначе говоря, это попытка отыграть вовне разыгравшийся внутри личности садо-мазо конфликт между суровым супер-эго и забитым в угол эго, подвергнутым унижению и отвержению, и ищущим способа пережить чувство принятия и ощущение собственного достоинства через идентификацию с садистическими идеями и ценностями, навязанными ему некогда извне. Таким образом люди находят и чрезмерно суровую духовную (или любую, связанную с самосовершенствованием) практику, и жестокого неэмпатичного партнера, и изматывающую работу с самодуром-начальником. Это выбор, но выбор бессознательный, и это то, что необходимо прожить не снаружи, в реальной жизни (это может повторяться бесконечно и ни к чему не приводить, а только калечить), а переработать внутри себя (в чем может помочь психотерапевт, например).
Важно понимать, мне кажется, что, когда мы делаем правильный выбор, - то, что мы выбираем, тоже выбирает нас. Мы не должны это заслужить и это не должно заслужить нас - мы просто дорастаем друг до друга. Правильный выбор всегда взаимен и никогда не идеален.
Сделав правильный выбор, мы растем и развиваемся, мы становимся умнее, способнее, щедрее, тоньше, мудрее, сильнее; растут и утончаются наши потребности и растет наша способность их удовлетворять самостоятельно, - т.е. наш выбор должен делать нас все более зрелыми и реализованными. Если выбор требует от нас мучительных жертв - это неправильный выбор. Правильный - это тот, который мы принимаем как дар и отдаем в ответ - в дар - самое лучшее, что в нас есть - становясь в результате еще лучше. Мы можем отдать в дар нашу свободу - и стать еще более свободными. Мы можем вложить наше время, деньги и силы во что-то с полной самоотдачей - и получить еще больше сил и возможностей. Мы можем подарить любовь - и наполниться любовью еще больше. Чем больше мы отдаем - тем больше мы получаем - известная истина. И правильный выбор - это тот, при котором мы можем отдать столько, сколько можем прямо сейчас - в дар. Правильный выбор - это правильные условия и обстоятельства для той самоотдачи, на которую мы сейчас способны. Нужна большая скромность, чтобы понимать, на что мы способны… И можем быть счастливы, только если выкладываемся по максимуму, делая самый смелый - и самый скромный - выбор.
Вероятно, лишь научившись выбирать, мы можем подойти к следующему этапу жизни, в котором мы начинаем собирать камни, которые разбросали, и строить из них подлинную индивидуальность в глубокой взаимосвязи со всем живущим (это я еще слишком абстрактно понимаю задачу 40-летия😜).