О «Чудо-женщине»

Aug 17, 2018 19:25



По наводке от bigstonedragon.

Взято у leiba_gagarin в Размышление о "Чудо-Женщине": Христианская мораль в обёртке "античной супергероики".
Сегодня мы вновь поговорим о кино, но отвлечёмся от киноклассики и обратим свой взор на недавние фильмы (изначально мне этого делать не очень хотелось). Речь пойдёт об фильме 2017-го года "Чудо-Женщина". Этот фильм являлся вторым сольником в "расширенной вселенной DC", и во многом пиарелся как первый сольный фильм супергероя женского пола (которая впринципе была первой женщиной ставшим супергероем). Надо заметить что это после провала "Бэтмена против Супермена" фильм неплохо себя показал по уровню кассовых сборов. Однако я хотел бы не заострять внимания на феминисткой фразеологии как способе пиарить фильмы, а на другом аспекте. В наши дни чтобы "низкие" фильмы не выглядели "пустышкой", в них вбивают "месседж". И фильм "Чудо-Женщина" героиня заканчивает монологом где и озвучен "месседж". И он соответствует христианским взглядам. При этом сама предыстория сама легенда соответствует христианской мифологии. Нет понятно что сама предпосылка появления чудо-женщины как персонажа, её рождение и становления выглядят как издевательство над античной мифологией, и в результате чего требовалось переработка известного материала и создания нового. Но конечный результат также получился близок к христианской легенде о сотворении мира. Но обо всём по порядку. И да - тут обязательно будут спойлеры.

1) Начнём с того что сама легенда о появлении амазонок (которая Ипполита рассказывает Диане) во многом похожа на историю о мятежа Люцифера. Зевс создаёт людей которых наделяет умом, силой и страстью (любителям античности, к каковым отношусь и я - да, Гесиод описывал иную версию, и я понимаю вашу боль, но советую смериться с этим). Однако Арес счёл людей ошибкой, но остальные боги придерживались иного мнения. Раздражённый этим, он спускается к людям и провоцирует у них желание воевать. Боги пытаются его остановить, но погибают, однако амазонкам удаётся остановить Бога Войны. И если честно... то нельзя отделаться от мысли что это ты уже слышал. Версия, что появление демонов связано с тем, что ангелы возненавидели людей появляется у евреев в первые века нашей эры. Согласно народным преданиям ангел Самаэль завидовал Адаму, которого Господь объявил высшим своим творениям. В отместку Самэль начал всячески вредить человечеству. Этот мотив позднее вновь всплыл в поп-культуре (например в пресловутом сериале "Сверхъестественное"). Разница в том, что Аресу удалось избавиться от олимпийских богов, но это явный повод повысить ставки в конфликте.

2) Когда нам наконец-то раскрывают кто на самом деле является Аресом, то нам дают возможность выслушать его оправдания и обличение - и его аргументация и риторика... и даже методы соответствуют образу Сатаны. Долгое время нам как-бы показывают что Аресом является генералом Людендорф, который представляется этаким "Потрошиллингом" - маньяком помешанным на войне, которую видит как проявление высших человеческих достоинств. И это больше похоже на античного Ареса, который является воплощением кровавой войны, а также повелителем гибели и разрушения. Однако когда нам показывают "настоящего" Ареса, то он больше похож на христианского дьявола. Он не жаждет войны, но хочет показать "правду". Он считает людей злобными и порочными, и поэтому они заслуживают самоуничтожения. Важно и то, что он не управляет никем напрямую. Он подсказывает определённые идеи (например формулу ядовитого газа), а затем даёт возможность людям самим довести ситуации до бойни. Он не считает себя виноватым, виноваты те, кто к нему прислушался. Всё это очень близко к образу дьявола. Падший Ангел толкает ко злу, но ситуация всегда выстроена таким образом, что у него есть возможность сказать - "А здесь причём". А изображение Сатаны в образе сурового судьи имеет корни в романтической литературе.

3) Может быть это притянуто за уши, но мне кажется что самопожертвование Стива Тревора похоже на распятие Христа. Пожертвовав жизнью, он не только останавливает бомбардировку, но и возвращает Диане веру в человечество, помогая ей тем самым победить Ареса. Хотя куда вероятнее что они просто украли этот момент из "Капитана Америки".

4) И наконец - "месседж". В конце фильма Диана прямо говорит о том что в сердце каждого человека есть и тьма, и свет, и что человек делает выбор между ними. Что противоречит представлением эллинов. Они считали что жизнь любого существа предопределена, и выбор иллюзорен - куда бы человек не пошёл, судьба настигнет его. Также жизнь человека находиться во власти всяческих страстей. А вот идея выбора в некотором роде использовалась христианством. Вопрос о свободе воли является неоднозначным в христианской философии, и ответ на него разниться от деноминации к деноминации, от автора к автору. Ранние христиане скорее всего придерживались мнения что выбор человека ограничен Божьим Замыслом, но вот у католиков эта концепция приобретает иной смысл. Человек создан по "образу и подобию" Господа и наделён душой. Соответственно он обладает свободой выбора между добром и злом, и в этом выборе он способен на приближение к Творцу. В итоге Чудо-Женщинаделает дя себя вполне себе христианские выводы.

Сложно сказать осознанно или не осознанно создатели фильма сделали то что сделали. МОжет быть это было обусловлено тем, что наша культура пропитана христианством, или тем что наши представления о мире базируются на христианстве. Но получилось то что получилось.

кино, религия, репост

Previous post Next post
Up