При фотографировании в походе, особенно в лесу, сплошь и рядом оказывается, что динамический диапазон сцены слишком широк, и небо на фотографии оказывается белым. При съемке в JPEG сделать с этим особо ничего нельзя, разве что снимать в режиме HDR и компоновать 2-3 снимка в один (на ПК или внутрикамерным софтом).
Для минимизации проявления эффекта "белого неба" включите в камере режим расширения динамического диапазона! У Canon он называется D+ и работает следующим образом: снимок делается на меньшем ISO, чем показывает камера (ISO 200 D+ фактически означает съемку на ISO 100), снимок соответственно получается недоэкспонированным на 1 EV, затем темные области принудительно "вытягиваются" при обработке (незаметно для пользователя). ДД камеры при этом расширяется на 1 EV, но растут шумы в тенях из-за вытягивания, а также минимальное ISO ограничивается на 200.
Но и это не всегда помогает, пример на фото. Далее опишу превращение белого неба в нормальное на примере своего любимого Adobe Photoshop CC + Adobe Camera RAW (пользователи Lightroom найдут этот же инструмент самостоятельно, интерфейсы похожие).
При съемке в RAW у нас есть отличный инструмент для коррекции: виртуальный градиентный фильтр (активизируется кнопкой
, указанной стрелкой на рис. выше). Он работает почти как настоящий (
читаем про него здесь), но гораздо более гибок, позволяет располагать переход в произвольном месте и делать его произвольной ширины. Что особенно важно, корректировать можно не только яркость и цвет (как у настоящих фильтров), а ВООБЩЕ ВСЕ параметры, связанные с экспозицией и цветом!
Итак, открываем наши фотографии в Фотошопе и начинаем сей нехитрый труд.
- Нажимаем сверху кнопку
"Graduated Filter", и справа появляется примерно такое меню:
- Вводим там Highlights (Света) = -100, больше ничего не трогаем.
Объясню, почему "света", а не экспозиция в целом (как я делал раньше). Корректируя экспозицию, мы затемняем не только белое небо, но и другие объекты, попадающие в область действия фильтра, это хорошо заметно и требует определенных усилий для коррекции, особенно если затемнение сильное. Настройка "Highlights" воздействует только на светлые объекты, т.е. затемнит ТОЛЬКО небо! Поэтому мы можем максимально сильно затемнить небо с минимальным эффектом на прочие объекты.
- Наводим мышку чуть выше линии горизонта на фото, нажимаем левую кнопку, и слегка протаскиваем вниз. Тем самым мы создали область перехода светофильтра, а сама картинка выглядит теперь так:
- Область перехода светофильтра ограничена линиями (выше зеленой 100% эффект, ниже красной эффекта нет), а дергая за красную и зеленую точки, вы можете расположить область перехода наиболее удобным образом. Можно создать несколько фильтров, тогда активный (который вы корректируете в данный момент) выбирается щелчком по пунктирной линии, соединяющей эти точки.
- Если небо стало совсем инфернальным, то можно уменьшить степень воздействия фильтра с "-100" до "-80", например, но обычно это не требуется.
- Смотрим на экспозицию (яркость) фотографии в целом и на гистограмму в правом верхнем углу экрана (см. скриншот выше). В данном примере экспозиция хорошая, трогать ничего не надо. Если что-то не нравится (например, лес слишком темный), то можно ухватить мышкой за центральную область на гистограмме, показанную стрелкой, и потаскать ее влево-вправо, изменяя при этом экспозицию ВСЕЙ фотографии.
Вот и всё. Надеюсь, кому-то это поможет повысить качество своих пейзажей.