Общая информация
Участники
Любовь Захарова (Lubania)
Author Egoist кастом с вилкой Magura Menja, багажник Tubus Cosmo нерж., колеса XT + Mavic 317/719, рюкзак Акме-70
Евгения Дубова (Jen’ka)
Rapid 26” кастом с вилкой RS Reba (текла), багажник Rapid титановый, колеса Mavic Crossride Disc, рюкзак Пик Трек-65
Владимир Горбунов (VORON)
Rapid 26” кастом с вилкой Magura Laurin (немного потерлись ноги), багажник Tubus Cosmo нерж., колеса ХТ + Mavic 719/321, рюкзак Пик Трек-85, навигатор Garmin GPSMap 62s.
Виктор Сараев (vvsar)
KTM Ultra Flite почти стоковый (треснула рама) с вилкой RS Dart 3, багажник noname алюминиевый разборный (сломан), рюкзак Пик Трек-85, навигатор Garmin GPSMap 62s
Все участники - на контактах.
Сроки
23 июля - 7 августа
Маршрут
- На байке: Кеблавик - Гриндавик - Голубая Лагуна - Рейкьявик - Тингветлир - Лёйгарватн - Гейсир - Гюдльфосс - Флудир - Арнс - плотина через Тьёрсу - F225 - Ландманналаугар - F208 - Холаскьёл - Киркьюбайрклойстур - Скафтафедль.
- На автобусах: Скафтафедль - Ёкюльсаурлоун - Скафтафедль - Рейкьявик - Кеблавик.
Статистика
- Ходовых дней: 9
- Дистанция: 547 км на байке + 32 км пешком
- Набор высоты: 7110 м
- Средняя скорость: несерьезная :)
Ссылки
- Трек на карте GPSies
- Избранные фотографии
- Панорамы
- Карта для Garmin Mapsource/Basecamp с инфраструктурой и горными тропами
- Оригинальный трек (с каденсом и пульсом)
- Карта для OziExplorer (хуже качеством)
- Все хорошие фотографии
- Репортаж с места событий на Велопитере
- Видеоролики
- Полная версия данного отчета
Впечатления и полезная информация
Как мы добирались
Туда:
- Вразброд:
- Вова и Люба: автобус Финнорд до Хельсинки,
- Женя - Аллегро до Хельсинки
- Витя - паром до Стокгольма
- Самолеты до Рейкьявика
Обратно:
- Автобус Скафтафетль - Рейкьявик
- Автобус Рейкьявик - Кеблавик
- Вова, Женя, Люба: самолет до Хельсинки
- Витя - самолет до Стокгольма
- Вова, Женя, Люба: такси Хельсинки - СПб
Внутренний транспорт
- Автобусы Flybus/Reykjavík Excursions ходят между Рейкьявиком, Кеблавиком и Голубой Лагуной (а также еще много куда). Крайне разумный вариант для перемещения в аэропорт и обратно, т.к. своим ходом ехать по шоссе скучно, а если ветер и дождь - то и очень тяжело. Стоят дорого, потому что они как бы туристические.
- Автобусы Sterna - как бы рейсовые, ходят по шоссе №1 и стоят сравнительно недорого. Мы купили билет в Питере по карте, сели в середине оплаченного маршрута - деньги вернули налом прямо в автобусе. С самолетом бы такой фокус не прошел!
- Байки в чехлах во все автобусы влезали легко (необъятные багажные отделения), но по Исландии (внутри страны и короткие маршруты) ходит и много средних автобусов типа ПАЗиков, там багажных отделений либо нет, либо они маленькие.
- А/к Eagle Air летает из мелких городков, но там самолеты очень маленькие и официально не берут на борт более 1 байка (да и то без гарантии), поэтому вариант отпадает. Впрочем, в каком-то отчете на таком самолете летели с несколькими байками. Кстати, между внутренним и международным аэропортами расстояние 50 км!
- А/к Air Iceland летает в города покрупнее, самолеты побольше, байки возить можно.
- В аэропорту Кеблавика официально запрещено находиться с 20 до 5 часов без причины. Висят объявления, что ночевать в терминале и рядом с ним запрещено: “К вашим услугам кемпинг и хостел в 2 км!” Спящих на полу будят, сидящих в креслах не трогают. Еще там нельзя входить с байками и собирать байки внутри (на что мы дружно забили).
Погода
- Мокро, холодно и ветрено. Дождь был в 10 дней из 13-ти, сильный, слабый, мелкий, ливень, водяная пыль, туман, в-общем, влага всех видов. Чисто солнечных дней было два: второй день и день нашего отъезда, когда мы тряслись в автобусе)
- Типичная температура была +11 градусов. +15 - когда светило солнце (т.е. редко). В самую холодную-ветреную-мокрую погоду столбик опускался до 8 градусов жары.
- Ветер: может быть сильным, а может ОЧЕНЬ сильным. К сильному, даже встречному, привыкнуть можно, а вот движение со скоростью 8-10 км/ч при ОЧЕНЬ сильном ветре нас доконало. Ползли мы таким образом 80 км.
- Ветер может дуть в одном направлении весь день, стихая только к ночи. Может оказаться, что вам придется ехать против сильного ветра день-два-три...
- Опасен сильный боковой ветер - он сдувает либо под колеса автомобилям, либо в кювет. Порывы настолько сильные, что в нескольких местах ехать было невозможно (в очередной раз уезжая в кювет, едва успевал нажать на тормоза) - шли пешком.
- Безветренным было, кажется, одно утро - когда мы стояли у подножия Геклы в пустыне.
- Попробовали на вкус песчаную бурю со встречным ветром - за полчаса песок забил все отверстия на лице, велоочки не спасали (но с ними хоть как-то можно было ехать).
Дороги
- Шоссе хорошие. Асфальт гладкий и шелковистый. По №1 было ехать очень скучно, а если дует встречный ветер, то при скорости 10 км/ч сил тратится, как при 25.
- Шоссе Кеблавик-Рейкьявик широкое, есть асфальтированная обочина, ехать очень скучно, но в целом безопасно. Опять же, при ветре очень тяжело.
- Велодорожки в Рейкьявике есть, было очень приятно выехать по такой за пределы города.
- Из грунтовых дорог мы попробовали F225 и F208. Качество вполне удовлетворительное, поверхность ровная, укатанная. Кое-где есть “стиральная доска”, но ее мало, и она легко объезжается по краю. Присутствовали и песчаные участки, но при таком изобилии влаги они было легко проезжаемы. Камни есть, но пресловутых “булыжников с голову” не видели - в целом, амортизационная вилка была особо не нужна, легко хватило бы жесткой вилки с покрышками 2,25”.
- На грунтовках подъемы такие, что часто не хватало передачи 22-30. Кассета типа 11-32/34/36 рекомендована к установке.
- Броды практически все ниже колена и не очень холодные. Течение с ног не сбивало:). Замочить велорюкзак не удалось.
Еда
- Дорогая (примерно в 2 раза дороже питерской) и невкусная.
- Нет практически никакого выбора консервов - только какие-то фрикадельки из баранины (реже - из курицы) и консервированный тунец. Тушенка там отсутствует как класс.
- Зато при такой погоде можно совершенно спокойно таскать с собой колбасу, сосиски и проч. быстропортящиеся продукты по несколько дней.
- Колбаса-сосиски встречаются далеко не во всех магазинах.
- Большое западло - магазин Bonus у поворота на Гриндавик работал только до 18, поэтому в первую ночевку мы питались в основном своими запасами. Так в основном магазины работают нормально.
- Жира в еде НОЛЬ. У Вити была бутылка оливкового масла, им и спасались, ощутимо ее израсходовали за поход. Тем не менее, посуда всякий раз легко отмывалась и без мыла.
- Алкоголь практически отсутствует. В обычных магазинах нет, в универсамах есть максимум пиво 2,5%, кое-где встречаются специализированные винные магазины.
Ночлег
- Кемпинги встречаются в среднем каждые 40-60 км (в горах реже), все, кроме одного, были нанесены на карте. Заполненность варьируется от абсолютной пустоты до цыганского табора. Везде есть горячий душ (только в Скафтафедле к вечеру вода кончалась), но сушиться-стираться можно далеко не везде. Очень хороший кемпинг во Флудире: душ-стирка-сушка бесплатные.
- Вне кемпингов сложно было найти какое-то удобоваримое место для ночевки. (Может, плохо искали?) Везде видели то лавовые поля, то бараньи загородки, то висят значки “палатку не ставить”. Впрочем, при нашей погоде бомж-ночевки были бы бессмысленным никому не нужным геройством.
- Один раз встали ночевать в пустыне недалеко от Геклы, прикрывшись горкой от сильного ветра. За водой приходилось ездить 1 км.
- Перед вылетом (если он утренний) домой ночевать лучше в кемпинге Кеблавика, т.к. в самом аэропорту это запрещено. Сидеть на креслах милостиво разрешают.
Люди
- В Исландии живет чуть больше 300 000 человек, из них в Рейкьявике чуть больше 100 000. Плотность населения 3 чел./км2.
- В стране нет тюрем. Есть колония-поселение, в которой на 30 узников приходится 300 обслуживающего персонала. Самое суровое из наказаний - 7 лет поражения в правах, назначается за убийство 3 и более человек особо жестоким способом.
- Большинство исландцев понимает английский, но часто не так хорошо, как хотелось бы. Почти всё важное дублируется на английском языке, НО кроме еды. (((
- Городки обычно размером с какое-нибудь Грузино, но при этом могут иметь действующий аэропорт, и везде будут приниматься карточки.
- Вас будут постоянно фоткать всякие заезжие джипперы. А вообще, местные жители не проявляют никакого интереса к туристам.
- Витя весь поход оставлял велосипед на ночь непривязанным. Побросать байки со всеми вещами и дружно уйти в магазин или на экскурсию - в порядке вещей.
Технические проблемы
- Витя: треснувшая рама, сломанный багажник, барахлящая от сырости видеокамера, порванная туфля, зашумевшая втулка - и всё у одного человека. :) Несмотря на это, доехали вполне удачно до финиша.
- Вулканический песок очень мелкий, с хорошими абразивными качествами. На вилке Вовы стал заметен износ покрытия ног.
- В целом, условия для техники не настолько тяжелые, как это описывается в других отчетах. Ничего сверхъестественного - непонятно, как там можно было сломать 20 спиц и т. п. ужасы. Из той же серии, что и 40 проколов в Крыму или 3 порванных покрышки в асфальтовом походе.
- Фотоаппарат постоянно мокрый, много фоток испорчено из-за капель на объективе. У Вити сдох дисплей на камере.
- Все, что могло прокиснуть и протухнуть от влаги - сделало это. :-) Включая ремешок фотокамеры.
- Не хватило карточки 16 ГБ на фотоаппарате. :-)
Прочие местные особенности
- Крайне сложно получить визу, особенно для (полу)дикого туризма. Ни у кого из нас не было исландской визы, благо страна входит в Шенген.
- Карты в Исландии очень дорогие. Имеющиеся в Сети растровые - либо автомобильные не очень подробные, либо подробные топо, но в хлам устаревшие (на вид - 50х гг). Использовали векторную карту для Garmin с туристическими тропами и инфраструктурой (кемпинги, магазины, банкоматы, заправки и др.). Очень довольны, только автороутинга там нет.
- Чрезвычайно мало обменников валют по стране - можно сказать, их почти нет. В аэропорту огромная очередь была, в Рейкьявике мы не встретили по пути (проехав через весь город), а специально искать было лень, больше нигде не видели.
- Банкоматы встречаются в городках и обозначены на карте. Практически везде принимают банковские карты. Но наличные тоже бывают нужны - платить в мелких кемпингах, за душ, в автобусах. У нас примерно ¾ расходов ушло с карточки напрямую.
- У меня одна из карточек сработала 1 раз в аэропорту, потом заглохла. Другая работала нормально весь поход. Интересно, что документ или ПИН не попросили ни разу - только подпись.
- Бараны. Пасутся везде, даже в пустыне и в горах. Вся страна разгорожена проволочными заборами (через один пришлось перелезать с байком, когда ехал на речку за водой) и антибараньими мостиками в виде поперечных решеток (человек, машина, байк могут пройти, а баран - нет). В магазинах соответствующее количество продуктов из баранины (консервы, сосиски, колбаса).
- В горах мостов действительно почти нет (кроме самых крупных рек), бродов по голень-колено не избежать никак. Какие-то отморозки катались там на Renault Laguna, местные крутили пальцами у виска.
- Абсолютное большинство мостов (даже на шоссе №1) - с однополосным движением, машина с байком разъезжаются с трудом. Если мост длиной метров 300, то есть уширения, чтобы пропускать встречных, а вообще всегда действует правило “кто первый подъехал, того и мост”.
- Шоссе очень чистые, даже в дождь. Да и на грунтовках грязи, как таковой, почти нет. В дождь только промокаешь, а не загрязняешься.
- Большинство заправок автоматические, интегрированы в универсамы и питаются банковскими картами. Чтобы заправиться, надо вставить карточку, набрать ПИН и выбрать максимальный расход денег (не менее 500 кр). При необходимости, выбрать номер колонки (часто не нужно). Затем аккуратно наполнить свои емкости бензином, вернуть шланг на место и снова вставить карточку - выползет чек ровно на реально потраченную вами сумму. Бензин 95 хороший, осадка не дает, горелку не засоряет.
- Дров в стране нет, как класса. Костры жечь в кемпингах запрещено, а в других местах - не из чего.
- Вода в горных речках очень чистая. В бурных реках (мы брали 1 раз из Фьёрсы) вода серая, не отстаивается, но без посторонних вкусов, пить можно.
- Батарейки крайне дорогие - обычные щелочные стоят 50 р. штука. Лучше накупить на ebay литиевых по доллару штука и везти с собой штук дцать - они очень легкие и емкие.
Общие выводы и рекомендации
- Оптимальный вариант начала похода - прилететь, ПОМЕНЯТЬ ДЕНЬГИ, сразу сесть в Flybus до Лагуны, искупаться, заночевать в Гриндавике, далее ехать по грунтовкам в Рейкьявик.
- Неплохой вариант конца похода - заранее полностью упаковать байк, доехать на Flybus до кемпинга Кеблавика (2 км от а/п), утром сесть на первый Flybus и доехать до а/п (только неизвестно, будет ли это стоить доп. денег и сколько, надо уточнять).
- Обязательна защита от дождя для всех сумок и рюкзаков! Дополнительно все без исключения вещи надо упаковать в пакеты или в легкие гермы. Не держать деньги-документы-телефон без гермоупаковки.
- Одежда для езды - влаго/ветрозащитная, настоятельно рекомендуются виндстопперные штаны и гортексовая куртка. Очень помогает виндстопперная полоска на уши. Пиковский дождевик для езды абсолютно бесполезен из-за его парусности.
- Обувь: иметь запасные ботинки для лагеря, которые беречь сухими до последней возможности и ни в коем случае не надевать при езде. Ходовая обувь была мокрой насквозь 80% времени.
- Защитные очки - для песчаных бурь.
- Тапки для бродов или неопреновые носки. (Работали ли наши носки или броды просто были не очень холодные - мы так и не поняли.)
- Надежный велосипед и крепкий багажник. Рекомендуются пухлые шины для твердого грунта и камней. Веломагазинов на всю страну что-то около двух.
- Что-то непромокаемое для лагеря (тент, палатка с большим тамбуром или дождевики). Регулярно приходилось готовить под дождем.
Бюджет
- Автобус СПб-Хельсинки+провоз велов = 39+20€
- Самолет Icelandair Хельсинки-Кеблавик (туда-обратно) = 21000 руб. Кормежка в стоимость не входит, только вода!
- Провоз велосипеда в самолете = 25-29€ (Женя обратно провезла бесплатно)
- Автобус Sterna Скафтафель-Рейкьявик = 2500 р.+450 р. за вел
- Автобус Flybus Скафтафель-Ёкюльсаурлоун = 1000 р. туда-обратно (можно и дешевле)
- Автобус Flybus Рейкьявик-Кеблавик = 1000 руб. (чел+вел)
- Кемпинги = от 200 до 300 руб./чел. за сутки.
- Горячий душ = от 0 (Гриндавик, за Рейкьявиком, Лаугаваттн, Флудир) до 125 руб. (Ландманналаугар). Кое-где с таймерами, 60-80 руб. за 5 мин.
- Еда = примерно 1000 руб. на человека в день
- Топливо: бензин 95 ~70 руб./л, галоша от 250 руб./л, большой резьбовой баллон газа от 500 руб.
- Такси-минивэн Хельсинки-СПб - 10000 руб. на троих-четверых.
- Сувениры = от 300 руб. штука. :-)
Расчет категории сложности похода
А хрен вам, матрасили мы!
Подробный отчет по дням