Отчет: Суккозеро - оз. Пизанец - г. Воттоваара

Nov 08, 2010 08:30


Фотоальбом: https://photos.app.goo.gl/fTnxX5A9PzgpN6oQ9


Подготовка
Давно хотели посетить эти места. Но на майских праздниках там снег, на июньских - тучи мошкары, а на 2 дня ехать так далеко в Карелию смысла нет никакого. Потому что на оз. Пизанец и г. Воттоваара нужно тратить по несколько часов. Остаются ноябрьские праздники, но тогда надо быть готовым к любым погодным условиям.

Очень интересный маршрут предложили "Бешеные шатуны", но я не рискнул вписаться в него, поскольку предпочитаю маршруты, в которых есть "план Б" на случай непредвиденных проблем. Вместо этого мы нарисовали красивый (на бумаге) круговой маршрут со стартом и финишем в Суккозеро, всего лишь 150 км на 3 дня. В первый день мы должны были доехать до Пизанца, во второй - осмотреть его и доехать до Воттоваары, в третий - осмотреть гору и вернуться в Суккозеро.




В группу, кроме нас с Любаней, вызвались Катя и Антон, знакомые нам по Сахалину, Сергей-SNS и Углевод со Стасей (со своей раскладкой). Поход подразумевал 3 дня автонома, поэтому мы запланировали раскладку на 3 дня. Уже после объявления маршрута я узнал от Мутного Паши, что на южном участке нас ждет брод по колено и дорога, предположительно залитая водой. Сидя в теплом кресле, это не воспринималось серьезно - я добавил к снаряжению сандалии для брода.

Поезд
Наш поезд отходил 3.11 в 18-15, поэтому все сбежали с работы. Я сбежал не очень удачно и прибыл на вокзал всего за 10 минут до отправления, имея в кармане билеты на всю группу, кроме Сергея (он покупал билеты в другой вагон отдельно от нас). Мы загрузились вполне успешно, последние вещи закинули уже после объявления "провожающим покинуть вагоны". Сергея я не видел, но он, по словам Любани, давно уже ушел к поезду.

И тут мы начали все забывать. Любаня забыла свой шлем. Когда мы уже ложились спать, я прочитал на телефоне СМС от неизвестного номера "Я опоздал на поезд". Путем умозаключений пришли к выводу, что это был Сергей, потому что остальные 6 участников сидели в соседних купе. :) К огромному нашему счастью, у него не было ничего критически важного - мы потеряли одну горелку из двух, половину бензина и кое-какую еду. Могло бы быть и хуже.

День 1
Утром подъем в 5-30. В 6-45 мы выгрузились из поезда на ст. Суккозеро, плюс нам в нагрузку выдали еще один велосипед, забытый в поезде "Бешеными шатунами", которые вышли 30 км назад. Пока мы думали, что делать с байком, нам позвонил его владелец, iguana, и мы условились спрятать байк в лесополосе рядом со станцией. Iguana пошел пешком вперед по ж/д путям и, как позже выяснилось, успешно нашел байк и воссоединился со своей группой.

Мы двинулись по грейдеру на северо-запад. Была довольно промозглая погода, периодически нас поливало дождем, температура была +5 в течение всего дня. Грейдер этот довольно неплохого качества, до легендарных карельских зубодробилок ему далеко. Но велосипед не хотел ехать совершенно - у меня на багажнике было не меньше 25 кг груза, это при том, что одежды я взял самый минимум, ориентируясь на температуру до -5 (и то ночью). Но жратвы было очень много, 85-литровый рюкзак еле закрылся.




Пейзажи были умеренно красивыми, радовали только болотца с розовой травой и зеленым мхом. Карельская осень весьма оригинальна по своим краскам. В один момент навигатор попросил свернуть с грейдера на лесную дорогу, но я доверился заранее проложенному по ГШ маршруту. И зря - дорога стала петлять вправо-влево, вверх-вниз, кое-где пришлось пробиваться через заросли кустов. Забавный момент: Катя потеряла один из болтов, которыми крепится шип к ноге, Антон прикручивал ей запасной. Надо бы тоже завести себе запас.





Потеряв какое-то время, мы выехали на отличную дорожку,куда нас изначально и звал навигатор. Я решил в дальнейшем довериться ему, свернул, куда он предлагал, за что нас дорога "отблагодарила" усилившимся рельефом и речкой, текущей поперек дороги. Пришлось делать незапланированный брод - пусть мы и сняли ботинки, но тем не менее, в этом месте обувь промочили все, кроме меня. Оказалось, что из всех дорог я выбрал самую малопроходимую. Замечу, впрочем, что за весь поход огребаний у нас было непривычно... мало - большинство дороги были сухими и плотными. Впрочем, это потому что мы ездили по местным "автострадам".

Во многом благодаря этому броду (и старту поездки в 7-30), сил у народа оставалось уже не очень много (хотя проехали всего лишь 58 км), поэтому незадолго до заката мы нашли место для стоянки у какого-то ручья. До Пизанца, как изначально планировалось, мы не доехали. Кстати, восход в походе был в 8-30, а закат - в 16-30. Вечером продолжал моросить неприятный дождь, поэтому быстро покушали и легли спать. Выезжать решили затемно, будильник поставили на 5 часов. Ночью шел дождь.

День 2
В 5-30 нечеловеческим усилием я оторвал себя от спальника и вылез на улицу. Было темно, мокро и +1. Несмотря на мои нечеловеческие крики, группа сначала не хотела покидать палатки, потом я долго упаковывал мокрые вещи, в итоге, выехали не в 7 часов, а в 8:30, когда уже начало светать.

В процессе сборов мы с Любаней приняли (а остальные участники - поддержали) решение не ехать полный круг через Гимольскую. Если обычная речка поперек дороги так задержала нас, то как мы поедем 90 км по залитой водой дороге? Тем более, что на дворе не июль, и ехать при нуле в воде крайне неприятно. Решили посетить Пизанец (до него было 10 км) и затем просто возвращаться назад тем же путем, как и в первый день, проезжая Суккозеро и вставая на ночевку недалеко от Воттоваары.





Тут мы допустили серьезную ошибку - поперлись к Пизанцу со всеми вещами, хотя и собираись потом возвращаться назад. Как потом покажет мой новый навигатор, ехать пришлось все время в гору. 10 км мы преодолели за каких-то 2,5 часа. Красоту Пизанца надо видеть самому, фотки ее не передадут. Это озеро, лежащее в каменной расщелине где-то в 100 метрах под вами. А напротив вас - каменная стена высотой те же 100 м. По хорошему, нужно организовывать отдельный поход для его исследования, поскольку за час мы не увидели и сотой части этого великолепия.





Обратно ехалось под гору гораздо веселее, но тем временем накатил антициклон (барометр в навигаторе весь поход исправно предсказывал погоду), температура упала до нуля, повалил снег хлопьями. Рядом с местом нашей прошлой стоянки мы встретили группу Паши, которой предстояло ночное вкручивание с тем, чтобы успеть на обратный поезд из Медвежьегорска. Макс-Insight уже сломал обод и ехал на колесе, перемотанном скотчем. Но ехать было нужно - поезд ждать не будет, ему вообще не интересны проблемы пассажиров.




Обратную нашу дорогу к грейдеру я проложил с учетом вчерашних ошибок, поэтому ехалось относительно легко и приятно. Заснеженный лес радовал глаз, мы посетили северную оконечность Пизанца (где есть подобие спуска к воде, без 100-метрового свободного падения) и выехали на грейдер как раз к закату. Знакомые разноцветные болотца смотрелись волшебно.




В темноте проехали по грейдеру около 20 км. Было ясно, температура упала до -5. Плохо подготовленные к зимней езде Стася с Углеводом решили отколоться и упасть на ночлег (мы с ними встретились только у поезда), мы же смогли проехать еще 10 км. Техника замерзала, сил было мало, добраться до Воттоваары не удалось, мы нашли подходящие кусты за 5 км до Суккозера, в 300 м от нас было озерцо, из которого брали воду (ходили к нему с навигатором по азимуту - никакого подобия дорожек не было). Здесь нас спасло матерчатое ведро - одна ходка обеспечивала водой полноценный прием пищи. Мы здорово задубели и сильно устали (дневной пробег составил 75 км), поэтому быстро покушали и спать. Будильник поставил на 6 часов, а велокомп с термометром положил у палатки. Мои ботинки были влажными, поэтому я положил их в палатку, чтобы не замерзли.

День 3



В 6 утра я понял, что никакая сила не сможет выковырять меня из теплой палатки спальника. У меня даже не хватило силы воли протянуть руку на улицу и посмотреть на термометр (и хорошо - это здорово сберегло психику). Только в 8 часов, когда стало светлеть, мы с ребятами почти одновременно вылезли из палаток.

Картина маслом: все белое, светло, ясно, -8 градусов. В лед превратилось абсолютно все - велосипеды, рюкзаки, палаточные тенты, вещи под ними. А внутренние палатки были покрыты снегом (изнутри). Точку поставили мои ботинки, превратившиеся в 2 глыбы льда (ВНУТРИ ПАЛАТКИ!!!). Ноги в них я забивал чуть ли не молотком. Мокрые насквозь Любанины тапки мы оставили в багаже до лучших времен, она надела запасную зимнюю обувь, я поставил на ее байк заранее заготовленные топталки. Люблю такие моменты - когда ложишься спать осенью, а просыпаешься уже зимой. Но в этот раз природа нанесла нам сильный удар.

Я вот раньше не понимал, почему у моей палатки чехол в 1,5 раза больше, чем нужно. Но сейчас приятно похрустывающий сверток мы вдвоем еле затолкали в чехол, весила эта штука килограмм 6 (вместо 2 кг летом).

Тем не менее, мы довольно бодро покушали и тронулись к Воттовааре. Мне пришлось пройти пару км пешком, чтобы ледышки на ногах оттаяли и превратились в ботинки. К счастью, до конца похода ноги у меня больше не отмерзали. Но почему я взял гамаши вместо бахил - сам так и не понял.

Проехав Суккозеро, мы выгрузили значительную часть тяжелых и ненужных вещей и спрятали их в кустах - все равно возвращаться назад. Велосипед сразу же покатил в 2 раза лучше, хотя в рюкзаке оставалось около 15 кг. Грейдер на юг был укатанный и веселый, машин не было ни одной до самого вечера, температура держалась -5. Днем давление резко упало, опустился туман, видов с Воттоваары не ожидалось. Дороги хорошие, но было множество слегка замерзших луж, большинство из которых не держали веса байкера и с грохотом проламывались. Тут-то и пригодилась шиповка спереди.





Подехав к горе так близко, как это возможно, мы оставили байки в кустах и пошли пешком по тропинке, быстро выродившейся в трек, существующий только в Катином навигаторе. И еще, там какой-то лось ходил до нас - приятно идти там, где кто-то уже был. :) В тумане виды были фантастическими - можно судить по фотографиям. Я именно так представлял себе Зону Стругацких.

На вершину горы мы шли уже по чьим-то следам, которые терялись и снова находились. Наконец, мы добрались дотуда. Красоты безумные - с погодой нам повезло. Все белое, чистое, ветки деревьев будто покрыты сахаром.




Назад шли уже по темноте, по собственным следам. Нашли байки, немного перекусили и поехали назад к своим вещам (которые лежали в кустах в 16 км от горы). С покупкой фары-чебурашки я стал любить ночные покатушки - света она дает столько, сколько нужно для абсолютно комфортной езды. Поэтому обратная дорога мне понравилась даже больше, чем путь к горе. На протоке между озерами Карбисалми набрали литра 4 воды в термосы и бутылки, чтобы попить и поесть горячего на финише.




Пока мы собирали вещи и укладывали их в рюкзаки, у меня напрочь замерз ролик переключателя - народ уехал, а я остался его отогревать зажигалкой. Передние переключатели у всех отказали еще сутки назад - при необходимости, цепь перекидывали вручную. Зима. В целом, до Суккозера доехали быстро и без приключений, финишировали в начале десятого, после 60 км дневного пробега. У нас оставалось еще 1,5 часа до поезда, так что времени хватило и на ужин, и на сборы. Взятая из Питера еда еще оставалась, поэтому ни в чем себе не отказывали.

Загрузились в поезд быстро и четко, моему организму было непривычно оказаться при плюсовой температуре в первый раз за сутки. В тепле нас почти сразу разморило и мы повалились спать. Из велочехлов всю ночь капала вода на пол и на стол.

В заключение
Пожалуй, это был самый интересный ПВД за прошедший год. Так сказать, эффектное завершение летнего сезона и уверенное начало зимнего. Группа оказалась сильной, проблем нам ни техника, ни природа, ни здоровье не доставили. Пусть и было тяжело физически, но от осенней Карелии ничего другого ждать нельзя. Теперь буду мечтать о более подробном исследовании Пизанца и Воттоваары - они того стоят, это так.



отчет, Велопитер

Previous post Next post
Up