На форуме Велопитера я уже неоднократно писал о том, как лучше одеваться зимой. Наконец, решил собрать и обобщить свой опыт в одной мини-статье.
Начну с того, что каждый выбирает одежду под себя, исходя из особенностей своего организма, стиля езды и финансовых возможностей. Но есть некие основные положения, общие для большинства зимних байкеров, которые я в том числе постараюсь донести.
Предполагается, что одежда выбирается для зимних покатушек, когда приходится проводить на морозе до 10 часов. У гонщиков совершенно другие требования к одежде, да и вообще нереально как следует замерзнуть за 30-60 минут непрерывного вкручивания.
Самое главное требование к зимней одежде - это непродуваемость. Относится ко всему - если какая-то деталь продувается, то организм моментально начинает замерзать целиком. Поэтому придется отложить в сторону натуральные ткани и флис/полартек в качестве верхнего слоя - только синтетика, а именно разнообразные мембраны, особенно виндстоппер (т.к. он недорогой и износостойкий). Замечу особо, что какой бы теплой ни казалась одежда из полартека, на хорошем ветру она как будто исчезает и совершенно перестает держать тепло.
С общим правилом одевания слоями я соглашусь лишь частично - в нашем случае средний слой не требуется, по крайней мере, до -10°. Велосипедная одежда должна быть легкой и непродуваемой. Теплой - лишь в области коленей, ладоней и ступней ног, т.к. байкер при езде сам по себе подобен небольшой печке.
Причем чем выше скорость, тем становится теплее (и наоборот), поэтому в зимних покатушках практически нереально заставить группу ехать с одной скоростью (Маша, превед!) - у каждого свой темп, соответствующий, в том числе, и количеству надетой одежды.
Итак, пошли по порядку.
Голова
- Тонкая виндстопперная полоска Satila (покупается в Терре, Снаряжении)
Очень полезна при температурах -5...+15°. Компактно складывается, совершенно не занимает места в кармане, в ней не жарко. Недостаток: в ней ничерта не слышно (справедливо для всех мембранных головных уборов).
- Флисовый воротник-слюнявчик (Терра)
Защищает горло и верхнюю часть груди от ветра. Для температур ниже +5°. Тоже компактно складывается.
- Утепленный подшлемник - для серьезных морозов, сильного ветра и т. д.
Не знаю, где найти, давно не видел нормальных. Должен быть из весьма толстой утепленной мембраны (лучше виндстоппер, на худой конец виндблок). Обычный флис, шерсть и т. д. не катят, т.к. продуваются на раз. Должен плотно обхватывать лицо по периметру и заходить на подбородок. Лоб не должен быть открыт ни в коем случае. Нос-рот должны быть открытыми, иначе будут моментально запотевать очки. С другой стороны, если весь день ехать так при -15, то можно обморозить нос.
Я использую Bask Thor - там есть съемный "намордник", который я никогда не надеваю, т.к. дико запотевают очки. Подшлемник далеко не идеальный - там зачем-то сделана шнуровка на темени и вообще, очень грубые и давящие на голову швы. Зато голове тепло от -5 до -20°, независимо от ветра.
- Велосипедные очки
Без них на морозе глаза слезятся, закрываются от ветра, а при сильном встречном ветре со снегопадом ехать становится вообще опасно. Зимой используются прозрачные линзы (никаких затемненных!), от желтых лично у меня начинает съезжать крыша.
Очки должны закрывать все поле зрения, иначе толку не будет. Неправильные очки. Правильные очки. Для очкариков есть вариант со вставкой с диоптрическими линзами - я пользуюсь как раз такими.
Фирма-производитель не принципиальна, нужно только, чтобы в комплекте шли различные линзы, а не только темные.
- Шлем
Это даже не обсуждается - зимой падения сами по себе менее опасные, но происходят чаще и есть риск встретить головой дерево, поребрик или байк товарища. Важный нюанс - шлем должен иметь запас регулировке по размеру, чтобы в него влезла голова в толстом подшлемнике.
В целом, голова зимой не мерзнет, если она хорошо защищена от ветра. В противном случае езда может стать невыносимой. Поэтому подшлемник следует брать с собой во все зимние поездки.
Ладони-ступни
Это самые мерзнущие части тела, поскольку они постоянно находятся в неподвижном состоянии под давлением и ударами. Зимой не бывает чрезмерно теплых перчаток и обуви.
- Легкие перчатки из виндстоппера (Терра, Кант)
Отлично работают до -5°. Абсолютно не продуваются. Но промокают, поэтому необходимо всегда иметь при себе запасные перчатки на случай, если в падении придется нырнуть руками в снег. При -15° в них можно ехать максимум час.
- Горнолыжные перчатки
Не продуваются, не промокают, ОЧЕНЬ теплые. Но при этом слишком толстые, управлять байком в них неудобно. Обычно используются, как аварийный вариант, если более тонкие уже промокли или просто перестали согревать.
- Ботинки Shimano MT-90
Примеряются только на теплый двойной носок. Единственный зимний вариант для ездящих в контактах. Легкие, абсолютно не промокают (мембрана Gore-Tex), активно используются 9 месяцев в году (с сентября по май). Но штатная стелька слишком тонкая, поэтому при -15° ноги начинают отмерзать уже после 40 минут езды. Для погод холоднее -5° требуется делать стельку самому или покупать нормальную. Еще один недостаток - голенище слишком низкое, при пешках по снегу ноги промокают за полчаса. Нужны гамаши и/или бахилы.
- Бахилы Пик-99
В сочетании с нормальной стелькой позволяют ездить в МТ-90 при -15° без проблем. Кроме того, в этих бахилах можно кратковременно проваливаться в воду по щиколотку (если штаны непромокаемые) и за это ничего не будет. :-) Для пешек ограниченно пригодны, т.к. снег забивается под носок, а при прыгании по поваленным деревьям ткань быстро изнашивается. В общем, для зимних покатушек Полуда-стайл нужны гамаши.
Носки советовать не буду, т.к. сам не ощущаю большой разницы между дорогими термоносками и дешевыми шерстяными. В любом случае, они должны быть теплыми и их должно быть много. Запасная пара + п/э пакеты оказываются незаменимы, если промочить ноги. Провести на морозе с мокрыми ногами хотя бы пару часов врагу не пожелаешь.
Туловище
- Тельняшка х/б, с начесом и длинным рукавом
Идеальный вариант по отношению цена/качество. Оптимальная степень теплоты. Проблем с впитыванием пота я не замечал (если правильно одеться, то и не потеешь почти), да и вообще, можно легко взять с собой еще одну и менять, если что. Недостаток - очень сильно садится при стирке и оголяет кисти рук.
- Термобелье, верхняя часть. То же самое, но в 5 раз дороже.
- Мембранная куртка (в Канте хорошие, а вообще сложно найти занедорого)
Ее задача - не продуваться и не промокать (так что виндстоппер не подойдет). Должна быть БЕЗ утеплителя - только тонкая мембрана и сетка под ней, потому что при езде байкер отлично согревает сам себя. Вентиляционные отверстия в рукавах приветствуются, без них весной-осенью жарко. Очень полезны клапан на липучках (вентиляция) и манжеты на липучках (когда тепло - распускаются для проветривания, когда холодно - наоборот затягиваются). Капюшон должен убираться в воротник. Карманов должно быть достаточное количество, а не 1-2 шт. Реальный ценник - от 2500 руб., если попасть на скидки. Куртка-полиэтилен выйдет себе дороже, есть у меня такая... Индорные куртки (Адидас, Рибок и т. п.) отлично продуваются и промокают, в них даже осенью некомфортно.
- Тонкая кофта из полартека/флиса
Обычно возится в рюкзаке и надевается в электричке. Реально при езде не нужна примерно до -15°. Удобно, когда молния доходит до самого низа - не нужно снимать головной убор, чтобы надеть кофту. В элке слишком теплой одежды тоже не бывает, поэтому степень утепленности кофты ограничена только ее весом и объемом.
Ноги
Они особо не мерзнут, но особо и не греются при езде. Вот колени очень чувствительны к охлаждению или продуванию - если однажды заболят, то в будущем будут регулярно беспокоить (этим страдают практически все худые байкеры). Так что ездить в продуваемых штанах зимой-осенью нельзя категорически.
- Виндстопперные велоштаны
В зависимости от наличия утеплителя, могут быть расчитаны на разные температуры. У меня штаны Biemme, наполовину сделанные из тонкой синтетики. Уже при +5° в них весьма прохладно, термобелье вниз не сильно спасает. В общем, это на самом деле осенняя одежда. Кстати, наличие лямок делает процесс похода в туалет весьма захватывающим, особенно для девушек. ;-)
- Горнолыжные штаны
Утепленные, непромокаемые, с "юбками" на штанинах. Должны плотно стягиваться на ноге, причем это относится как к юбке (чтобы не задувало снизу - иначе ноги промерзнут в момент), так и собственно к штанинам (чтобы не попадали в цепь). Такие штаны делаются не для катания на байке, поэтому приходится дорабатывать их самому (или нести в мастерскую), чтобы они стягивались как надо. Ехать довольно непривычно по сравнению с велоштанами, но зато тепло. При педалировании трут коленки, что должно их по идее дополнительно разогревать, но удовольствия не доставляет.
- Термобелье, нижняя половина
Используется вынужденно, при температуре ниже -10..-15°. Если штаны нормальные (не продуваются и утеплены), то и без белья хорошо.
- Велотрусы
Да, самые обычные летние. Надеваются под горнолыжные штаны, т.к. заботу о пятой точке еще никто не отменял. В случае, если надевается еще и термобелье, получается бутерброд: белье, велотрусы, штаны. Ехать становится еще неудобнее, но колени важнее.
- Наколенники
Верхней частью заправляются под велотрусы, нижней на 10 см не достают до носков. Незаменимый летний аксессуар. Зимой можно брать их с собой при "пограничных" температурах, когда в термобелье скорей всего будет жарко, а без него можно застудить колени.
Материалы
Использование любого из нижеперечисленных материалов заметно повышает стоимость изделия (по сравнению с обычным х/б) и добавляет какие-то особые свойства. Нужно это покупателю или нет - решать только ему самому. Описываю только собственные впечатления,
хороший обзор технологий в одежде есть на сайте Realbiker.
- Gore Windstopper
Недорогая мембрана, громко шуршащая при ощупывании. Обеспечивает полную защиту от ветра, немного тянется и пружинит. Склонна к намоканию, так что от дождя не защитит. Есть варианты разной степени утепленности. Сохраняет свои свойства после многих стирок.
- Polartec Windbloc
Толстая очень теплая ткань, хорошо защищающая от ветра. Из-за ее толщины получаются неудобные швы, так что в подшлемниках, ИМХО, более уместен утепленный Windstopper. Стирается нормально.
- Powertex
Фирменная мембрана Salewa. Относительно недорогая (в 2-3 раза дешевле Gore-Tex), но быстро теряет свои свойства после нескольких стирок. Требует периодической пропитки водоотталкивающими спреями (кстати, они воняют страшно). Дышит, но практически не продувается.
- Gore-Tex
Самая раскрученная и дорогая мембрана. Превращает обычные с виду ботинки в аналог резиновых сапог - можно непринужденно ходить по глубоким лужам, лишь бы только через голенище вода не залилась. Куртка с такой мембраной тоже не промокает (я падал в 30-см лужу без последствий), причем заявлена высокая устойчивость к стиркам (подтвердить или опровергнуть не могу). Сама ткань толще и теплее, чем Powertex, для лета подходит меньше.
- Thinsulate
Весьма неплохой утеплитель, тонкий и эффективный.
- Raintec
Страшная вещь. Выглядит, как клеенка, не дышит совершенно, при малейших физических нагрузках владелец промокает изнутри. Для спорта непригодно в принципе.
Вообще, если материал похож на полиэтилен, то он скорей всего им и является. И наоборот, тонкая воздушная синтетика не сможет противостоять ветру и воде, даже если из нее сделана куртка Адидас за 6 тыс. руб.
Вот практически всё, что я могу сказать о зимней велоодежде для покатушек. Повторюсь, что здесь очень многое зависит от индивидуальных особенностей байкера, так что мой рецепт нельзя считать универсальным.