Рецензия: Щелкунчик и Крысиный король

Jan 08, 2011 06:46


"Верните нам четыреста рублей, четыреста рублей, четыреста рублей"
(фанатская кричалка на мотив песни Yellow Submarine группы Beatles) 
Испокон веков в России было две беды: дураки и дороги. Похоже, что к ним добавляется третья беда - российское кино. Особенно это касается российских блокбастеров. Последние лет десять периодически выходят фильмы, про которые говорят: в принципе был бы ничего, если бы еще набрали получше актеров, не было бы провисаний в сюжете, монтаж бы получше... Первым подобным фильмом был "Ночной Дозор" бывшего клипмейкера Тимура Бекмамбетова. Он отличался невнятным сценарием и очень специфической игрой актеров. Но что-то было в фильме такое, что заставило и критиков и зрителей простить ему все недостатки, да и все-таки первый блин... Прошло почти 10 лет, а воз и ныне там.  Не знаю, на мой взгляд, российским режиссерам вообще нельзя давать бюджеты больше пары миллионов: все равно отбить большую сумму не получится. Успешных примеров дорогих фильмов раз-два и обсчелся, зато крупномасштабных провалов целая очередь: "Тарас Бульба", обе части "Обитаемого Острова", "Код Апокалипсиса", "Утомленные солнцем 2".  Уже практически однозначно, что история грандиозных провалов российских блокбастеров пополнится еще одним.




Андрей Кончаловский в свое время был успешным советским режиссером, затем переехал в Штаты и снимал там боевики средней руки, а апогеем его американского периода стала масштабная и эпическая, но феерически занудная Одиссея. Последние лет десять Кончаловский снимал крайне мало, а его последний фильм "Глянец" был встречен как критиками, так и зрителями мягко говоря, с некоторым недоумением. Как утверждает Кончаловский, фильм "Щелкунчик и Крысиный король" задумывался аж 20 лет назад и только сейчас технологии позволили ему полностью реализовать свою задумку. Честно говоря, лучше бы и не позволила.

Изначально "ЩиКК" позиционировался как голливудский проект с режиссером Кончаловским во главе, но, похоже, посмотрев сценарий этого безобразия, денег на этот фильм на Западе решили не давать. Зато щедрый Внешэкономбанк решил сделать сказочный подарок Кончаловскому выделил аж 90 миллионов зеленых у.е. на съемки Щелкунчика, чуть позже добавив 10 миллионов на раскрутку. Забегая вперед, можно сказать, что распилили не больше половины миллионов 40 на экране вполне видно.

Зато на рекламу не поскупились - полмосквы оказались завешаны плакатами с изображением перепуганного Джона Туртурро вфотошопленного в пасть(иначе и не скажешь) жуткого деревянного создания, которая, такое ощущение, что является близким родственником небезизвестной куклы-маньяка Чакки. По постеру вполне можно было сказать, что наш кинематографический маэстро решил поменять местами крысиного(в оригинале мышинного) короля и Щелкунчика и вообще фильм станет каким-то триллером про игрушек убийц. А на верхней части постера было скромно написано неброским шрифтом "от создателей "Терминатора"". Кого там привлекли из Терминатора непонятно, но определенную шумиху таким рекламным ходом создать удалось, а вкупе с довольно вменяемым трейлером, который очень грамотно показывался после практически самопального трейлера "Темного Мира", все это породило определенный интерес к фильму. Средства Мозгового Истощения на всю страну трубили об очередном "нашем ответе Голливуду".




Однако первые нехорошие новости поступили из Штатов, где фильм прокатывался до России. За неделю проката Щелкунчик установил ряд рекордов, которые возможно останутся в вечности: при бюджете в 90 миллионов долларов фильм собрал аж 200 тысяч долларов!! Рейтинг кинокритиков на портале "Гнилые помидоры" составил 0%!!! Большая часть западных рецензентов дала фильму 1 балл из 5, т.е. это даже не неуд!! Наиболее яркой реакций зрителей было письмо в Assosiated Press от 84-летней бабушки с требованием вернуть 96 долларов, которые она потратила на билеты для себя и своих внуков, по степени эмоциональности сравнимое с письмом российского блоггера про рынду. Но тем не менее небольшая надежда все-таки теплилась: для американцев "Щелкунчик" является культовой рождественской сказкой уже много десятилетий и поэтому любое отступление в сторону от сюжета будет воспринято как плевок в сторону рождественской сказки, поэтому мы с друзьями решили сходить посмотреть на это явление. Итак, чего ж такого нагородил Михалков-Кончаловский, что вызвало такую единую сверхнегативную реакцию американского кинематографического сообщества?

Вена... 20-е годы прошлого века. Девятилетняя Мэри живет со своими родителями, которые всегда заняты, и сволочным братом, который всячески над ней измывается и ломает ее игрушки. В один прекрасный день ее дядя по имени Альберт дарит ей огромную деревянную куклу по имени Щелкунчик, со страшными выпученными глазами и огромной челюстью, которая сделает честь любому бультерьеру. Когда Мэри засыпает, то она оказывается в мире своих грез, где Щелкунчик становится заколдованным принцем, а игрушки из картонного домика (негритенок-растаман с барабаном, обезьяна и клоун с бананами) его свитой. Дом неожиданно увеличивается в размерах, Мэри с Щелкунчиком взбираются вместе на вершину рождественской елки, танцуют, правда Щелкунчик периодически поругивается и орет на все, что движется. Он признается, что он принц какого-то королевства из параллельного мира, который захвачен какой-то жуткой рассой полукрыс-полулюдей, а его самого злобная королева крыс превратила в деревянную куклу с дурным характером, в результате чего, он вынужден будет теперь жить в доме Мэри в качестве политического беженца. Теперь Мэри предстоит свергнуть крысиных тиранов, разогнать полчища крыс в нацистской форме, водрузить на трон тридевятого царства (или чем там Щелкунчик управлял) ее деревянного друга и снять с него страшное проклятье.



Фильм получился просто потрясающий! Такого бреда я не видел давным давно. Часть зрителей ушла после первых получаса, те же счастливцы, у которых хватило сил досмотреть ЭТО до конца, пребывали в состоянии гибридном между похмельем и постнаркотическим отходняком. Фильм, начинавшийся как классическая детская сказка постепенно мутировал в мрачную фашистскую антиутопию, а затем в сюрреалистическую пьяную фантазию старого маразматика, похожую на какую-то помесь "Терминатора-4" и "Списка Шиндлера". В фильме намешаны фашисты с нацистскими крематориями, футуристические байки и аэропланы, роботы, не пойми зачем присутствуют семейный психолог Фрейд и дядя Альберт Эйншетн, распеващий песни о том, что все относительно. Попытка закосить то ли под диснеевские мультики, то ли под старые советские мюзиклы выглядит здесь похоже на попсовый капустник вроде "Старых песен о главном"... Когда персонажи начинают петь, усиливается ощищение дикости происходящего... И вообще сами персонажи заслуживают отдельного упоминания.




Бедного Джона Туртурро, непонятно за какие грехи, загримировали как Зверева и заставили говорить и петь голосом Киркорова. А уж когда у него вдруг изо рта вылезает крысиная челюсть... Боюсь, что он будет сниться всем маленьким детям, которые рискнули посмотреть ЩиККа, весь новый 2011 год.
Крысиная Королева-мать похожа на старого пьяного трансвестита, которому как нельзя лучше подходит голос Пугачевой. Крысиная армия - фашисты, изъясняющиеся на школьном сленге 90-х годов, бросаются словечками вроде "клево", "галимый" и т.п., используют технику, которой бы позавидовал бы Император из звездных войн: мотоциклы, вооруженные лазерами, какие-то пузатые вертолеты с ногами и, наконец, непонятный бурящий агрегат фаллической формы...

Положительные персонажи тоже еще те: истерично орущий на всех Щелкунчик в принципе логично объясним: все-таки как королю ему положено быть несколько эксцентричным, да и его манера говорить с подчиненными вполне укладывается в российские (да и австрийские начала прошлого века) реалии, правда как только он превращается в мальчика, он начинает играть сам как кукла. К Мэри, вроде претензий нет - девочка как девочка. Не раздражает, но и какого-то откровения собой не явила. Свита Щелкунчика являет собой психоделическое зрелище: негритенок-растаман (в 20-е годы прошлого века!!!), обезьян в костюме и противный жирный клоун.




Не знаю, за что Кончаловский так ненавидит негров, может они там грабанули его пару раз на улице, может что-то похуже, но он им отомстил с жестокостью, поражающей воображение: Сначала он явил миру, наверное, самый расистский кадр за всю историю детских фильмов: в одной комнате показали негитянского мальчика с растаманской прической, обезьяну и для законченности образа клоуна с двумя бананами(!!), а затем он пошел еще дальше, когда крысы оторвали бедному негритосику голову и стали играть ей в баскетбол.  Непонятно, зачем в фильм приплели Альберта Эйнштейна с Зигмундом Фрейдом. Мордатый дядя Альберт еще и пытается говорить то ли с немецким,то ли с одесским акцентом.  То ли детей с учеными хотели познакомить, то ли у них был другой сакральный смысл. Брат главной героини Макс невероятно серый и необязательный персонаж, который в общем-то просто заполняетсобой сценарный вакуум и добавляет хронометражу лишних 10 минут. Родители - третьестепенные стерильные персонажи, о которых в общем-то и сказать нечего -они в фильме для мебели. Что примечательно в роли матери главной героини и феи-хранительницы игрушечного королевства Кончалоский традиционно снял свою жену Юлию Высоцкую.

Основная функция визуальных эффектов - усиливать все возрастающую мерзость происходящего на экране, и они с успехом с этим справляются. К спецэффектам особых претензий нет, хотя они в ряде мест и смотрятся несколько архаичными. Как я уже упоминал выше 90 потраченных миллионов долларов за подобные спецэффекты явный перебор. За 15-20 миллионов можно было снять не хуже, но, как известно, в России деньги на кино выделяются, не чтобы заработать, а чтобы распилить и поэтому принесет фильм прибыль или не принесето особо никого не волнует. Зачем этому фильму 3D я так и не понял - видимо, чтобы поместить эту гордую надпись в название. Саудтрек каких-то эмоций не вызывает, хотя этот фильм безусловно недостоин музыки Чайковского, которую в фильм пихали по делу и без.

Про сюжет я уже все, что можно, рассказал выше и лишний раз повторяться не хочу - основная проблема Кончаловского в том, что он похоже так и не разобрался, для кого он снимал кино. Хотел угодить и детям (детский сюжет, сленг школьников-дегенератов), и подросткам (элементы боевика, футуристическая состаляющая), и интеллигентам (психоанализ Фрейда, теория относительности Эйнштейн, фашисты, огромное количество аллюзий из известных кинематографических произведений), а в результате, создал  абсолютно неудобоваримое, отталкивающее и мерзко-безобразное нечто, которое можно смотреть только в алкогольно-наркотическом угаре.  Не знаю, будет ли на следующий Новый Год у Кончаловского Пинокио свергать режим Муссолини или Чебурашка будет бороться со сталинизмом в СССР, но надеюсь, что 90 миллионов на подобные фильмы ему больше не дадут.

Щелкунчик, рецензия, кино

Previous post Next post
Up