Рецензия: "Легенда №17"

Apr 27, 2013 16:00

Когда я посмотрел трейлер фильма "Легенда №17" мне в нем не понравилось решительно ничего: пафосные фразы, режиссер, прославившийся крайне невнятным "Волкодавом", Меньшиков, который похож на Тарасова, как Уилл Смит на Пушкина, стереотипные до безобразия канадцы... Казалось бы все предрекало очередной крупномасштабный провал российского кинематографа. Но после предпоказов интернет накрыл шквал до того восторженных отзывов, что я даже засомневался в их бескорыстности. Зрители апплодировали на премьере, ветераны хоккея ностальгировали, а глава международной хоккейной федерации Рене Фазель, по его собственным словам, аж прослезился во время фильма. Я на российское кино хожу по очень большим праздникам и похоже этот праздник настал - я пошел на "Легенду".



Юный вундеркинд Валера Харламов вместе со своим другом Сашей Гусевым играют за юношескую команду ЦСКА и надеются попасть в основу клуба и в сборную СССР. На матче молодежного хоккейного турнира тренер ЦСКА Анатолий Тарасов отмечает молодых игроков и отправляет их набираться опыта в фарм-клубе ЦСКА - чебаркульской "Звезде". Разочарованный Валерий сталкивается с особенностями жизни глубинки: договорными матчами, мрачными заводами, гопниками, паленой водкой, легкодоступными девушками и встает перед выбором - биться до конца и становится звездой мирового уровня либо наслаждаться жизнью первого парня на деревне.

В это время сборная СССР по хоккею, по большей части набранная из армейцев, под руководством Тарасова громит всех на чемпионатах мира и живет идеей когда-нибудь схлестнуться с родоначальниками хоккея канадцами...

Я уже даже не помню,когда последний раз при просмотре российского фильма у меня в душе что-то екало. "Легенда" снята необычайно качественно для современного российского кино - при том, что сами ходы типа "вся страна замерла у экранов телевизоров" - далеко не новые, тут они работают. По крайней мере, если смотреть в кино. Нигде не провисает, даже в моментах, когда включают пафос (правда, в меру) - все смотрится очень достоверно.



Назвать этот фильм документальным сложно - слишком много неточностей. Жанр кино можно охарактеризовать как фантастический байопик. Многие критиковали режиссера за то, что он перевернул всю хронологию жизни Харламова и запихнул в четыре года фильма как минимум лет десять карьеры игрока. Практически все события показанные в фильме происходили на самом деле, но как минимум половина из них произошла после кульминации "Легенды №17" - суперсерийной встречи с канадцами 1972 года. С другой стороны, за кадром остались действительно интересные истории, которые сопровождали знаменитую суперсерию. Маска-решетка Третьяка, над которой все смеялись, но потом стали использовать все вратари мира, приход в раздевалку сборной СССР канадского вратаря Жака Планта, который решил дать нашим пару советов по тактике, как наши на тренировке перед первым матчем делали вид, будто не умеют кататься и многие другие моменты... Но режиссерское видение есть режиссерское виденье, тем более, что результат получился более чем качественный, а фильм называется "Легенда №17", а не "Легенда-1972".



Актеры отыграли свои роли очень неплохо. Данила Козловский довольно органично выглядит в роли Харламова, хотя иногда и выдает какие-то шаблонно-пафосные фразы вроде "а не дурак ли я?" и "кроме хоккея мне ничего не надо", но вряд ли за это стоит винить самого актера. Зато Олег Меньшиков сыграл просто потрясающе. Мне он категорически не нравился в последних своих ипостасях, но в этом фильме просто поразил. Анатолий Тарасов это теневой главный персонаж, вокруг которого строится весь фильм, тренер - диктатор, тренер - полководец, практически локальный Сталин, для которого существует только победа, а хоккеисты для него всего лишь пешки в хоккейной партии. Сначала тренера ненавидишь вместе с Харламовым, а затем сам начинаешь за него переживать, сочувствовать его нелегкой судьбе.



Владимир Меньшов играет толи КГБшника толи ЦКшника, у которого свои счеты с Тарасовым. Скользкий и противный тип, который весь фильм копает под него, собирает компромат и подначивает игроков стучать на своего тренера, т.е. типичный сволочь-предатель.



Подруга Харламова Ирина была сыграна Светланой Ивановой довольно средне, да и вся любовная линия была несколько натянутой, но куда уж без нее. Также невозможно было не отразить отношения Валерия с родителями, и здесь мы искренне переживаем и за игрока и за его мать темпераметную испанку Бегонию, замечательно сыгранную Алехандрой Грепи. Партнер Харламова по команде Александр Гусев, получивший неожиданно много экранного времени, довольно стереотипный весельчак - друг протагониста получился очень естественным и простым парнем, который мастерски сглаживал пафос патриотической тематики.



Советские хоккеисты играют свои роли неплохо, но уж очень мало времени им уделено. Возможно имело смысл немного урезать любовную линию, но добавить хотя бы чуть-чуть больше индивидуальности хоккейным легендам прошлого, тем более, что возможности для этого были. Красивые сейвы Третьяка, дриблинг Мальцева, мощь Петрова, умение играть на пятачке Михайлова - все осталось за кадром.



Канадцы в фильме показаны быками-отморозками, похожими на Ивана Драго из "Рокки". Главные подонки из той команды Фил Эпозито и Бобби Кларк, хоть и не называются по имени, но угадываются среди этих ледовых бандитов наибольшей агрессией. Правда как сказал один мой товарищ, тоже посмотревший фильм, вначале ему тоже не по душе пришлось то, как показали канадцев. Но, пересмотрев хронику матча, он изменил мнение: их еще недостаточно брутально-агрессивными показали. В тех матчах канадцы играли в кость, судью чуть не припечатали, матерились, дрались и средние пальцы показывали - тогда была настоящая война, а сейчас у Эспозито внуки от русского зятя.



Сама игра в фильме показана очень здорово. По словам создателей "Легенды №17", для съемкок экшн-сцен были приглашены канадские специалисты, которые хоккей снимать и умеют и любят. Как минус, наверное, стоит еще раз сказать, что в игре можно было показать индивидуальные качества не только Харламова, но и других игроков. А то вроде забивает СССР, а кто забил, как забил - непонятно. И получается, что в хоккей играет не "великолепная пятерка и вратарь", а только великолепный Харламов.



Подводя итоги, фильм ни в коем случае не шедевр, но очень качественное, вдохновляющее и патриотическое кино. Спортивную тематику трудно испортить, т.к. к чисто кинематографическим приемам тут добавляется еще и мощное эмоциональное подкрепление от спортивной составляющей зрелища, эффектность которой отрабатывается уже несколько тысяч лет, со времен гладиаторов и первых олимпийских игрищ. Но при старании можно и тут было накосячить, ибо беспощадный русский кинематограф, он такой, он всё может. Здесь же все сделано просто на отлично. Более того для похода с детьми лучшего фильма сейчас и просто не придумаешь - два шестилетних мальчика на соседних креслах искренне праздновали каждый гол, а матч с канадцами смотрели как финал чемпионата мира. Да что там дети! Мы, взрослые в некоторые моменты фильма чувствовали себя как на хоккее. Когда надо я переживал, когда надо мысленно кричал "ГОООЛ!!!". Даже во время исполнения гимна СССР я поймал себя на мысли, что если бы не кинотеатр, то наверно я встал бы со своего кресла.

Валерий Харламов, ЦСКА, рецензия, "Легенда 17", сборная СССР

Previous post Next post
Up