Сергей Федоров… Живая легенда российского и мирового хоккея… Последний действующий спортсмен, который выступал за сборную СССР, первый европеец, ставший самым ценным игроком НХЛ, самый результативный игрок в истории нашего хоккея, трехкратный чемпион мира и обладатель стольких же Кубков Стэнли, ну и, в конце концов, самый возрастной игрок последнего сезона двух ведущих хоккейных лиг мира - НХЛ и КХЛ... Регалии игрока можно перечислять очень долго.
Известно, что от любви до ненависти один шаг. Но какой крестовый поход придется совершить, чтобы пройти путь от ненависти до любви, мало кто знает. И Сергею Федорову это удалось. История Федорова это история человека, который одной победой сумел кардинально изменить свой образ в глазах подавляющего большинства российских любителей хоккея. Его называли капризной звездой, зажравшимся миллионером и даже предателем родины, который со скандалом сбежал из страны, которая его воспитала. Он долгое время был чужим как в Америке, так и в России. Но один единственный турнир изменил все. Шайба Ковальчука с передачи Сергея в дополнительное время финала Чемпионата мира-2008 ознаменовала ренессанс когда-то главной звезды российского хоккея.
Сергей Федоров родился 13 декабря 1969 года в городе Псков в семье хоккейного тренера, и другой судьбы кроме как хоккей у него просто не могло быть. Сергей встал на коньки в четыре года, и когда родители переехали в городок Апатиты Мурманской области, он стал постигать основы хоккейного мастерства в местной хоккейной школе, играя с ребятами на несколько лет старше него.
В 16 лет Сергей начал свою профессиональную хоккейную карьеру в составе хоккейного клуба "Динамо" Минск, который тогда тренировал небезысвестный ныне Владимир Крикунов. Юный центрфорвард начал выходить в первом звене клуба второго по силе дивизиона советского хоккея. В этом же году Сергей стал выступать за сборную СССР своего возраста, и там его заприметили представители сильнейшего клуба СССР ЦСКА.
Тренер армейцев Виктор Тихонов поставил талантливого юниора в одно звено с его одногодкой Александром Могильным. В 1987 году оба, выступая за молодежную сборную СССР, приняли участие в эпичной массовой драке с канадскими сверстниками на молодежном чемпионате мира. Обе команды были дисквалифицированы, и канадцы, почти завоевавшие золотые медали Чемпионата были их лишены.
Александр Могильный (слева) и Сергей Федоров не предполагали, как сложатся их судьбыУже в следующем году Сергей дебютировал в сборной СССР, рассматривался как кандидат в олимпийскую команду. К этому времени в команду пришел реактивный снайпер Павел Буре, ставший мотором звена с Федоровым и Могильным. В 1989 году на молодежном чемпионате мира сошлись сильнейшие за многие годы поколения канадского и советского хоккея. Сборная СССР победила Канаду и стала чемпионом мира. Сергей Федоров вошел в символическую сборную чемпионата, а тройка Буре-Федоров-Могильный рвала в клочья своих соперников. Со временем эта тройка должна была заменить великое звено КЛМ (Крутов-Ларионов-Макаров), но в 1989 году все поменялось.
Группа советских игроков во главе с Вячеславом Фетисовым выступила против тренера ЦСКА и сборной СССР Виктора Тихонова, потребовав отпустить их играть в Национальную Хоккейную Лигу. В СССР хоккеисты зарабатывали если не копейки, то довольно небольшие деньги, нормальной поддержки ветеранов не было никакой, и многие игроки, закончив карьеру, попросту спивались. Пройдя сквозь круги ада советской бюрократии и обив пороги всех властьпридержащих коридоров, Фетисов сумел выбить себе и еще ряду ветеранов возможность начать карьеру за океаном, тем более, что у них подрастала отличная смена.
Знаменитая первая пятерка ЦСКА (Касатонов-Фетисов, Макаров-Ларионов-Крутов) в полном составе отправилась за рубеж
Но во время чемпионата мира-1989 из расположения сборной СССР сбежал совсем молодой игрок Могильный, который еще числился служащим в Вооруженных Силах СССР. Могильного на родине прокляли и объявили предателем-дезертиром. Жившего с ним в одной комнате Сергея Федорова и его одноклубников затаскали по допросам и явкам.
Ослабленный отъездом ведущих хоккеистов за рубеж, ЦСКА уступил первенство в чемпионате СССР московскому Динамо, которое, собрало под своими знаменами сильнейшую молодежь страны. На чемпионате мира 1990-го года сборная СССР в очередной раз выиграла чемпионат мира, а Федоров стал одним из ее лучших бомбардиров.
Сергей Федоров в форме сборной СССР перед тяжелым выбором
И, наконец, летом 1990 года произошло судьбоносное событие в жизни Сергея. Еще за год до этого события его присмотрели менеджеры одной из самых титулованных команд в Национальной Хоккейной Лиге "Детройт Ред Уингз". Молодому игроку по-прежнему было невозможно уехать из СССР и он решился на побег. Во время игр доброй воли Сергея встретил в фойе отеля вице-президент "Красных Крыльев" Джим Лайтс и они вместе проследовали к выходу отеля. Карьера хоккеиста вышла на новый виток.
Если для советского руководства Федоров стал перебежчиком, то для хоккеистов он был героем, бросившим вызов режиму. Бывшего армейца клеймили всей мощью советской пропагандистской машины целый год, а затем… вызвали в сборную СССР на Кубок Канады-1991, где 21-ти летний Сергей стал лучшим бомбардиром команды, но сборная не смогла даже выйти из группы.
Зато заокеанский период карьеры Федорова развивался на редкость радужно: в отличие от многих своих товарищей он попал в команду, где было много европейцев. Детройт задрафтовал будущих звезд Никласа Лидстрема, Владимира Константинова, Вячеслава Козлова. В команде уже был Стив Айзерман, позднее присоединились прославленный защитник Пол Коффи, мощные форварды Рэй Шепард и Дино Сиссарелли. В нынешней НХЛ с ее зарплатными потолками уже невозможно собрать настолько звездную команду. Сергей ударно дебютировал в НХЛ, став в сезоне 1990-91 лучшим бомбардиром среди новичков. Только феноменальная игра Эдда Бельфура, ставшего по совместительству лучшим вратарем сезона увела у Сергея приз лучшему новичку сезона "Колдер Трофи".
Айзерман и Федоров - главные звезды Детройта 90-хВ начале 90-х Сергей Федоров находился в тени блиставшего тогда капитана Детройта Стива Айзермана, но когда Айзерман выбыл на полсезона в 1994 году Сергей выдал сильнейший сезон в карьере, набрав 120 очков в регулярном чемпионате, собрав коллекцию индивидуальных призов, став самым ценным игроком сезона и выиграв приз лучшему форварду оборонительного плана. Федоров стал первым россиянином и европейцем, получившим эти престижнейшие награды.
В 1993 году в звездный Детройт пришел самый титулованный тренер НХЛ Скотти Боумен выигравший до этого 6 Кубков Стэнли. Первый сезон Детройта под руководством Боумена был впечатляющим. Град голов, первое место в Западной Конференции, феноменальная игра Федорова и… бесславный вылет в первом раунде плейофф.
Сергея не остановить
В середине 90-х Сергей стал лицом НХЛ и символом российского хоккея. Быстрый форвард с феноменальной техникой и, возможно, лучшим катанием в мире. Мощнейший щелчок и резкий кистевой бросок Сергея наводили ужас на голкиперов. Работоспособность Сергея на площадке поражала воображение: за 25 минут, которые он проводил на площадке он забивал, отдавал результативные пасы, пахал в меньшинстве и прессинговал защитников соперников. Ну а самое главное, Федоров играл чертовски красиво и эффектно.
Федоров - самый ценный игрок НХЛ и лучший форвард оборонительного плана сезона-1993-94
Во время массовой забастовки в НХЛ Федоров, Буре, Могильный и другие российские хоккеисты в рамках благотворительного турне провели серию показательных матчей с российскими командами и бывшие предатели были окончательно реабилитированы. Больше всех переживал "дезертир" Могильный, который боялся, что его заберут прямо с трапа, однако его встретили хлебом-солью и презентовали новенький российский паспорт.
Воссоединение тройки Буре-Федоров-Могильный.
В укороченном из-за локаута сезоне "Детройт" дошел до финала Кубка Стэнли, но безропотно уступил там капканостроителям из Нью Джерси. Федоров провел великолепный плейофф, став его лучшим бомбардиром, но этого оказалось недостаточно. Надо было что-то менять. В начале 1995-го года из Сан-Хосе был выменян Игорь Ларионов, приложивший клюшку к раннему вылету Детройта в 94-м году, и ярый поклонник советского хоккея Скотти Боумен создал легендарную русскую пятерку Детройта, состоящую из защитников Фетисов-Константинов, и тройки нападения Козлов-Федоров-Ларионов. Кто не видел игру этой пятерки очень многое потерял: взаимопонимание у игроков было просто идеальным, противники порой не могли даже дотронуться до шайбы.
Легендарная русская пятерка Детройта празднует очередной гол
Сергей Федоров по итогам сезона-1996 набрал 107 очков и выиграл очередной приз "Джей Селке" как лучший оборонительный форвард, играя на этот раз на левом краю, а Детройт поставил рекорд лиги по количеству побед в регулярном чемпионате. Правда, плейофф был опять провален: в полуфинале Детройт по всем статьям уступил более мощным физически Лавинам из Колорадо, другой легендарной команде этой эпохи. В конце сезона Боумен решился на тотальную перестройку. В команду были приобретены новые хоккеисты Брендан Шенахен и Ларри Мерфи, ушли определявшие игру Коффи и Сисарелли, кроме того, гораздо больше игрового времени получили силовики команды.
Тем временем на одной из околоспортивных вечеринок агент Сергея познакомил его с тогда восходящей звездой мирового тенниса Анной Курниковой, и у них завязался один из самых ярких романов в истории российского спорта. Публика разделилась поровну: одни всячески осуждали отношения спортсменов за разницу в возрасте между двадцатисемилетним Сергеем и шестнадцатилетней теннисисткой, а другие любовались красивой парой звезд.
Сергей и Анна: как все красиво начиналось
Хоккейный сезон 1996-97 годов начался для Сергея Федорова отвратительно: сборная России, которая, наконец, собрав сильнейший состав в своей истории, провалила Кубок мира, одержав всего две победы в 5 играх турнира, безвольно уступив американцам в полуфинале. Одной из главных причин поражения были тотальный организационный бардак, царивший в Хоккейной федерации России (ФХР), плюс травмы ключевых игроков Павла Буре и Владимира Константинова. Борис Михайлов и ФХР обвинили во всех грехах хоккеистов, назвав их капризными миллионерами и непатриотами.
После этого Кубка мира ряд игроков отказались играть за Россию. 27-летний Александр Могильный невозмутимо заявил, что он слишком стар для сборной, и нужно дать дорогу молодым. Жену Сергея Зубова прессанула мафия на Кубке Спартака, в результате, само слово "Россия" вызывало у него дрожь, а Ларионов и Фетисов заявили, что "с этими совковыми уродами" никогда в жизни не будут иметь никаких дел. Сильнейший русский вратарь Николай Хабибуллин и элитный защитник Владимир Малахов сыграли за сборную только один раз на Олимпиаде-2002 в Солт-лейк сити. Сергей Федоров вплоть до чемпионата мира 2008 играл за сборную только после долгих уговоров. А ведь это тогда были лучшие российские игроки. Представьте, что случится, если за сборную России откажутся играть, к примеру, форварды Ковальчук, Малкин, Кузнецов и Овечкин с Дацюком. Поэтому неудивительно, что мы за 15 лет не выиграли ни одного крупного турнира, хотя наши молодежные команды регулярно показывали отличные результаты на чемпионатах мира.
В "Детройте" у Федорова тоже не заладилось. Половину сезона лучший игрок и бомбардир команды последних лет провел в обороне. Чем было это обосновано непонятно, т.к. оборона "Ред Уингз" была одной из лучших, если не лучшей в НХЛ. Поскольку это был последний год Федорова по действующему контракту, и сумма будущей зарплаты Федорова зависела от результатов сезона, поэтому сложилось впечатление, что детройтское руководство решило несколько притормозить свою звезду. Сергей Федоров был крайне оскорблен таким подходом, а отец Сергея Виктор начал давать разоблачительные интервью про Детройт российской прессе.
Тем не менее свой лучший матч в карьере Сергей провел именно в этом сезоне. 28 декабря в Вашингтоне Сергей забросил все пять шайб в ворота Вашингтона, из них одну в овертайме. После невыразительного регулярного сезона в плейофф команда наконец заиграла в свою игру, а Федоров опять показал великолепный хоккей. В итоге Кубок Стэнли впервые за 42 года приехал в Детройт.
Долгожданный триумф
Но через несколько дней после парада в городе в честь выигрыша Кубка произошла трагедия: игроки "Красных Крыльев" Владимир Константинов, Игорь Ларионов, Вячеслав Фетисов и массажист Сергей Мнацаканов попали в автокатастрофу - их лимузин, которым управлял невесть как ставший водителем наркоман Гнайда врезался в дерево, в результате, Фетисов с Ларионовым, получив серьезные травмы все-таки вернулись в хоккей, а Сергей Мнацаканов и Владимир Константинов на всю жизнь остались инвалидами, причем Константинов получил серьезнейшие травмы мозга и потерял возможность даже нормально разговаривать. Константинов был лучшим другом Федорова в Детройте и случившееся нанесло сильный моральный удар хоккеисту, поэтому он отказался ехать с Фетисовым и Ларионовым в Москву с Кубком Стэнли. С другой стороны в тупик зашли переговоры с Детройтом по новому контракту, в результате на Сергея обиделись болельщики команды и так и не смогли его до конца простить. Полгода Сергей не играл, а тренировался с ЦСКА.
Первый и последний Кубок Стэнли "русской пятерки"
В это же время вся Россия ждала Олимпиады в Нагано. Впервые за всю историю мирового хоккея на Олимпийских Играх собрались все сильнейшие хоккеисты мира. Но об этом уже в следующей части.